» » » Александр Широкорад - Трагедии Севастопольской крепости


Авторские права

Александр Широкорад - Трагедии Севастопольской крепости

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Широкорад - Трагедии Севастопольской крепости" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Яуза, Эксмо, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Трагедии Севастопольской крепости
Рейтинг:
Название:
Трагедии Севастопольской крепости
Издательство:
Яуза, Эксмо
Год:
2005
ISBN:
5-699-10622-7
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трагедии Севастопольской крепости"

Описание и краткое содержание "Трагедии Севастопольской крепости" читать бесплатно онлайн.



Есть ли у Севастопольской крепости своя тайна? Конечно, есть, и лаже не одна. Но, с другой стороны, какие могут быть тайны после «Севастопольских рассказов» Л. Толстого и десятков монографий официальных советских историков от Тарле до Ванеева?

Увы, все эти солидные труды лишь затемнили картину двух оборон Севастополя. До сих пор остаются не выясненными десятки важных вопросов. Мог ли. например, русский флот в 1854 г. атаковать перегруженную десантом англо-французскую эскадру, или самозатопление наших кораблей было неизбежно? Верно ли. что адмирал Октябрьский весь 1941 г. воевал с итальянским флотом, не покидавшим пределы Средиземного моря? Генерал-полковник Манштейн утверждал, что при вторжении германских войск в Крым у него не было ни одного танка, а в июне 1942 г. в последнем штурме Севастополя участвовал… только один танковый батальон. Советские же историки, наоборот, говорят в обоих случаях о танковых армадах в 400—500 и более танков. Кто же прав? Кто планировал начать химическую войну в Крыму в 1942 г.? Как в послевоенное время в Севастополе возник подземный город со стартовыми позициями крылатых ракет, базами подводных лодок, рядом предприятий от судоремонтных заводов и электростанций до хлебопекарен и госпиталей?






Ракеты стартуют из-под воды

Формально первый в истории пуск ракеты с подводной лодки, находившейся в погруженном положении, был произведен в России в июле 1838 г. 24 июня с подводной лодки конструкции генерала А.А. Шильдера водоизмещением 16,4 т были запущены две пороховые 4-дюймовые (102-мм) ракеты, «которые по причине сильного волнения не могли долететь до своей цели и разорвались в волнах в недальнем расстоянии от лодки. Трубы, в которых находились ракеты, чтобы оные не подмочило, были закрыты герметически, отчего по выпуске пяти ракет трубы наполнились водой, значительно увеличили тяжесть лодки и были причиной неожиданного погружения оной. Между тем волной захлестнуло разговорную трубу, и не прежде как через четверть часа по отлитии сей воды можно было продолжить дальнейший путь».

Итак, первые испытания ракет подводного старта завершились большой конфузней. Следующую попытку сделали немцы в ходе Второй мировой войны. Проект пусковой установки для подводного старта 21-см ракет был разработан инженером Эрристом Штейнхофом, работавшим в научно-испытательном центре Пенемюнде. Его брат капитан-лейтенант Фриц Штейнхоф предоставил для опытов свою подводную лодку 1X6 серии.

В Свинсмюнде лодку оборудовали установками для пуска пороховых ракет, разработанными Вальтером Дорнбергом и названными поэтому «дорнбергверфер» («доверфер»). При испытаниях летом 1942 г. использовались пороховые ракеты калибром 21 см. Пуски их проводились с лодки, погруженной в воду на 10—15 м, и прошли успешно. Однако информация о подводных пусках ракет была воспринята военно-морским командованием без всякого энтузиазма, и эксперимент дальнейшего развития не получил.

После войны наработки германских ученых попали в НИИ-88 (подмосковная деревня Подлипки, ныне г. Королев). На базе немецких материалов в 1947 г. там начались работы по подводному пуску ракет.

