» » » » А Бартницкий - История Эфиопии


Авторские права

А Бартницкий - История Эфиопии

Здесь можно скачать бесплатно "А Бартницкий - История Эфиопии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История Эфиопии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Эфиопии"

Описание и краткое содержание "История Эфиопии" читать бесплатно онлайн.








Статуэтки бога Алмакаха теперь уже не являлись точной копией сабейских. Их заменил характерный и для современной Эфиопии горбатый бык; сабейские надписи постепенно вытеснялись архаичными эфиопскими письменами на языке геэз, который находился в родстве с сабейским, но сформировался уже на африканском берегу Красного моря, что явилось, между прочим, признаком создания там самостоятельной и самобытной культуры. Местные правители отказались от титула "мукарриб", вместо него они стали называться "ныгусэ нэгэст" - "властитель властителей"; этот титул сохранился до настоящего времени, правда в несколько измененном значении - "царь царей", или император 6.

Одним из несомненно важных событий этого периода было основание в начале нашей эры города Аксума и размещение в нем резиденции правителей. С этого времени с полным основанием уже можно говорить о новом государстве. Период I-IV вв. н. э., называемый дохристианским периодом Аксума, характеризуется в целом постоянным ростом экономического и политического значения государства и расцветом культуры. Дохристианский период Аксума отличается от предшествующего сабейского (называемого также предаксумским) некоторыми новыми чертами. Это прежде всего организационное упрочение государства, формирование и обособление своеобразной культуры разнородных миграционных групп, смешавшихся с местным населением; затем территориальные приобретения Аксума в Африке и расцвет экономики благодаря благоприятным факторам, а главным обра-{40}зом благодаря положению между приходившим в упадок, но богатым товарами царством Мероэ и Аравийским полуостровом, наконец, возрастающая централизация власти и укрепление авторитета правителей, которые своей столицей избрали Аксум.

В тот период страны бассейна Красного моря находились под сильным влиянием эллинизма. Государство Аксум, имевшее широчайшие торговые связи, также испытало на себе это влияние. Обнаруженные в Абба-Панталевоне греческие эпиграфические памятники отчетливо свидетельствуют о распространении эллинистической культуры в Аксуме, а греческие путешественники, посещавшие эту страну, утверждают в своих описаниях, что правители Аксума свободно владели греческим языком и были поклонниками эллинистической культуры.

Приблизительно к III в. Аксум укрепил свои политические и экономические позиции. Правитель Аксума Сембритэс, как сообщают надписи из вышеупомянутого Абба-Панталевона, получал дань также из Мероэ и Сомали 7; больше того, он снаряжал экспедиции против расположенных на противоположном берегу южноарабских государств. Торговые контакты Аксума уже тогда достигали Индии (доказательством чего служат находимые индийские монеты), а в аксумской керамике того времени, для которой характерна коричнево-розовая глазурь с глубокими насечками, прослеживается римское влияние.

В Аксуме в период высшего расцвета его могущества уже имелось сложившееся оригинальное искусство. Кроме знаменитых аксумских надгробных стел, до нас дошли также скульптуры и барельефы, изумительные женские головки из обожженной глины и т. п.

В III в. н. э. правители Аксума приступили к чеканке собственных золотых и серебряных монет с надписями на греческом языке, реже на языке геэз. На монетах изобра-{41}жался такой же, как на аксумских стелах, сабейский символ: шар, вписанный в полумесяц. Аксумиты строили дамбы по образцу известной плотины в Марибе, которые должны были обеспечивать равномерный полив возделываемых полей. Именно к этому периоду принадлежит система плотин, открытая в Кохайто. Правители Аксума расширили границы и охватили своим влиянием другой берег Красного моря (особенно в годы правления Афиласа) 8.

Исходя из характера керамических изделий, стел и других памятников материальной культуры принято деление дохристианской истории Аксума на два периода. Первый охватывает I-III вв. н. э., когда была основана королевская резиденция в Аксуме, выросло значение нового государства на обоих берегах Красного моря, расширилась его территория и увеличилась сфера влияния на Африканском континенте в юго-западном направлении. В этот период были налажены широкие межконтинентальные торговые связи и заложены основы аксумской культуры и архитектуры, а само государство испытывало греческое и римское влияния. Второй период - с III в. и до середины IV в. н. э. Это было время расцвета могущества Аксума: чеканка собственных золотых и серебряных монет, развитие искусства и архитектуры, а также успешные попытки вмешательства в дела южноарабских государств.

