» » » Иосиф Магидович - Очерки по истории географических открытий Т. 5. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.)


Авторские права

Иосиф Магидович - Очерки по истории географических открытий Т. 5. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.)

Здесь можно скачать бесплатно "Иосиф Магидович - Очерки по истории географических открытий Т. 5. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: География, издательство Просвещение, год 1986. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иосиф Магидович - Очерки по истории географических открытий Т. 5. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.)
Рейтинг:
Название:
Очерки по истории географических открытий Т. 5. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.)
Издательство:
Просвещение
Жанр:
Год:
1986
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки по истории географических открытий Т. 5. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.)"

Описание и краткое содержание "Очерки по истории географических открытий Т. 5. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.)" читать бесплатно онлайн.



В V томе рассказывается о географических открытиях и исследованиях Антарктиды об успехах космического землеведения — выявлении многочисленных гигантских кольцевых структур и трансконтинентальных линеаментных зон.

Читатель познакомится с достижениями исследователей рельефа дна Мирового океана с изучением Арктики и Северо-Востока Азии.

В книге приведен материал о покорителях высочайших вершин планеты об изменениях на физической карте материков об освоении Северного морского пути.






Норвежские исследователи Антарктиды

Относительно других участков Южного материка, открытых ранее к западу от Земли Эндерби, оставались, однако, сомнения: считать ли их островами или частями континента? К разрешению этого вопроса в 1929 г. приступили норвежцы, совмещавшие исследовательские работы с промысловой разведкой и поисками пунктов, пригодных для организации баз китобойного флота. В начале декабря к Антарктиде у 50° в. д. подошло промысловое судно «Норвегия»[5] (285 т, капитан Нильс Ларсен). На борту корабля находилась экспедиция, возглавляемая Я. Рисер-Ларсеном. Дважды он поднимался в воздух на гидроплане (пилот Финн Лютцов-Хольм), видел участок побережья, позже включенный в пределы Земли Эндерби, и открыл залив, названный именем Амундсена. После встречи с Моусоном 14 января 1930 г. (см. выше) Рисер-Ларсен отправился на запад и между 45 и 40° в. д. проследил Берег Принца Улафа[6]. Затем «Норвегия» продолжила плавание в западном направлении в большом удалении от континента и вторично подошла к нему во второй половине февраля того же года. С самолета Рисер-Ларсен открыл и бегло закартировал часть материка между 5° в. д. и 20° з. д.: на карте Антарктиды появился Берег Принцессы Марты, полностью опоясанный шельфовыми ледниками шириной до 200 км. Дойдя до мыса Норвегия у 11° 50' з. д. и обнаружив за ним залив с большим скоплением тюленей (он с тех пор так и значится на картах), судно повернуло на север, к берегам Африки.

Следующим летом, 1930/31 г., совершая кругосветное плавание в антарктических водах по часовой стрелке, «Норвегия» (капитан Нильс Ларсен) подошла к берегам материка близ 30° в. д. Во время рекогносцировок 16–21 февраля 1931 г. с самолета Рисер-Ларсен осмотрел побережье между 20 и 34° в. д., за исключением восточного окаймленного шельфовыми ледниками побережья, шириной до 50 км. Норвежцы окрестили его Берегом Принцессы Рагнхилль. Свободные от ледников значительный полуостров и крупная бухта получили имена Рисер-Ларсена и Лютцов-Хольма. На этом экспедиция закончила работу.

Суммарная протяженность береговой линии Антарктиды, открытой Рисер-Ларсеном за два летних сезона, составила более 2 тыс. км. Конечно, в этом секторе оставались значительные перерывы, восполненные позднейшими исследователями ледяного материка. Впрочем, еще в марте 1931 г. капитан норвежской китовой фабрики «Се-вилла» X. Хальворсен видел побережье близ 14° в. д., окаймленное шельфовым ледником с отвесными обрывами, получившее имя принцессы Астрид.

Норвежский китобойный магнат Ларе Кристенсен организовал и финансировал девять китобойных экспедиций в Антарктику, в том числе на танкере «Торсхавн», доставлявшем судам топливо и забиравшем от них китовый жир. 17 января 1934 г. с самолета, базирующегося на судне (пилот Альф Гуннестад), был открыт и обследован на протяжении более 300 км край материкового ледникового покрова между 81°24' и 87°43' в. д. Л. Кристенсен, руководивший плаванием, назвал его в честь бельгийской королевской четы Берегом Леопольда и Принцессы Астрид.

В следующем году «Торсхавн» (капитан Клариус Антон Миккельсен), снабдив китобоев топливом, подошел к материку близ 78° в. д. и обнаружил бухту, присвоив ей имя Ранвик, а несколько западнее скалистое побережье. Норвежцы высадились там 20 февраля во главе с капитаном и водрузили флаг своей родины. Эту живописную холмистую местность, подобную оазису в ледяной пустыне, они назвали Вестфолль[7]. Танкер прошел вдоль берега более 300 км, проследив почти все южное побережье залива Прюдс, причем треть его была в то лето совершенно свободна от снега и льда. Открытую землю моряки окрестили Берегом Ингрид Кристенсен, жены хозяина фирмы, вновь принимавшей участие в плавании — на этот раз вместе с супругом.

