» » » » Девлет-Мирза Шихалиев - Рассказ кумыка о кумыках


Авторские права

Девлет-Мирза Шихалиев - Рассказ кумыка о кумыках

Здесь можно купить и скачать "Девлет-Мирза Шихалиев - Рассказ кумыка о кумыках" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Эпоха»637878c4-7706-11e4-93e4-002590591dd6, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Девлет-Мирза Шихалиев - Рассказ кумыка о кумыках
Рейтинг:
Название:
Рассказ кумыка о кумыках
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рассказ кумыка о кумыках"

Описание и краткое содержание "Рассказ кумыка о кумыках" читать бесплатно онлайн.



В книге представлены труды известного дагестанского ученого Девлет-Мирзы Махмудовича (Магометовича) Шихалиева, опубликованные на русском языке в середине и конце XIX столетия. Работы содержат в себе ценный материал по истории, этнографии, культуре и обычному праву кумыков.






Обратимся снова к описанию общественной организации кумыков.

Сословие сала-узденей кумыкских, единоплеменное салатавцам и вместе с гуенами и тюменами под предводительством князей положившее основание Кумыкскому владению, сохранило до сих пор неприкосновенными все свои земли, какие когда-либо само приобретало или от князей получало. Будучи обществом дружным, дальновидным и пронырливым, оно всячески старалось держать себя в отношении к князьям на такой точке, чтоб последние не теряли к ним постоянного уважения.

Гордясь своим происхождением и единодушием, оно в глазах других сословий играло важную роль как по влиянию на дела общественные, так и по собственной отваге. Все лучшие и стройные кумыкские всадники выходили из их рода; на всех мирских сходках они имели первый голос, и нередко, соединяясь с другими сословиями, останавливали прихоти князей, когда они были несообразны с обычаями. Словом, они были для князей такие противники, что последние за особенное удовольствие считали, когда кого-нибудь из них могли привлечь в число своих приверженцев. Впрочем, сословие это не имело над другими классами никакой законной власти[23]. У кумыков, как и в Чечне, всякий мог с достоинством поддержать свои права, кто имел много родственников, которые бы за него в случае нужды заступились. При неправом деле или нанесенной кем-либо обиде, кроме обиды от князей, как членов священной фамилии Магомета, происходящих от Шамхала, который принадлежал к фамилии Курейш [42], кинжал решал все распри, но к подобным крайностям весьма редко прибегали. Кумыки и вообще все горцы, при всем своем вспыльчивом характере, никогда не теряли уважения к особам князей или к лицам, покрытым сединами. Такие люди, при ссорах или каких-либо неудовольствиях между сословиями, были истинными миротворцами. Где нет строгих законов, ни властей, где каждый мог обидеть себе равного и не бояться за то наказания, где при таком отчаянном для обиженного положении одно средство оставалось – или умереть, или убить, там участие, принимаемое князьями и стариками в примирении враждующих, заслуживает истинной похвалы от тех, кто несколько знаком с буйным характером горцев. Надобно иметь много красноречия, много терпения, чтобы соглашать и обезоруживать их при ссорах.

Слово «уздень» в прямом переводе значит вольный человек, но в практическом значении это слово знаменует дворянина, владеющего землею и по рождению чистого от смеси с рабским состоянием. Поэтому, кто хочет знать значение всякого кумыка, без разбора и самопроизвольно употребляющего название узденя, должен удостовериться, к которому из нижеследующих разрядов он принадлежит. Не говоря о гуенах и тюменах, состоящих на особых правах и которых значение в предыдущих пунктах достаточно определено, я разделяю все народонаселение Кумыкского владения на 8 разрядов, из которых 6 внутренних и 2 внешних:

1) Старшие уздени, называемые сала[24].

2) Уздени других фамилий, которые назывались общим именем уллу-оздень, т. е. старший уздень, владеют землями с канавами или без канав, кутанами, горами, или аталыки княжеские, или же отличенные какими-нибудь особенными почестями[25].

3) Свободные поселяне, называемые вообще догерек-уздень, т. е. круглый уздень, которые за неимением собственной земли обрабатывают княжеские или узденьские первых двух разрядов земли. К вольнице этой причисляются все выходцы, к каким бы они племенам ни принадлежали и на чьих бы землях ни селились. Равномерно к этому разряду принадлежат азаты (отпущенники).

4) Чагары, крепостные люди князей, с различными привилегиями в трех городах – Андрееве, Аксае и в Костеке проживающие.

5) Терекеме, населяющие Темир-аул, Чонт-аул и один квартал в Костеке.

6) Холопы или дворовые (куллы), которых всякий имеет право держать, кто только в состоянии; они живут при дворах своих господ, не составляя особых кварталов.

7) Внешний разряд, ногайцы, народ свободный, но платящий князьям подать за земли.

8) Внешний разряд, качалыки, ауховцы и салатавцы, платившие князьям поземельную подать; ныне они не покорны русскому правительству, а следовательно, и князьям кумыкским.

Всем этим разрядам покровительствуют княжеские роды, которых ныне считается десять, столько, на сколько они разветвились в 4-м колене после Султанмута, а именно: в Андрееве – Казанали-повы, Айдемировы, Темировы и Муртазали-Аджиевы; в Аксае – Алибековы, Эльдаровы, Арсланбековы, они же Хасбулатовы, Каплановы и Уцмиевы; в Костеке – Алишевы, они же Хамзины.