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

Широкие связи с внешним миром, несомненно, стали причиной одного важного события, которое замыкает собой целый период истории Аксума, называемый дохристи-{42}анским. Оно произошло в IV в. н. э., в правление Эзаны, занимавшего аксумский трон в то время, когда это государство находилось на вершине своего могущества. От этого времени сохранилось несколько стел, на которых Эзана увековечил в трехъязычных надписях (греко-сабейско-геэз) 9 ряд своих завоеваний. Он описал аксумские военные походы в глубь Африканского материка, достигавшие даже реки Нил. Но в этих надписях, кроме сведений об экспансии, отразилось и событие другого рода, а именно принятие христианства Аксумом.

Начало надписи, описывающей завоевание и переселение на другие земли народа беджа, гласит: "Эзана, царь Аксума... царь царей, сын бога Махрема, никогда врагами не побежденный..." Такое вступление явно свидетельствует, что в это время царь Эзана был еще приверженцем пантеистической религии, перенесенной на африканское побережье из Южной Аравии. Но уже в апострофе к надписи, рассказывающей о походе войск царя Эзаны против Нобы (ныне Нубия), введена иная формула: "Силою господа небес, победоносного на небесах и на земле, властителя всего сущего... Силою господа небес, который был милостив ко мне и который царит вечно и непобедимо! Да не выступит против меня ни один неприятель, да не сможет он преследовать меня - пусть так будет волей всеобъемлющего бога". Эта надпись сделана уже после принятия христианства и свидетельствует о начале нового периода в истории Аксума, длившегося с IV по VIII-IX вв. Принятие христианства в значительной мере отразилось на всей последующей истории Эфиопии, оказало влияние и на ее культуру. Оно сыграло роль фактора, обособившего цивилизацию Эфиопии от других культур Африканского континента.

Вероятно, причины перехода к новой религии следует искать в экономических и политических интересах правителей Аксума. Это, разумеется, не исключает того, что интересы аксумских правителей, побудившие их обратиться к христианству, могли совпасть по времени с проникновением этой религии в низшие социальные слои {43} подобно тому, как это произошло на территории Римской империи или в Нубии.

Неизвестно доподлинно, как все было в Аксуме. Однако кажется вероятным, что принятие христианства - религии богатых и влиятельных византийских купцов, часто посещавших Эфиопию, религии монофизитской, следовательно, способствовавшей централизации власти, - по-видимому, представлялось правителям Аксума выгодным с политической и экономической точек зрения. Дошедшие до нас памятники эфиопской письменности, описывающие христианизацию страны, свидетельствуют именно о том, что аксумские правители обратились к новой вере под влиянием византийских купцов, приняв идеологию экономически и политически могущественной державы, с которой их связывали тесные торговые отношения.

В эфиопских святцах, так называемом Синаксаре, содержащем жизнеописания святых, почитаемых в определенные дни, есть житие аббы Сэламы, крестившего царя и ставшего первым патриархом страны:

"Этот день является днем поминовения крестителя и главы патриаршества Эфиопии, святого отца аббы Сэламы, который почил в этот день.

А вот его деяния: Меропий, великий мудрец, прибыл из Греции, влекомый желанием увидеть Эфиопию. Ему сопутствовали два ученика - его родственники Фрументий и Эдезий... Корабль пристал к берегам страны Агази [Эфиопии]; и Меропий увидел все чудеса, о которых прежде лелеял мечты в своем сердце, а когда уже собирался возвратиться на родину, то напали на него враги. Они убили его и его товарищей. Остались в живых только два мальчика. Туземцы взяли их в неволю, обучили военному искусству и преподнесли в дар царю Аксума - Элла-Алада. Царь назначил Эдезия хранителем казны, а Фрументия блюстителем закона и писцом Аксума. Вскоре потом царь умер, оставив вдову с малолетним сыном. На троне воцарился Элла-Асгуагуа. А Эдезий и Фрументий воспитали ребенка, прививая ему веру Христову. Они построили для него часовню, куда водили и других детей, обучая их пению псалмов и гимнов.

Когда же наследник престола вырос, они обратились к нему с просьбой позволить им вернуться на родину. {44} Эдезий отправился в Тир навестить семью, Фрументий - в Александрию, к только что ставшему патриархом аббе Афанасию. Он рассказал Афанасию обо всем, что с ними произошло, и поведал о том, что в стране Агази верят в господа нашего Иисуса Христа, но нет в той стране ни священников, ни епископов. Услышав все это, Афанасий назначил его епископом Эфиопии и отправил с большими почестями... И он всюду восславлял мир бога нашего Иисуса Христа, и поэтому его стали называть абба Сэлама Отец мира".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Эфиопии"

Книги похожие на "История Эфиопии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А Бартницкий

А Бартницкий - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А Бартницкий - История Эфиопии"

Отзывы читателей о книге "История Эфиопии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.