Юрий Иванов - Роман-газета для юношества, 1989, №3-4

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Роман-газета для юношества, 1989, №3-4"
Описание и краткое содержание "Роман-газета для юношества, 1989, №3-4" читать бесплатно онлайн.
Авторы сборника повествуют о судьбах детей, оставшихся в годы войны и в мирное время без родительского крова, предлагают сообща подумать об этической, материальной, социальной сторонах проблемы воспитания подрастающего поколения.
Ю.Н. Иванов "Долгие дни блокады"
И.М. Червакова "Кров"
В.Н. Хайрюзов "Опекун"
ИЗ НОРИЛЬСКИХ АРХИВОВ, ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ НОРИЛЬЧАН:
…Первые ясли открылись на Нулевом пикете. Я там работала с 1940 года. Организовали шесть групп. 75 детей. Ни игрушек, ни цветных карандашей, ни бумаги. Только елки получались праздничными. (М. И. Сапрыкина)
…Об экономии бумаги… Об экономии электрических лампочек… О строжайшей экономии в условиях полярной ночи… О сокращении числа подаваемых гудков на площадке комбината из-за экономии энергии и пара… О нормах продажи продуктов для вольнонаемного состава Норильского комбината. (Из книги приказов)
…На этапах нам давали вяленую треску, хлеб, махорку. Махорку давали, а бумагу нет. Нас ненавидели местные жители, в избах которых были дневки. Стены в избе обклеены газетами, и мы тут же размачивали газеты и отдирали. Сахара не помню, сколько давали, мало. И раз в три дня дневки. Тогда какая-то баланда варилась. (К. И. Гветенава)
…О присвоении заключенным звания «дорожный мастер»… Об использовании отходов в строительстве… О нормировании отпуска печеного хлеба… Об усилении питания лошадей в зимних условиях. (Из книги приказов).
Список легковых и дежурных лошадей, закрепленных за цехами и отделами комбината.
…Начальнику комбината и четырем его заместителям выделялась одна лошадь, кирпичному заводу — одна лошадь, военизированной охране — четыре лошади. И так далее… (Из распоряжений, 1942 год).
Рапорт. Положение с нитками для ремонта валенок критическое. Все запросы на закупку и присылку ниток остались без ответа. (Начальник вещевого отдела снабжения)
…Ввиду отсутствия пошивочного материала приказываю произвести в цеховых хозяйствах сбор отходов от джутовых изделий. Все собранные отходы канатов и веревок сдать на базу к 10 марта 1942 года для изготовления 2–3 тонн ниток. (Начальник комбината Панюков)
…Я в Норильске с 1939 года. Радио тогда не было. Выпускали бюллетень, листок с сообщениями по Союзу и из-за рубежа. У нас была одна тигельная машина, потом привезли большую машину. Мы с одним заключенным, авиаинженером, монтировали ее. (К. Н. Воробьев)
…В первые годы трудно было. Я машинистом работал на железной дороге. То паровоз упадет, то вагон.
Паровозы застревали в пути. Вдоль дороги тянулся на козлах телефонный кабель. Телефон полевой, подключались к проводам, объясняли диспетчеру ситуацию, а тракторах подвозили нам уголь и еду.
…Я возил самые ответственные грузы. Нам доверили, и инструкторы с нами не ездили. На нас приказ был.
Помню, в 1946 году выехал из Норильска в Дудинку 9 мая. Двенадцать часов в пути и без отдыха назад. На станции Октябрьская задула пурга. Простояли до 21 мая. Домой вернулись 22 мая. Тогда с нами и пассажиры были, голодные все. В лагере дали нам консервы. И все равно ездили. Поднимали нас и днем и ночью. (П. И. Попов)
…Район Норильска был белым пятном — не знали температуру воздуха, направление ветра (для проектирования труб на промплощадке). Убытки от снежных заносов составляли тогда миллионы рублей. На Надежде было синоптическое бюро. Обслуживали самолеты. Есть данные ежемесячной средней температуры с 1934 года. Например, в декабре 1938 года самая теплая температура минус 6 градусов, самая холодная — минус 42. (П. И. Кузьмин)
…В бараках, занесенных снегом, они не могли снять валенок на ночь, потому что мерзли ноги. Утром они просыпались с волосами, примерзшими к стене. (Т. М. Потапова).
В первые летние каникулы меня оставили исполнять обязанности директора школы. Прежде чем приступить к их исполнению, я съездила в край — определяла восьмиклассников в профессионально-технические училища. В техникумы нашим детям дорога заказана. Только профтехучилища берут ребят на полное государственное обеспечение. Но и здесь не все складывается просто.
В кулинарном, куда так мечтали поступить девчонки, нет общежития и стипендия 36 рублей. В 11-м не дают среднего образования, надо ходить в вечернюю школу. В училище № 33 стипендия 63 рубля, но наши не прошли из-за плохого зрения. В 10-е не взяли, так как у мальчишек в свидетельствах много троек. В речном были предупредительны. В строительное приняли без разговоров — у них недобор.
Через два дня я вернулась в Лесное и приступила к своим обязанностям. Старшим воспитателем в интернатском лагере утвердили Николаева. И хотя мы много спорили, конфликтовали, даже ссорились, с ним было спокойно. Может, оттого, что его боялись, а меня нет?
