Гарри Адес - Египет. История страны

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Египет. История страны"
Описание и краткое содержание "Египет. История страны" читать бесплатно онлайн.
Повествование Гарри Адеса охватывает весь исторический путь Египта, с глубочайшей древности, и позволяет взглянуть на историю страны в перспективе. Автор предлагает ясный, спокойный и предельно точный, информативный рассказ о событиях, начиная с первого появления людей в долине Нила вплоть до сложной и напряженной жизни сегодняшнего египетского общества. Каждый раздел посвящен определенному периоду; читатель найдет в них уместный комментарий, который можно будет сопоставить с визуальными впечатлениями, выясняя для себя, какие загадки таит храм Карнака, что означают римские надгробные об разы из Египетского музея или одно из уцелевших в Каире зданий эпохи мамлюков. Хронология является существенным подспорьем; чтобы понимать, что мы видим, следует воспринять последовательность событий. Только в этом случае весь непросто процесс исторического развития и перемен становится целостным и внятным, и Египте представит красноречивые свидетельства минувших событий, век за веком, эпоха за эпохой.
Житница Древнего мира и сокровищница мировой культуры, эта страна оставила неизгладимый след в истории человечества. По сей день к золотому веку этой страны — славной эпохе фараонов — обращаются писатели и художники, археологи и кинематографисты. Однако Египет и его история — не только эпоха фараонов, в протяженной истории страны немало других, не менее славных, радостных, а также трагических страниц. Долгому пути Египта от древности к современности посвящена эта книга.
Все правители Первой династии похоронены в Абидосе, в 50 км к югу от современного Сохага, в пустынной низменности, в тени громадного утеса. Даже на самых ранних этапах существования египетского государства Абидос считался священным кладбищем. Последующие поколения совершали туда паломничества, поскольку это был еще и один из главных центров культа Осириса (с эпохи Среднего царства могила Джера, преемника Аха, считалась захоронением самого бога). Территория древнейшего Абидоса сейчас известна как Умм-эль-Кааб — «мать горшков»; название происходит от изобилия обломков керамики, буквально покрывающих эти места, жалких остатков вотивных подношений, сделанных паломниками.
В широком смысле могила той эпохи представляла собой яму в земле, облицованную изнутри кирпичом, а потом накрытую и засыпанную песком; поверх ставили пару резных каменных стел. Основную могилу окружала череда камер, служивших хранилищами провизии и предметов роскоши, в том числе вина и ароматических масел, а также дополнительными захоронениями для слуг, которых либо убивали, либо побуждали к самоубийству, что считалось привилегией, так как эти люди удостаивались чести служить фараону в загробной жизни. Погребальный комплекс Аха, например, включает тридцать три дополнительных захоронения, в которых лежат останки молодых мужчин, все не старше 25 лет, а также семи львов. Гробницу же фараона Джера окружает 338 дополнительных захоронений; после него от этой практики постепенно отказались, поскольку священные жертвы стали заменять погребальными статуэтками-ушебти — это было дешевле и не требовало кровавых церемоний, а фараон все равно получал необходимую прислугу.
Кроме собственно гробниц, фараоны (за исключением Аха) строили дополнительные погребальные сооружения ближе к Нилу; это были огороженные стенами участки, внутри которых непрерывно творили молитвы и ритуалы в честь покойных. Ранние археологи ошибочно интерпретировали эти структуры как крепости. Случалось и так, что тело фараона помещали в пределы этих стен, несмотря на сооружение гробницы и прочие приготовления. Лишь в правление Дена, четвертого фараона Первой династии, в гробнице появилась лестница; столь явная забота о загробном существовании доказывает, что гробницу построили еще при жизни фараона.
Ранние гробницы в СаккареСаккара была главным некрополем Мемфиса, располагалась к северу от города, там немало погребений раннего династического периода (мастаба) — такое название дали гробницам арабы из-за сходства прямоугольных строений со скамьей (мастаба), обычно стоящей перед египетским домом.
Многочисленные и довольно хорошо сохранившиеся мастабы Первой династии на севере Саккары окружены запутанным лабиринтом-системой «дворцовых фасадов» — стен из сырцового кирпича, месопотамских по технике; волнообразная линия выступов-контрфорсов и углублений в стенах создает эффект рельефа, кое-где снаружи сохранились следы краски и даже фрагменты деревянных полов. Ранние археологи решили, что это и есть захоронения первых царей, а другие, менее величественные сооружения — кенотафы, то есть пустые церемониальные гробницы. Сокровища, найденные в мастабах (особенно примечателен загадочный диск с инкрустацией, а также старейший из когда-либо найденных фрагментов папируса), изрядно подогрели дискуссию между сторонниками и противниками этой идеи. Сегодня преобладает мнение, что мастабы принадлежали высшим чиновникам и членам царской семьи, то есть самым богатым и знатным людям, служившим фараону.
Могилы фараонов Второй династии возводились именно в Саккаре: это огромные подземные галереи, вырезанные в известняке. Остается неясным, почему правители Египта забросили некрополь в Абидосе. Это был очевидный разрыв с традицией Первой династии.
