А Бартницкий - История Эфиопии
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Эфиопии"
Описание и краткое содержание "История Эфиопии" читать бесплатно онлайн.
Победой в Доуаро Амдэ-Цыйон закрепил на какое-то время превосходство империи над мусульманскими {85} соперниками. Он расширил границы государства, включив в состав Эфиопии территории: Мэнз, Зега, частично Йифат до реки Аваш. Правителем мусульманских округов он назначил Джемаль-ад-Дина (Гемальдина), брата прежних султанов Йифата. На короткое время на юго-восточной границе Эфиопии воцарился мир. Побежденный остался по словам летописца - "собачьим хвостом, который поднялся против головы льва".
В тридцатых годах XIV в. войны возникали еще несколько раз, а вернее сказать, война велась постоянно с большим или меньшим напряжением. Через несколько лет после поражения в 1331 г. вновь окрепла коалиция мусульманских областей. Правда, султанат Йифат был ослаблен в военном отношении и урезан территориально, но стали возвышаться исламизированная страна Адал, а также Мора, распространившие свое влияние от Фэтэгара и Доуаро вплоть до Индийского океана. Джемаль-ад-Дин, султан покоренного Йифата, назначенный Амдэ-Цыйоном, также был далек от мысли хранить верность христианскому императору. Поэтому тридцатые годы прошли в бесконочных столкновениях. Не раз мусульманские войска окружали небольшие эфиопские отряды, так как армия императора вынуждена была сражаться на двух фронтах: против мусульман и против фалаша и других мятежных народов на севере своей страны. Часто самому императору приходилось спасаться бегством под покровом ночи. Случалось, что обе стороны, истощенные длительным взаимным кровопролитием, заключали кратковременные перемирия и соглашения. В этой войне было немало драматических моментов, которые описывают тогдашние хроникеры. Так, например, они рассказывают, что однажды император зашел в глубь неприятельской территории и раскинул лагерь на реке Яс. Мусульманские предводители также собрали свои войска и двинулись, чтобы разбить армию захватчиков. Вскоре конные эфиопские разъезды принесли весть о приближении многочисленного мусульманского войска, "сила которого равна дождю и ветру во время бури". По стечению обстоятельств в тот же самый день над лагерем императора пронеслась чудовищная буря, поразившая всех и надломившая дух уже ослабленных голодом и лишениями солдат. Тогда Амдэ-{86}Цыйон приказал своим вестникам обратиться к воинам: "Не бойтесь и не ужасайтесь, народ христианский, видя дождь и бурю, - это знамение божье, что мы ниспровергнем неверных". Этим обращением сумел император "укрепить своих воинов и не допустить в них страха". Атака мусульман была отбита.
Таким образом, прошло много месяцев, в течение которых император Амдэ-Цыйон вместе со своими воинами, не зная отдыха и не откладывая меча, постоянно сражался и продвигался вперед. Наконец он достиг страны Адал, став первым христианским царем, ступившим на ее землю. Хроникер пишет, что войско шло вперед по неизведанной стране, "камни этой земли - как шипы, а люди ее ходили на руках; ноги их вверху, а головы - внизу, и бегали они на руках, а не на ногах". Именно там император со своими войсками сражался днями и ночами.
Амдэ-Цыйон далеко углубился в полупустынные районы Адала, побуждаемый, вероятно, стремлением окончательно разрешить мусульманскую проблему на юго-восточных границах. Его военные начинания были вызваны не только экономическими интересами, но, очевидно, и политическими соображениями. Ибо султанаты намеревались создать новую коалицию, в которую вошли бы также и прибрежные территории в окрестностях Зейлы. Мусульманская сторона, которая рассчитывала и на помощь Йемена, собирала силы. Правитель страны Адал Салех 3 решил привлечь на свою сторону Джемаль-ад-Дина. Амдэ-Цыйон, по всей вероятности, в этой ситуации спешил разбить мусульманские силы до того, как они соединятся. Салех же стремился к объединению этих сил, чтобы разрезать на две части и уничтожить удалившуюся от родной земли армию императора. Свои планы Салех изложил султану Йифата, предоставив ему оставаться верноподданным вассалом императора или завоевать независимость. Цитируемая уже нами хроника пишет об этом так:
"Мир тебе и мир величеству твоему. Послушай совета моего и внемли слову моему: вот царь христиан идет по тесному пути, где ему не пройти. Ты же выбери себе одно {87} из двух: давать ему подать и дары или нет. Если ты хочешь давать ему дары, продай свою жену и детей и все, что есть у тебя; если ты так поступишь, как не поступали твои отцы, бывшие перед тобой, ты не избавишь от рабства своего потомства и потомства твоего дома вовеки. Ныне же реши своим умом, что делать. Собери войско, сражающееся мечом, луком, со щитом, копьями, деревянными пиками, палицами из железа. И я приду с войском из всадников и пеших, и мы окружим его со всех сторон и всецело, и погубим сразу, и не оставим никого из них".
Четыре месяца собиралось мусульманское войско. Однако, когда правитель страны Адал увидел многочисленность своих отрядов, он, не желая ни с кем делить предстоящие трофеи, решил сам пойти на императора, не ожидая прихода войск Джемаль-ад-Дина из Йифата.