ИЗ ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЕЙ:
«Наконец-то пробили овощи. Основной пробивной силой был Николаев. „Кормить детей кашами и макаронами, когда на дворе июль?“ — гремел его голос в кабинетах и приемных. К нуждам интерната городские власти всегда относились с пониманием, и вскоре мы завезли лук, огурцы, помидоры, капусту. Завхоз проехал по деревням, вернулся с картошкой. Ура! Теперь заживем!»
«Принимаем новую кладовщицу. Плохо видит, много говорит.
Ремонт ни с места. Четыре мужика из РСУ таскают доски в овощехранилище. Полчаса таскают, час курят. Стоит работа в душевых. Дорожки не бетонируются. СУ-85 никак не довезет три машины песка Пришли какие-то люди, выкопали траншею, дети через нее перепрыгивают, а закапывать никто не собирается».
«Капитолина на днях уезжает в Москву фотографироваться у Знамени Победы. Волнуется. Подготовить ей форму — парадную и спортивную.
Отправить письма и заявки. В крайоно — можем принять из детского дома 25 человек. В пароходство — нужен прогулочный катер для четырех отрядов В завкомы шефствующих предприятий — наши дети остаются в их пионерских лагерях на вторую смену II даже в баню „такого-то числа в бане мылись воспитанники школы-интерната. До десяти лет столько-то, после десяти — столько-то“.
Несколько дней не появляются Левина и Черняева из первого отряда. Говорят, они на улице Дачной, Д. 13, кв. 4. Отправить за ними сегодня же.
Вчера Николаев тянул с ребятами антенну, заработал телевизор. Баяниста нет, спортинвентаря тоже».
«Сегодня в двух отрядах День именинника. На подарки выписали 22 рубля. Меню составлял Володя Б… Десятиклассник. Спрашиваю: „Может, добавить рублей восемь?“ В ответ: „Конечно, еще спрашиваете!“ — „А на что?“ В ответ: „Ну что за вопрос, Тамара Михайловна, разумеется, на конфеты“. Чего только не сделают наши дети за конфеты — в день закрытия лагерной смены готовы были на головах стоять».
«Пришло предупреждение — 3 августа будет отключена электроэнергия. Кладовщица оказалась горькой пьяницей, склад второй день закрыт.
Вчера, как выражаются дети, приезжала дезинфекция — залили каким-то раствором всю школу. Завтра спальни и столовую. В спальном корпусе забило канализацию. Завхоз где-то достал спецмашину, а к ней трех мужиков. Они запросили 50 рублей на троих. Говорят, это по-божески. Оформляем на работу, иначе не заплатить».
Очень жарко. Николаев каждый день водит детей купаться. Второй и четвертый отряды уходят в поход.
Учителя возвращаются из отпусков.
Для августовского совещания учителей города девочки под началом Риммы Алексеевны и Танечки Горчаковской вырастили в теплице прекрасные цветы.
Вчера появился Володя Корчагин.
— Что так рано? Неужели соскучился?
— Ага, соскучился.
Наконец-то кончилось это трудное лето. Скоро осень. Вечера стали длинными и прохладными. На правом берегу реки в маленькой деревушке мерцают редкие огоньки. Кто-то развел костер на холодных камнях. Тихо. И только чистый звук пионерского горна сзывает ребят к ужину.
Мы сидим с сыном на перевернутой лодке у самой воды.
— Разреши, ну, разреши. Так хорошо, все вместе. И костер. Ну можно хоть раз лечь попозже? А? Можно? Спасибо. Ты у меня такая хорошая.
ИЗ РАЗГОВОРОВ С СЫНОМ:
— Это у меня самое раненое лето — каждый день падения и ранения.
— Не трогай меня, я в космическом корабле. Сейчас взлетаю. Все, взлетел. Теперь буду спать.
— Не уходи вечером на работу. Я хочу уснуть вместе с тобой. Я так люблю, когда мы разговариваем в темноте.
ПОЧТИ СТЕНОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАПИСИ ОДНОГО ДНЯ. 1-Й КЛАСС:
Утро. «Ты очень медленно одеваешься, сынок. Не сиди, надевай майку. Ты уже в майке? Делай зарядку. Так. Быстрей рубаху. Оделся? Почему низ не надеваешь? Как это не знаешь что? Все перед тобой. Опять не вывернул с вечера колготки? Постель убрал? Садись завтракать. Уже восемь. Сейчас Валя постучит. Почему ты не хочешь с ней ходить? Пока темно, будешь ходить с Валей. Сердце у муравья? Есть ли сердце у муравья? А действительно, есть ли сердце у муравья? Пей кофе и полощи рот. Быстрей, быстрей, пожалуйста. Курицу нельзя убить из рогатки. По-моему, ей можно только больно сделать. А собственно, зачем убивать курицу из рогатки? „Родную речь“ я обернула. А ты кеды положил в ранец? Еще вчера? Вот молодец! Слышишь, Валя стучит, а ты еще без пальто. Дай поцелую. После школы — пулей домой».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Роман-газета для юношества, 1989, №3-4"
Книги похожие на "Роман-газета для юношества, 1989, №3-4" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Иванов - Роман-газета для юношества, 1989, №3-4"
Отзывы читателей о книге "Роман-газета для юношества, 1989, №3-4", комментарии и мнения людей о произведении.