» » » » И. Демидов - Логика: Учебное пособие для юридических вузов


Авторские права

И. Демидов - Логика: Учебное пособие для юридических вузов

Здесь можно купить и скачать "И. Демидов - Логика: Учебное пособие для юридических вузов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Юриспруденция, год 2000. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
И. Демидов - Логика: Учебное пособие для юридических вузов
Рейтинг:
Название:
Логика: Учебное пособие для юридических вузов
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2000
ISBN:
5-8401-0027-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Логика: Учебное пособие для юридических вузов"

Описание и краткое содержание "Логика: Учебное пособие для юридических вузов" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие включает все основные разделы курса классической логики, определяемые требованиями Государственного образовательного стандарта для юристов. Теоретический материал снабжен практическими упражнениями для закрепления учебного материала и логическими задачами.

Для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников юридических вузов.






Задача №2

Профессор ложится спать в восемь часов вечера, а будильник заводит на де­вять часов утра. Сколько будет спать профессор?


Задача № 3

Как-то утром солдат, бывший накануне в ночном карауле, подошел к центу­риону и сказал: «Ночью мне приснился сон: полчища варваров с севера сегодня ве­чером нападут на нашу крепость». Центурион не очень поверил в этот сон, но все же приказал на всякий случай выставить дополнительные караулы. Той же ночью варвары действительно напали на крепость, но благодаря предпринятым мерам их атака была отбита. После боя центурион поблагодарил солдата, а за­тем приказал его взять под стражу. Почему?


Задача № 4

У Мамеда десять овец. Все, кроме девяти, сдохли. Сколько осталось овец?


Задача № 5

Один поезд идет из Москвы в Петербург, а другой — из Петербурга в Моск­ву. Вышли они одновременно, но скорость первого поезда в три раза больше ско­рости второго. Какой поезд будет дальше от Москвы в момент их встречи.


Задача № 6

На руках десять пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?


Задача №7

Горело семь свечей, три погасли. Сколько свечей осталось?


Задача №8

Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поме­ститься только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжили свой путь. Как они это сделали?


Задача № 9

Жена пишет уехавшему в командировку мужу: «В почтовом ящике лежит пакет, но я не могу найти ключа от ящика». Муж отвечает письмом: «Ключ ле­жит в правом ящике письменного стола, а ключ от стола — в левом ящике буфе­та». Почему жена все же не смогла достать пакет?


Глава 2 ПОНЯТИЕ


Разнообразие окружающего нас мира обус­ловлено существованием множества отдельных материальных предметов, обладающих различ­ными свойствами и находящихся между собой в определенных связях. Познание природы этих, предметов, выявление их сущности и оперирова­ние ими в реальной жизни требует идеальных средств, которые заменяли бы эти предметы объ­ективного мира и служили бы инструментом раз­вития человеческого знания и наук. Одним из таких средств являются понятия.

Понятия не существуют в объективном мире. Они возникают в нашем сознании и заменяют предметы, процессы действительности логичес­кими образами, делая естественный язык обще­ния и языки наук информационно более емки­ми, более насыщенными, давая возможность зафиксировать и передать знания с помощью на­именьшего количества знаковых средств.


§ 1. Понятие как форма мышления


Окружающий нас мир предстает перед человеком не скоплением одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Любые свойства, черты, состояния, отношения предме­та, которые характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознавать среди других пред­метов, составляют его признаки.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние, отно­шение) также рассматривается как его признак.

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его внутреннюю природу, его сущность, называются существенными. Например, существен­ными признаками преступления против свободы, чести и достоинства лич­ности являются похищение человека, незаконное лишение свободы или по­мещение его в психиатрический стационар, клевета, оскорбление и др.

Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественны­ми. Например, несущественными признаками преступления против свободы, чести и достоинства личности на этапе его квалифицирования являются по­следствия преступления, количество его участников, наличие предваритель­ного сговора, угроза применения оружия и многие другие.

Важно иметь в виду, что различия между существенными и несуществен­ными признаками предмета имеют относительный характер. В определен­ных условиях, а также с развитием предмета и нашего знания о нем они мо­гут меняться местами. Одним из главных критериев существенности признаков является социальная практика. Например, перечисленные несу­щественные признаки преступления против свободы, чести и достоинства личности становятся существенными при определении меры уголовной от­ветственности за совершение конкретного преступления данного рода.

Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятиях. Каждый из существенных признаков необхо­дим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мыс­ли из общей предметной среды.

Таким образом, понятие - это логическая мысль о предмете, отражение предмета в его одном или нескольких существенных признаках[3].

Для образования понятия необходимо найти и обосновать существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы его вскрыть, используют следующие логические приемы: анализ, синтез, срав­нение, абстрагирование, обобщение и др.

Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и временное отвлечение от других.

Обобщение — мысленное объединение отдельных предметов в некото­ром понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глуб­же познать основное, наиболее важное.

Данные логические приемы взаимосвязаны и образуют единый процесс. Его результатом является мысль, содержание которой бесконечно разнооб­разно, но форма неизменно одна - понятие. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова.


§ 2. Соотношение понятия и слова


Понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании. Слова являются материальной основой понятий, без которой невозможно ни их образова­ние, ни оперирование ими. Однако единство понятия и слова не означает их абсолютного тождества, так как между ними есть определенные различия. Рассмотрим эти различия более подробно.

Во-первых, не всякое понятие выражается одним словом. Многие поня­тия выражаются совокупностью слов - словосочетаниями. Например, «меж­дународная организация уголовной полиции», «комплексный учет всех положений Гражданского кодекса Российской Федерации», «студентка второго курса юридического факультета Московского гуманитарно-эконо­мического института» и др.

Во-вторых, понятие и слово не всегда однозначно соответствуют друг другу, что связано с существованием омонимов и синонимов.

Омонимами называются слова, совпадающие по звучанию, но относящи­еся к различным понятиям. Например, «ключ», «мир», «следствие», «при­вод» и другие. Для наглядности данный вид соотношения слова и выражен­ных им понятий можно представить следующим образом:

При этом каждое понятие, выраженное одним и тем же словом, имеет только свое значение. Вот почему такие слова называются многозначными. Например, у слова «презумпция» два значения: 1) предположение, основанное на ве­роятности; 2) признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное. А слово «след» имеет пять значений: 1) отпечаток, оттиск ноги или лапы на какой-либо поверхности; 2) результат, последствия чьей-ли­бо деятельности; 3) царапина, шрам, синяк, свидетельствующие о чем-либо; 4) уцелевшая незначительная часть чего-либо, незначительный остаток от того, что было; 5) нижняя часть ступни, подошва ноги.

К омонимам примыкают слова-паронимы. Паронимы - это близкие по звучанию однокоренные слова, имеющие разное значение или совпадаю­щие в нем лишь частично. Например, «вина» и «виновность», «представлять» и «предоставлять», «замысел» и «умысел», «осужденный» и «судимый», «ста­тус» и «статут», «бегун» и «беглец».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Логика: Учебное пособие для юридических вузов"

Книги похожие на "Логика: Учебное пособие для юридических вузов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора И. Демидов

И. Демидов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "И. Демидов - Логика: Учебное пособие для юридических вузов"

Отзывы читателей о книге "Логика: Учебное пособие для юридических вузов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.