» » » » Андрей Мелехов - «Танковая дубина» Сталина


Авторские права

Андрей Мелехов - «Танковая дубина» Сталина

Здесь можно купить и скачать "Андрей Мелехов - «Танковая дубина» Сталина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Яуза-пресс, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Мелехов - «Танковая дубина» Сталина
Рейтинг:
Название:
«Танковая дубина» Сталина
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-9955-0435-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Танковая дубина» Сталина"

Описание и краткое содержание "«Танковая дубина» Сталина" читать бесплатно онлайн.



НОВАЯ книга от автора бестселлеров «1941: Козырная карта Вождя» и «22 июня: Никакой «внезапности» не было»! Опровержение ключевых сталинских мифов о Второй Мировой! Развивая идеи Виктора Суворова, автор убедительно доказывает: вопреки лжи «антирезунистов», в начале войны Красная Армия не уступала противнику ни по надежности бронетехники, ни по уровню механизации и боевой подготовки войск, ни по качеству личного состава. Летом 1941 года наши танкисты были гораздо лучше обучены, чем в победном 45-м, и имели бы преимущество над Панцерваффе даже без Т-34 и КВ, поскольку «устаревшие» типы советских танков мало в чем проигрывали новейшим немецким панцерам, а по численности превосходили их многократно!

Почему же тогда наши танковые войска потерпели столь сокрушительное поражение, потеряв более 20 тысяч единиц бронетехники, — по семь своих танков за один немецкий? Почему драпали и пятились до самой Москвы, едва не проиграв войну? Единственное разумное объяснение этому историческому парадоксу вы найдете в данной книге.






А вот что Герой Советского Союза Катуков, бывший в начале войны командиром 20-й танковой дивизии 9-го механизированного корпуса Рокоссовского, рассказывал о первом бое дивизии с немцами: «Первый бой произошел 24 июня у местечка Клевань. Разведка сообщила, что по соседству расположились на отдых моторизованные части 13-й танковой дивизии противника. После изнурительного марша солдаты валились с ног от усталости, но времени на отдых не было. Дивизия получила приказ атаковать врага… Но в этом первом неравном бою мы потеряли все 33 наши учебные «бэтушки» (речь идет о БТ-2 и БТ-5. — Прим. авт.). Наши БТ не представляли собой грозной силы, к тому же использовали мы их неправильно. С такими быстроходными, но слабо бронированными машинами нельзя было ввязываться в открытый бой. Но горький урок не прошел даром: и не только потому, что за каждый наш танк немцам пришлось заплатить по нескольку (!) танков…» (там же, с. 14). Секундочку! Если устаревшие БТ — такой «хлам», то каким образом советским танкистам удалось одержать в этом первом бою победу над немцами?.. Да еще и заставить заплатить такую цену?! Читаем дальше: «Обойдя сожженные и подбитые танки врага, я увидел, что они сделаны не только в Германии. Кроме немецких Pz.II (сами же немцы называли их «жестяными гробами». — Прим, авт.), PZ.III, Pz.IV, здесь были и чехословацкие машины завода «Шкода», и французские «Рено», и даже захваченные в Польше танкетки английских заводов «Карден-Лойд» (там же).

Английские «кузены» БТ — «крейсерские» танки «Крусейдер» — вполне достойно служили в Северной Африке, где британские танкисты в полной мере использовали их основное преимущество — скорость и способность появляться там, где их не ждал противник. Да, у них тоже — как и у советских БТ — было слабое бронирование. Но, как и в ходе начального этапа Великой Отечественной, этот фактор сказывался, когда не предназначавшийся для выполнения подобных задач легкий танк использовался в упрямых, часто бессмысленных — «волна за волной» — лобовых атаках на позиции противотанковой артиллерии или немецких танков с более тяжелым бронированием. Напомню, что в июне — августе 1941 года Красная Армия таким образом потеряла не только многие тысячи легких танков БТ, Т-26, Т-37А и Т-38, но и две сотни модернизированных Т-28Э, все Т-35, а также порядка двух тысяч «непробиваемых» Т-34 и КВ. Великими «уравнителями» немцев во Франции, Африке и России стали их подавляющее превосходство в стратегии и тактике, пробивавшая «все на свете» 88-мм зенитная пушка и тихоходный пикирующий бомбардировщик Ju-87. Несмотря на не самые выдающиеся боевые качества даже «продвинутых» моделей Pz.HI и Pz.IV, сочетание вышеуказанных факторов позволяло Вермахту примерно до середины 1942 года раз за разом справляться с гораздо более сильным и лучше вооруженным противником на всех театрах военных действий.

