» » » » А Бартницкий - История Эфиопии


Авторские права

А Бартницкий - История Эфиопии

Здесь можно скачать бесплатно "А Бартницкий - История Эфиопии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История Эфиопии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Эфиопии"

Описание и краткое содержание "История Эфиопии" читать бесплатно онлайн.








Переселенцы участвовали в создании первого в Эфиопии государства (V IV вв. до н. э.), о котором сообщают надписи на древнем южноаравийском языке. Города, основанные в предаксумский период (Матара, Йеха и др.), развивались и в аксумское время.

Эти города вели торговлю с царствами Судана (Мероэ) и Аравии, а также с эллинистическим Египтом. Высокие цивилизации Мероэ и Египта наряду с Южной Аравией оказали заметное влияние на Северную Эфиопию. В это же время она завязывает связи с Индией, прежде всего торговые, и становится посредницей в межконтинентальной торговле между этими странами. {9} Вдоль ее берегов плыли суда из Египта в Восточную Африку, Индию, Цейлон, Малакку, Индонезию, Индокитай.

Расцвет этой торговли относится к аксумскому периоду, когда главный порт Аксумского царства - Адулис - стал крупнейшим портом в районе Баб-эль-Мандебского пролива, Красного моря и западной части Индийского океана.

Подчинив себе соседние страны и захватив берега Баб-эль-Мандебского пролива, цари Аксума силой подавили торговых соперников. Они уделяли большое внимание торговле, получая прибыль от пошлин и от организации караванов, например в страну Сасу (на юго-западе Эфиопии), откуда привозили золото. В Адулисе и Аксуме встречались купцы и путешественники из Египта, Сирии, Южной и Западной Аравии, с острова Сокотры, из Индии, Ирана. Адулис и Аксум богатели и отстраивались. В Аксуме были воздвигнуты многоэтажные дворцы, огромные монолитные обелиски (до 30 м высотой и выше), отлиты золотые, серебряные и бронзовые гигантские статуи, о которых говорят надписи и основание одной из которых сохранилось.

Аксумское ремесло достигло высокой степени совершенства. Но ютились ремесленники в маленьких домиках вокруг дворца. Нам не известно, были ли они свободными людьми, невольниками или членами низших каст.

Вообще сохранилось мало данных о внутреннем строе Аксумского царства. Известно, что его столичная область была окружена вассальными княжествами, в одном из которых жили геэзы, давшие имя языку аксумитов - геэз, в другом - агау. Адулис также был столицей вассального княжества. На положении вассальных царств находилась Верхняя Нубия, или Алва, и Южная Аравия, или Химьяр. Кочевые и полукочевые племена Нубийской и Данакильской пустынь также считались подданными аксумского царя. На просторах Аравийского полуострова пересекались сферы влияния Аксума, Персии и Римской (Византийской) империи, в Судане - Аксума и Рима. Послы Византии, Персии и аравийских государств - Химьяра и Мекки прибывали в Аксум, послы Аксума - в Александрию, Ктесифон, Мероэ, Южную Аравию, Индию. {10}

Хотя борьба за Аравию закончилась неудачно для Аксума, это государство в начале VII в. было еще настолько влиятельным, что основатель ислама, пророк Мухаммед, рассчитывал на его поддержку в своих планах, а первые мусульмане, изгнанные из Мекки, нашли прибежище в Аксуме и оставались здесь до возвращения пророка в Мекку. Выходцы из Аксумской Эфиопии (абиссинцы) сыграли выдающуюся роль в становлении ислама и создании Арабского мусульманского государства.

Аксумское царство пало в VIII - IX вв., аксумская народность дезинтегрировалась, но наследие аксумской цивилизации живо в Эфиопии и поныне. Тем более важное значение имели традиции Аксума в Х - XIV вв., в "темный период" эфиопской истории. Недаром геэз - язык аксумитов оставался языком религии и письменности, недаром нынешнюю территорию народа тиграй еще в ХIV - начале XV в. называли, как и в VI в., "Страной агази" (страна народа и языка геэз). К сожалению, и без того скудные данные источников IX- XIII вв. весьма неполно отражены в книге польских авторов. Но главное они отмечают совершенно верно: политический и культурный центр Эфиопии переместился к югу, в область кушитских народов агау.

С конца XI-XII в. установились связи христиан Эфиопии с армянами, которые после разгрома Армении сельджуками обосновались в Египте. Армяне покровительствовали эфиопским паломникам и монахам в Египте и Иерусалиме и до известной степени контролировали назначение коптских епископов в Эфиопию.