В середине 1949 г. работы по исследованию различных способов старта с математическим моделированием и экспериментальными пусками моделей ракет различного масштаба были начаты в НИИ-4 ВМФ в Ленинграде. Энтузиастами этих работ стали сотрудники этого института Н.П. Прокопенко, Д.Д. Ткаченко, А.Г. Вызольмирский, А.С. Аводнин. Они не только на макетах прорабатывали различные аспекты создания и применения ракет с подводным стартом, но и старались формулировать требования к этому новому виду оружия.

В 1949 г. к исследованиям с макетами ракет был подключен и Феодосийский ракетный полигон. Из НИИ-88 на полигон доставили около тысячи образцов так называемых подводных реактивных снарядов калибра 132 и 540 мм. Каждый такой снаряд был снабжен пороховым ракетным двигателем, обладал положительной плавучестью и имел внутри специальную камеру, куда перед пуском устанавливался специальный самописец, который во время пуска фиксировал параметры движения снаряда (курс, тангаж, крен) в водной и воздушной средах. Снаряды друг от друга отличались не только длиной и калибром, но и конфигурацией носовой части — от тупой до самой острой.

Для пусков ракет командование Черноморского флота выделило две подводные лодки: Б-32 (командир капитан 2 ранга Мельников) и С-73 (командир капитан 3 ранга Науменко). На обеих лодках были демонтированы артиллерийские орудия, а взамен установлены пусковые установки. С лодки С-73 проводились пуски ракет калибра 540 мм, а с Б-32 — калибра 132 мм.

Пуски производились с глубин от 5 до 60 м при скоростях лодок 2—5 узлов. При этом пусковые трубы на каждом пуске устанавливались под различными углами возвышения — от 30 до 90°. Так как надо было обеспечить безопасное плавание подводных лодок в подводном положении, то работы не решились вести в Феодосийском заливе. И район испытаний был выбран в Судакской бухте ближе к мысу Меганом. На берегу были оборудованы временные измерительные пункты.

К 1952 г. работы по отработке подводного старта ракет из работ внутриинститутского плана были переведены на более высокий уровень — их включили в планы научно-исследовательских работ как НИИ-88, так и НЙИ-4 ВМФ.

Между тем руководство страны требовало немедленно создать баллистические ракеты, способные стартовать из-под воды. ВВС США насчитывали около 1500 стратегических бомбардировщиков В-47 «Стратоджет» и В-52 «Стратофортрес», которые могли с многочисленных баз, расположенных вокруг нашей страны, поразить любой объект в СССР. Причем В-52 могли действовать даже с территории США. Кроме того, сотни палубных бомбардировщиков с трех десятков тяжелых авианосцев могли также нанести ядерные удары по приморским районам Советского Союза.

У нас же тогда не было ни межконтинентальных ракет, ни межконтинентальных бомбардировщиков, по-

этому самолеты-снаряды и баллистические ракеты подводных лодок могли стать единственным средством ответного удара. С 1959 г. в боевой состав флота стали вводиться подводные лодки проектов 611-АВ и 629, оснащенные соответственно двумя и тремя баллистическими ракетам Р-ПФМ. А уже 13 октября 1961 г. был принят на вооружение новый лодочный комплекс Д-2 с баллистической ракетой Р-13.

Вес ракеты Р-ПФМ составлял 5,52 т, а табличная дальность — 167 км, вес Р-13—13,74 т, дальность — 600 км[77]. Ахиллесовой пятой обеих ракет был их надводный старт. Официально считалось, что для пуска двух-трех ракет лодке необходимо пробыть в надводном положении 15 минут, но фактически требовалось намного больше времени. С учетом мощной противолодочной обороны США всплытие наших лодок хотя бы на четверть часа у Восточного побережья Америки было чрезвычайно рискованным делом.