Амдэ-Цыйон, готовя к бою отряды из Амхара, Шоа, Годжама и Дамота, приказал украсить серебром и золотом пешие и конные полки, чтобы солнечные лучи, отражаясь в доспехах, своим блеском слепили противника. Но когда подошла мусульманская армия, Амдэ-Цыйон лежал в шатре, мучимый уже неделю длившимся приступом тяжелой лихорадки. Однако по сигналу труб, возвестивших начало битвы, он поднялся с ложа, но упал, не имея сил держаться на ногах. Обе жены, особенно императрица Жан-Мэнгэса, умоляли его остаться в шатре: "Неужели, господин наш, ты пойдешь на войну? Разве может твоя нога бежать, как прежде, когда была здорова? И рука твоя разве способна натягивать лук, брать щит и копье? Есть ли у тебя сила воссесть на коня?.." Им ответил Амдэ-Цыйон: "Неужели я умру женской смертью? Не умру я смертью женщин, ибо знаю смерть мужей - борцов". И, преодолевая слабость, Амдэ-Цыйон ринулся в бой. Сражение продолжалось очень долго и закончилось ужасающей резней мусульманской армии. А у императора, когда вернулся в шатер, сообщает летописец, пришлось силой отрывать от руки меч, так приклеила его к ладони неприятельская кровь.
Битва, которая состоялась приблизительно в 1335 г., окончательно закрепила превосходство Амдэ-Цыйона над султанатами, сохранявшееся вплоть до конца его правления. {88}
ИМПЕРАТОР СЭЙФЭ-АРЫД I.
ДАВИД I. ДАЛЬНЕЙШАЯ БОРЬБА
Наследник и сын Амдэ-Цыйона Сэйфэ-Арыд, называвшийся также Ныуайе-Крыстос, ознаменовал начало своего правления борьбой с династией Уоласма в Йифате. Он победил и заключил в тюрьму султана Али (сына покоренного Амдэ-Цыйоном султана Сабр-ад-Дина). Власть в Йифате император передал в руки сына Али - Ахмеда-Харб-Арада. Однако по прошествии некоторого времени император Сэйфэ-Арыд помиловал заключенного в крепость Али и вернул ему свободу. С этого времени в династии Уоласма началась борьба за трон сначала между отцом и сыном, а потом и между другими претендентами на престол. Эти внутренние столкновения обеспечили на какое-то время мир на границе Эфиопии. Более того, император оказывал военную помощь то одному, то другому сопернику, стараясь, по всей вероятности, использовать внутренние столкновения, ослаблявшие грозного врага империи. Наконец власть в Йифате захватил Хакк-ад-Дин II, внук султана Али.
История правления преемника Сэйфэ-Арыда - императора Ныуайе-Марьяма (1372-1382) - почти совсем не известна. Вполне вероятно, что этому императору на протяжении его десятилетнего царствования тоже пришлось. вести борьбу с султанатами.
На рубеже XIV и XV вв. борьба между империей и султанатами вновь усилилась. Император Давид I (Давит) одержал военную победу над султаном Хакк-ад-Дином II, погибшим в бою в 1386 г. Несмотря на эту победу, война продолжалась со всей непримиримостью. Преемник Хакк-ад-Дина II султан Саад-ад-Дин (Сааддин) бросил на борьбу с христианской империей все мусульманские силы, развязав настоящую "священную войну", в которой наряду с армией участвовало и население. И этот этап борьбы завершился успешно для императорских войск. Сам Саад-ад-Дин, разбитый императором Йисхаком, умер на одном из островов недалеко от Зейлы. Оставшиеся в живых сыновья Саад-ад-Дина, однако, не отказались от дальнейшей борьбы. Опираясь - как и их предшественники - на поддержку Йемена, Зейлы и {89} Адена, они вели партизанскую войну. Постоянными набегами из Адала они нарушали покой в пограничных районах, проникая далеко в глубь страны. Они разрушали все на своем пути, жгли селения, церкви и монастыри. В 1424 г. Мансур, один из сыновей Саад-ад-Дина, оказался в плену у Йисхака. Его брат Джемаль-ад-Дин продолжал прежнюю политику, без устали нападал на империю, в смелых вылазках достигая даже реки Аббай.
Воинственный император Йисхак, который, кроме войн с султанами Уоласма, прославился и другими многочисленными походами, в конце концов погиб в одной из битв в августе 1429 г. После его смерти на эфиопском престоле побывало поочередно несколько правителей, о царствовании которых мы, собственно, ничего не знаем (Ындрыяс, 1429-1430; Тэкле-Марьям, 1430-1433; Сыруы-Ийесус, 1433; Амдэ-Ийесус, 1433-1434). Неизвестно, были ли эти частые смены на эфиопском престоле связаны с эпидемией, которая на какое-то время приостановила войну с мусульманами, или, скорее всего, с внутренними интригами, в результате которых в свое время отказался от престола император Давид I, а также, очевидно, преждевременно скончался Теодрос I. Известно, что во время эпидемии умер Амдэ-Ийесус (Бэдыль-Нань). Наконец, в 1434 г. трон Эфиопии занял один из крупнейших в истории этой страны правителей - император Зэра-Яыкоб (второе имя - Костэнтинос).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Эфиопии"
Книги похожие на "История Эфиопии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А Бартницкий - История Эфиопии"
Отзывы читателей о книге "История Эфиопии", комментарии и мнения людей о произведении.