По числу княжеских родов, на десять отраслей разделившихся, тогда же были разделены и земли между ними. На каждый участок были проведены канавы[26] и всем состоянием народа положительно и навсегда определено, кому, где пользоваться землею. С того времени не было между князьями поземельного дележа, и народ, сроднившись со своими местами, доставляющими им хлеб и все содержание, считает оные как будто своею собственностью и очень неохотно с ними расстается.

Вот разделение кварталов или аулов по княжеским родам:

В Андрееве считается аулов 14.

1) Тюмень, 2) Тюмень-чагар, 3) Адиль-Гирей-чагар, 4) Мух-аул принадлежат роду Казаналиповых.

Тюмены обрабатывают свою землю, как сказано выше; чагары занимаются полевыми работами у родовой канавы Казаналиповых; Мух-аул, как квартал сала-узденей Бамат-Аджиевых, обрабатывает землю сих последних.

5) Гуен, 6) Айдемир-чагар, 7) Умаш-аул, 8) Бораган-аул [43] принадлежат роду Айдемировых.

9) Сала-аул, 10) Темир-чагар принадлежат роду Темировых.

Гуены обрабатывают свои земли, как сказано выше; чагары занимаются у родовой канавы Айдемировых, общей с Темировыми; умашаульцы, составляя квартал узденей Казбековых, причисленных к сословию сала, обрабатывают землю сих последних; борганаульцы работают на земле, общей Айдемировым и Темировым.

Сала-аул, как квартал сала-узденей Кандауровых и Паштовых, обрабатывает землю сих последних; чагары занимаются у родовой канавы Темировых, общей с Айдемировыми.

11) Альбюрю-аул принадлежит роду Муртазали-Аджиевых и занимается работою у родовой их канавы.

12) Большой Урусхан-аул, 13) Малый Урусхан-аул принадлежали 11-му княжескому роду Урусхановых, но так как последний князь в этом роде, Довлетука, умер в прошлом году от холеры, оставив только одну дочь, то неизвестно теперь, в чье владение поступит его удел.

По семейным правам князей он должен быть разделен на две части, из которых одна должна поступить в дом Казаналипа, а другая – Айдемира. Впрочем, есть князья, которые, желая получить означенный удел во владение, сватают дочь Довлетука.

Первый аул работает у родовой канавы Урусхановых, последний занимался там же, но с уступкою части той канавы, по сделкам, за кровную обиду Урусхановы-ми князьям Костековским, около 30-ти лет назад тому; он принадлежит сим последним и для них работает.

14) Ачакан-аул составляет квартал одного чанки и работает на его земле, но находится под покровительством рода Темировых.

В Аксае 10 аулов.

1) Адиль-чагар, 2) Каджар-аул, 3) Зах-аул, 4) Урусхан-аул принадлежат роду Алибековых.

Адиль-чагар работает у родовой канавы Алибековых; Каджар-аул, составляя квартал сала-узденей Тавлуевых, работает на земле сих последних; Зах-аул, квартал узденей Азнауровых, причисленных к сословию сала, обрабатывает их землю; Урусхан-аул, квартал одного чанки (подобно андреевскому Ачакан-аулу), возделывает его землю.

5) Алекай-аул принадлежит роду Эльдаровых и работает у родовой их канавы, общей с Арсланбековыми.

6) Поклук-аул принадлежит роду Арсланбековых и занимается работами у родовой их канавы, общей с Эльдаровыми.

7) Каплан-чагар, 8) Тюмень[27] (единоплеменный андреевским тюменам) принадлежат роду Каплановых, занимаются работою у их родовой канавы.

9) Тюбен-аул, рода Уцмиевых, работает около их родовой канавы.

10) Сабанай-аул имеет собственный участок с канавою, он похож на андреевских гуенов и тюменов, но та разница между ними, что в Сабанай-ауле живет смесь всех состояний, принадлежащих не одному, а нескольким родам княжеским. Гуены и тюмены принимают в свое общество других безземельных людей, но свою фамилию им не передают, последние только считаются членами общины, в рассуждении полевых работ, но на поземельную собственность гуенов и тюменов притязания не имеют. Напротив того, в Сабанай-ауле всяк, кто составляет общину, вправе называться хозяином [44] земли. Впрочем, и у них есть старожилы различных происхождений, которые говорят, что все вступившие в их аул, после известного какого-то времени, не должны равняться с ними, но могут только пользоваться землею. Классы этой общины различны; их можно разузнать только по княжеским родам, кому кто принадлежит, исключив их умственно из общества Сабанай-аул. Вообще обитатели этого аула – народ свободный, и если старожилам принадлежит право называться владельцами земли, то они вторые уздени за сала, подобно гуенам и тюменам, как имеющие поземельную собственность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рассказ кумыка о кумыках"

Книги похожие на "Рассказ кумыка о кумыках" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Девлет-Мирза Шихалиев

Девлет-Мирза Шихалиев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Девлет-Мирза Шихалиев - Рассказ кумыка о кумыках"

Отзывы читателей о книге "Рассказ кумыка о кумыках", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.