Беспорядки эпохи второй династииПеренос царского некрополя ближе к Мемфису при Второй династии (ок. 2890–2686 гг. до н. э.), вероятно, отражал смещение власти на север. Существуют свидетельства того, что переезд происходил в спешке и на время разрушил союз, ослабив власть фараона на юге и дав импульс внутренним раздорам. На середину правления Второй династии приходится особенно много обрывочно описанных и чересчур коротких царствований владык севера; судя по всему, сфера их влияния была весьма ограниченной и на Верхний Египет вряд ли распространялась. С другой стороны, предпоследний фараон этой династии по имени Перибсен похоронен в Абидосе, рядом с царями Первой династии, но записи о нем сохранились только в Южном Египте. Его имя в прямоугольной рамке серех (ее венчал сокол Гора), в которой обычно писалось «имя Гора», принадлежавшее фараону, соседствует со змеей, символом Сета — главного соперника Гора. Эта замена традиционного символа (змея вместо птицы) интерпретируется как символ бунта против существовавшего порядка; она свидетельствует о том, что преемник Перибсена, начавший правление под знаком Гора, позднее добавил к рамке с именем знак Сета, а также удлинил собственное имя: из Хасекхема («власть появилась») стал Хасекхемуи («две власти появились») и дополнил титул фараона словами «Два господина в мире с ним», вероятно, в честь того, что сумел подавить восстание и возглавить заново объединенный Египет.
Хасекхемуи
Хасекхемуи был последним и самым успешным из царей раннего династического периода. Ликвидировав беспорядки, которые могли погубить египетскую цивилизацию еще до того, как она окрепла, он консолидировал национальные интересы и собрал территории от Нижней Нубии до севера, подчинил земли вплоть до Библа в современном Ливане и заслужил титул «Тот, кто присматривает за чужими землями». Он также был амбициозным строителем; его эффектная гробница, последняя на вскоре покинутом царском кладбищем Умм-эль-Кааб в Абидосе, была окружена стеной из блоков тесаного известняка (это самая ранняя из дошедших до нас масштабных каменных конструкций) и включала 58 хранилищ, в которых хватило бы места для всех захоронений Первой династии, вместе взятых. Колоссальные стены этого обширного святилища достигали местами 9 метров в высоту; сколько понадобилось усилий и расходов, чтобы их возвести! Возможно, существовали и другие постройки, о чем свидетельствуют фрагменты гранитных блоков в Элькабе со следами рамок серех. Достижения царствования Хасекхемуи, помимо политической стабильности и экономического процветания, включают восстановление великого образа единого царства и создание нового типа архитектуры и погребальных комплексов, что, видимо, заложило основы будущих триумфов Древнего царства и эпохи пирамид.
Древнее царство и эпоха пирамид (ок. 2686–2126 гг. до н. э.)
Древнее царство охватывает период с Третьей по Шестую династии, это была эпоха долгой стабильности и централизованного правления со столицей в Мемфисе; цари того времени обладали исключительной властью и несравненными богатствами. Государственная религия, экономическое процветание, административные успехи сделали возможным для фараонов вложение значительных средств в грандиозные строительные проекты, прежде всего проекты усыпальниц и погребальных храмов, с помощью которых правители надеялись сохранить царский статус и в загробной жизни. Результатом этого стала архитектурно-художественная революция и строительство памятников беспрецедентного масштаба и качества, среди которых самые прославленные сооружения всех времен — пирамиды.
Классическая форма погребального комплекса, центральным элементом которой была пирамида, сложилась к Четвертой династии. Это было нечто большее, чем реликварий с телом мертвого фараона, — своего рода транспортное средство, призванное доставить царя к благословенному месту загробной жизни, рядом с Ра на небесной ладье солнца. Кроме главной пирамиды, в погребальный комплекс входили: поминальный храм — царский дворец вечности, в котором отправляли культ фараона; храм на берегу реки, при входе в комплекс, предназначенный для совершения поминальных ритуалов; крытый проход от храма у реки к пирамиде и погребальному храму; пирамида-спутник для души ка; пирамиды цариц, дополнительные захоронения для жен и дочерей царя; ямы для судов, куда опускали погребальные ладьи фараона. В некоторых комплексах имелись также обширные кладбища для придворных и родственников по обе стороны главной пирамиды, настоящие улицы с домами-мастабами: фараон мог наслаждаться обществом близких и после смерти.
Гелиополь
В начале Третьей династии (ок. 2686–2613 гг. до н. э.) бог солнца Ра стал верховным государственным божеством, его культовый центр находился в Гелиополе (египтяне называли город Инну или Он — «Город солнца»). Культ Ра вытеснил более ранний культ бога-творца Атума, именно солнечному богу суждено было стать главным космическим божеством и родоначальником остальных богов; считалось, что он появился из первичных вод (персонифицированных в богине Нун) и ступил на священную изначальную землю, представлявшую собой холм. С этого холма он «единоручно» создал и отправил в мир близнецов: Шу (бога воздуха) и его сестру Тефнут, а затем Геба (бога земли) и его сестру Нут (богиню неба), которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Эти девять богов составили так называемую «гелиопольскую девятку» (эннеаду) — одну из древнейших божественных групп. Имена этих божеств связаны с большим количеством мифов, в которых участвовали и местные боги; эти мифы распространялись по всей стране и, видимо, послужили еще одной «связкой», объединившей Египет и заложившей основу системы государственных верований.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Египет. История страны"
Книги похожие на "Египет. История страны" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гарри Адес - Египет. История страны"
Отзывы читателей о книге "Египет. История страны", комментарии и мнения людей о произведении.