В XIII-XIV вв. центр эфиопской цивилизации еще дальше перемещается к югу, в Амхару, Шоа, Йифат, Адал (Адаль), Дамот и другие области Средней Эфиопии с семитоязычным населением (амхара и др.). На роль главного порта выдвигается Зейла (теперь деревня на севере Сомали). С этого времени политическую жизнь Эфиопии определяло соперничество христианской империи и соседних мусульманских государств. Союзницей Эфиопской империи была единоверная ей Нубия, союзниками мусульман - фалаша Сымена и Гафата (в долине р. Аббай), а также арабские государства. В этой борьбе каждая из сторон имела свои преимущества, причем {11} Эфиопская империя была сильна своей развитой военно-феодальной и церковной организацией, сравнительно высокой культурой и связями с передовыми странами тогдашнего мира.

А. Бартницкий и И. Мантель-Нечко не совсем точно определяют различия, существовавшие между христианской и мусульманской культурами. Нельзя сказать, что первая была связана со Средиземноморьем, а вторая - с миром ислама. Обе они были связаны с арабским миром, и в христианской Эфиопии образованные люди так же знали арабский язык, как и в мусульманских султанатах. Достаточно сказать, что большинство эфиопских книг этой эпохи являются переводами с арабского языка. Но через Египет, Иерусалим, а также через армян Эфиопия была связана также с христианским Востоком и Европой.

Интересная особенность культуры средневековой христианской Эфиопии отсутствие городов. Не города, а феодальные поместья и монастыри были культурными и политическими центрами.

Община, армия и церковь составляли три главных элемента социальной системы, на которой базировалась эфиопская культура. К сожалению, авторы предлагаемой нами книги уделяют слишком мало внимания общественным отношениям, поэтому надо сказать несколько слов о каждом из элементов этой "триады".

В Эфиопии общины носили соседско-родовой 1 и в то же время кастовый и отчасти храмовый характер, так как максимальная община - волость обычно составляла церковный приход. Население такой общины делилось на три или четыре сословия: духовенство, крестьянство, низшее сословие (касты ремесленников, охотников и певцов - азмари), а также иногда военное сословие.

Армия делилась на две части: дружины феодалов (гвардия) и полки военных поселенцев (цоуа, чоуа, или шоа). Первые назывались по именам их вождей, вторые носили специальные названия ("Кинжал на врага", "Лук пчелы", "Крест", "Молния", "Молния в Адале", "Крутая {12} гора в Адале", "Крутая гора Давида", "Гиены" и т. д.). Дружинники жили при дворах своих начальников, военные поселенцы - отдельными деревнями преимущественно в пограничных областях или недавно присоединенных провинциях. Они были освобождены от большинства повинностей. В мирное время цоуа сами обрабатывали свои наделы, частью сдавали землю в аренду крестьянам. Источники сообщают, что иногда полки цоуа получали две трети земель провинции, а местному населению оставалась одна треть, из которой затем еще выделялись участки для церквей и монастырей и т. п. Как и цоуа, духовенство в недавно присоединенных провинциях было пришлым.

Положение эфиопской церкви было противоречивым. С одной стороны, церковь являлась подлинным феодальным государством в государстве, подчиненным императору и в меньшей степени правителям отдельных княжеств. Высшие чины церковной иерархии - ычэге, ныбурэ ыд, акабе сэат и (по крайней мере формально) абунэ - считались более важными вельможами, чем даже крупнейшие светские феодалы. Церковь владела значительной частью земель, получала огромные доходы, накапливала сокровища. Духовное сословие составляло местами до 20-30% населения округов. Но его подавляющее большинство принадлежало не к феодалам, а к трудящимся-земледельцам: бедные монахи работали в монастырях на богатых монахов, бедные священники сами пахали землю, их дети - мальчики-диаконы пасли скот, а книжники - дэбтэра, составлявшие церковный хор, обычно не только занимались сельским хозяйством, но и несли повинности в пользу храмов. Да и церковная служба, в частности для дэбтэра, которые должны были петь, играть на систрах и барабанах-кэбэро и плясать в церкви, а до того проходить курс обучения письму (довольно сложному у эфиопов), церковной музыке и системе ее записи, языку геэз, была нелегким делом.

С другой стороны, церковь, несмотря на связи с местными феодалами, стремившимися к независимости, поддерживала в народе идею общеэфиопского единства под эгидой императорской власти. Император являлся не только верховным правителем государства, но и как бы {13} главой всех христиан, правомочным вмешиваться в чисто церковные дела, в том числе вопросы богословия.

В богословских спорах XIV-XVII вв., о которых рассказывают авторы книги, отразилось не только соперничество между князьями церкви и привилегированными монастырскими общинами Аксума, Хайка, Дэбрэ-Асбо, но они стали идеологическим выражением стремления отдельных провинций к отделению.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Эфиопии"

Книги похожие на "История Эфиопии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А Бартницкий

А Бартницкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А Бартницкий - История Эфиопии"

Отзывы читателей о книге "История Эфиопии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.