Еще одна причина, по которой Красная Армия летом 1941 года в принципе вполне могла обойтись без Т-34 и КВ, — это наличие у нее другого среднего танка — трехбашенного Т-28. К 1940 году эта замечательная машина прошла несколько модернизаций. В Приложении № 1 последний предвоенный вариант Т-28 обозначен буковкой «Э» — имея в виду то, что на него поставили дополнительные бронеэкраны. С 1938 года на многие (но не все) модернизируемые и вновь выпускаемые Т-28 ставили и новую 76-мм пушку Л-10, способную — согласно М. Коломийцу — пробить броню любого немецкого танка той поры. Специально для Т-28 и Т-35 был создан и форсированный до 650 л.с. мотор М-17Л. «Устаревший» Т-28Э обладал вполне современными боевыми характеристиками, которые были либо такими же (скорость, бронирование), что и у самых на то время новейших Pz.IVFl, либо превосходили ТТХ ближайшего конкурента — например, по бронепробиваемости пушки, мощности двигателя/энерговооруженности и удельному давлению на грунт. К началу войны на Т-28 были устранены и часто свойственные новым типам танков «детские болезни» — вроде проблем с двигателем, ходовой частью и электрооборудованием. Последнее представляется особенно важным в свете неустраненных конструкционных недостатков, от которых страдали «тридцатьчетверки», выпускавшиеся в 1940–1943 годах. Внимательно посмотрев на таблицы Приложения № 1, можно смело сказать, что Т-28Э последней серии, оснащенный 76-мм пушкой Л-10, был грозной боевой машиной, превосходившей по основным параметрам любой танк мира того времени, кроме советских же Т-34 и КВ. Причем это превосходство сохранялось еще в течение как минимум года — пока на поле боя не появились модернизированные германские «четверки» Pz.IVF2 с усиленной броней и более мощной 75-мм пушкой, а также «кромвели» и «шерманы». Во время тяжелейшей «зимней войны» с Финляндией трехбашенные Т-28 показали себя с самой лучшей стороны, сыграв большую роль в прорыве линии Маннергейма, то есть выполнили именно ту задачу, для которой и предназначались при создании.

Вот что пишет по этому поводу в своей книге «Сухопутные линкоры Сталина» Максим Коломиец: «Несмотря на то что эти машины проектировались по требованиям начала 30-х годов, они показали себя с самой лучшей стороны. Т-28 превосходили все остальные танки по проходимости — на второй передаче они свободно двигались по снегу глубиной 80–90 см, лучше преодолевали рвы, эскарпы и другие препятствия» (с. 115). «Бои в Финляндии показали, — продолжает он, — что Т-28 является надежной и ремонтопригодной машиной, несмотря на суровые географические и климатические условия эксплуатации, артиллерийские обстрелы и минные поля… Из 487 потерянных танков в ходе боев было восстановлено 386, что составляет 80 % потерь… По документам, некоторые машины ремонтировались в ходе боев до 5 раз…» (там же, с. 116). Заметим, что, несмотря на вроде бы пожароопасный двигатель М-17Т, танки Т-28 при пробивании брони или подрывах на минах, как правило, не сгорали. Именно поэтому после боя получалось восстановить 80 % подбитых и поврежденных машин. В ходе Великой Отечественной усиленную экранами броню Т-28Э немецкие танковые 50-мм пушки не могли пробить точно так же, как и броню Т-34 и КВ. Об этом, в частности, свидетельствует фото танка этой модели на с. 140 упомянутой книги М. Коломийца — со следами многочисленных снарядных попаданий 37—50-мм снарядов, но полным отсутствием пробоин (этот танк немцы остановили, перебив гусеницу).