3 ноября 1955 г. было принято постановление Правительства о работах по подводному старту. Головными организациями были определены:

— по ракете — ОКБ-10 НИИ-88 (конструктор Чарнко Е.В.);

— по системе управления — СКБ-626 (главный конструктор Семихатов Н.А.);

— по носителю — ЦКБ-16 (главный конструктор Евграфов Я.Е. — главный конструктор самой массовой серии подводных лодок — проекта 613).

ЦКБ-16 разработало проект первого погружаемого стенда. Стенд состоял из двух понтонов — легкого и прочного, расположенных один под другим, и пусковой шахты диаметром 2 м и длиной 20 м, проходящей сквозь них и скрепленной фланцем с прочным понтоном. Стенду обеспечили способность погружаться на глубину 20 м, запас плавучести в надводном положении составлял около 11 т, положительная плавучесть в погруженном состоянии — около 4 т. Водоизмещение стенда около 100 т.

Пусковую шахту оборудовали пусковой установкой. Снаружи и в верхней части 20-метровой шахты была предусмотрена площадка для обслуживания, а в нижней — съемные устройства для отвода вниз или вверх газов стартующей ракеты. На стенде также была установлена аппаратура для записи давлений в шахте, перемещений и ускорений стенда при пуске ракет.

Идеальным местом для испытаний ракет подводного старта была Балаклава. Там имелась полигонная инфраструктура, большие глубины рядом с берегом, наличие бухты, близко расположен порт, можно вести работы круглый год.

Для проведения экспериментов по подводному старту в 1956 г. в части были построены в балке Мраморной лебедочная установка и бункер для управления пуском. В Мраморной бухте на расстоянии около 450 м от берега на глубине 45 м установили железобетонное основание (якорь) с блоком. Через блок пропустили тяговый трос диаметром 30 мм, протянутый по уложенным на дне роликам. Один конец тягового троса крепился к электрической лебедке, другой предусматривалось закрепить на погружающемся подводном стенде. Создавая на береговой лебедке усилие в 11 т, можно было устанавливать стенд на заданной глубине. Ходовой конец троса, соединяющийся со стендом, в нерабочем состоянии сбрасывали на дно. По дну был проложен многожильный электрокабель для питания электроаппаратуры стенда и ракеты. Концы кабеля и тягового троса, лежащие на дне, соединяли легким канатом с буем, который обозначал их местонахождение на грунте.

Для отработки пусков ракет из-под воды под руководством Чарнко были созданы ракеты C4.1 и С4.5. Обе экспериментальные ракеты по своим весогабаритным характеристикам соответствовали первой серийной баллистической ракете Р-11ФМ, но имели приспособления для подводного старта. Ракета С4.1 была снабжена шестью твердотопливными (пороховыми) двигателями ОД-200, а ракета С4.5 имела жидкостно-реактивный двигатель (ЖРД). Таким образом, сразу хотели решить вопрос о преимуществе твердотопливных и жидкостных ракет при подводном старте.

Погрузка ракеты на погружающийся подводный стенд производилась плавучим краном на технической позиции, находящейся в 7 км от полигона. Затем стенд буксировали на полигон для проведения испытаний.

Первый пуск ракеты С4.1 с неподвижного погружающегося стенда, произведенный 23 декабря 1956 г. с уменьшенным количеством топлива, был удачным: подтвердились расчетные параметры выхода из воды и полета ракеты. Второй пуск был произведен 20 марта 1957 г. Его задачи также были выполнены. Третий пуск намечалось производить при волнении моря 5—6 баллов. Такой прогноз метеослужба предсказывала на 2 апреля, и ракету погрузили на стенд, но прогноз не подтвердился. Комиссия перенесла пуск на 5 апреля. Ракета в этот период оставалась на стенде, и в нее попала вода. Поэтому пуск отложили. Только 7 апреля провели третий пуск, а 17 апреля 1957 г. — четвертый.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трагедии Севастопольской крепости"

Книги похожие на "Трагедии Севастопольской крепости" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Трагедии Севастопольской крепости"

Отзывы читателей о книге "Трагедии Севастопольской крепости", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.