«Дольше всего, — пишет М. Коломиец, — в боевых частях Красной Армии Т-28 «прожили» в составе 14-й армии Карельского фронта, действовавшей в Заполярье (то есть на единственном участке фронта, где Красная Армия практически не отступала и где поломавшиеся и поврежденные танки не доставались противнику. — Прим. авт.). По донесениям командования, «при использовании наших танков особый эффект давали танки Т-28» (там же, с. 165). Интересно, что семь из двенадцати захваченных финнами танков Т-28 эксплуатировались до 1951 года (и это без запчастей к ходовой части и двигателю М-17!). И немудрено! «В целом, — резюмирует М. Коломиец, — конструкцию танка Т-28 можно признать достаточно совершенной для своего времени. Состав и расположение вооружения, применительно к концепции многобашенной компоновки, были оптимальными… При довольно большом соотношении длины к ширине — 2,04 — маневренные качества Т-28 были неплохими и по ряду параметров (особенно по скорости) приближались даже к аналогичным характеристикам легких танков БТ! Подвеска танка, при всей ее громоздкости, в целом работала надежно… Что касается боевого использования Т-28, то у автора нет сомнений, что трехбашенная схема, выбранная для танка «качественного усиления основных танков РККА при прорыве сильно укрепленных оборонительных полос», себя полностью оправдала… Экранировка Т-28 уравняла их по бронированности с танками Т-34… Воевать на Т-28 было можно, и весьма успешно… По сочетанию основных оценочных параметров — подвижности, вооружению и броневой защите — танк Т-28 был в 1930-е годы сильнейшим средним танком в мире» (там же, с. 168–171). Это, кстати, ответ тем «экспертам», которые утверждают, что до появления Т-34 лучшим средним танком мира являлся легкий фрацузский S35 «Сомуа»: сравните ТТХ, господа…

Можно ли было модернизировать Т-28 и дальше? Думаю, да. Прежде всего, имея в виду новые требования, танк можно было сделать однобашенным, усилив за счет сэкономленного веса бронирование и поставив на него новую основную башню на троих человек с еще более мощным орудием, чем 76-мм пушка Л-10. По словам Виктора Суворова, «Т-28 имел достаточный конструктивный задел, чтобы на нем поставить 85-мм пушку Ф-39 с длиной ствола 52-го калибра. Танк успешно прошел испытания с такой пушкой» («Самоубийство», с. 225). Наконец, при желании на него можно было установить уже выпускавшийся в массовом порядке 500-сильный дизель В-2. Если бы не «вписался» В-2, то ничего страшного не случилось бы: 650-сильный М-17Л являлся вполне приемлемой альтернативой. Почему это не сделали?.. Почему, наконец, к началу войны Кировский завод-изготовитель не выпускал для этого танка запчасти? И не только для него, но и для тяжелого пятибашенного Т-35? Да потому, что полностью перешел на выпуск еще более замечательного танка — КВ. Сейчас понятно, что это решение было полностью оправданным. Да, в приграничных округах немцам достались десятки так и не отремонтированных (и, отметим, не эвакуированных вовремя в тыл) Т-28, но зато танковая промышленность сумела сконцентрировать усилия и наладить крупномасштабное производство танков нового поколения — КВ и Т-34.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Танковая дубина» Сталина"

Книги похожие на "«Танковая дубина» Сталина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Мелехов

Андрей Мелехов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Мелехов - «Танковая дубина» Сталина"

Отзывы читателей о книге "«Танковая дубина» Сталина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.