Антарктическим летом 1936/37 г. «Торсхавн» снова доставил горючее китобоям, промышлявшим в Антарктике. Загрузившись китовым жиром, примерно от 65° в. д. судно направилось вдоль берегов Земли Мак-Робертсона на запад. Кратковременные остановки Л. Кристенсен использовал для воздушной разведки и аэрофотосъемки. В конце января 1937 г. с самолета он заснял бухту Хольмвика, близ 65° в. д., с группой островков, уточнил конфигурацию бухты Стефанссон и осмотрел шельфовый ледник Эдуарда VIII (на наших картах — одноименный залив близ 57° в. д.).

В начале февраля Л. Кристенсен совершил несколько полетов над континентом в секторе 40–20° в. д. Отвесные ледяные обрывы с редкими нунатаками в пределах 40–34° в. д. получили название Берега Принца Харальда — иными словами, было открыто западное побережье залива Лютцов-Хольм. Обследование с воздуха небольшого залива далее к западу (бухта Вествика) позволило повторно выявить п-ов Рисер-Ларсена, а еще западнее — несколько углублений в полосе шельфового ледника, в том числе самое крупное — бухту Брейдвика. Во время рекогносцировки к югу у 25° в. д. норвежцы обнаружили широтную цепь длиной около 200 км — горы Сёр-Роннане (вершина 3630 м).

Итак, усилиями ряда норвежских экспедиций, в основном Рисер-Ларсена и Кристенсена, была обследована и нанесена на карту (правда, с большими неточностями) береговая линия протяженностью почти 3 тыс. км. Эта часть «ледового» материка получила название Земли Королевы Мод.


Вторая экспедиция Бэрда

После полетов Уилкинса возникло предположение, что не только Антарктический п-ов, но и весь сектор Антарктиды, обращенный к Тихому океану, представляет собой не единый массив суши, а архипелаг. Для изучения этой части много сделала Вторая американская экспедиция Бэрда (1933–1935), имевшая в своем распоряжении два судна и самолеты. Базой ее снова была Литл-Америка, расширенная и оборудованная усовершенствованными техническими средствами. Еще на пути к ней, дойдя в середине декабря 1933 г. до полярного круга, Бэрд проследовал на восток для изучения побережья Земли Мэри Бэрд. Результатом этого маршрута, проходившего в основном в тумане, среди льдов и завершившегося в середине января 1934 г., было открытие между 147 и 135° з. д. «Кладбища дьявола», получившего репутацию величайшего в мире «производителя» ледяных гор: за сутки моряки насчитали около 8 тыс. айсбергов (один оказался великаном длиной 41 км). Во время февральского, значительно более короткого плавания к востоку Бэрд доказал, что в секторе 160–148° з. д. берег материка не достигает параллели 75° ю. ш., нет здесь и архипелага, простирающегося, как предполагали ранее, далеко к северу.

В, конце марта для проведения рискованного эксперимента (зимовка в одиночестве) Бэрд вылетел на самолете на юг и почти в 200 км от Литл-Америки организовал метеорологический пост. Некоторое время бессменное дежурство проходило нормально, и он регулярно поддерживал связь по радио с товарищами. Но через несколько месяцев из-за неисправности вентиляционной трубы он отравился угарным газом и едва не погиб. В начале августа к нему прибыла спасательная партия из трех человек. Они нашли Бэрда сильно истощенным, ослабевшим и измученным, но приветливо пригласившим гостей к обеду. Все четверо провели на посту еще два месяца и, когда Бэрд достаточно окреп, вернулись на базу.

К концу сентября из Литл-Америки на восток и на юг Бэрд отправил несколько партий на вездеходах и собаках. Барометрические определения, выполненные «восточниками», которыми руководил Пол Сайпл, ученый-биолог и навигатор, позволили впервые получить представление о рельефе значительных пространств Земли Мэри Бэрд, названных плато Рокфеллера; удалось обнаружить крупный изгиб берега близ 81° ю. ш. (залив Преструд) и завершить открытие острова (возвышенности) Рузвельта; они установили также, что часть шельфового ледника Росса покоится на коренных породах, находящихся ниже уровня моря[8].

Южная партия проследила примерно треть границы между плато и шельфовым ледником Росса (в 1961 г. названной Берегом Сайпла). В декабре, поднявшись в верховья ледника Леверетта, «южане» усмотрели вдали (у 121° з. д.) горы Хорлик. Несколько ранее — во второй половине ноября — с самолета их обнаружил Бэрд; тогда же далеко на севере он увидел хребет Хал-Флад (длина 100 км). Брэд также выяснил, что горы Эдсел-Форд протягиваются не в меридиональном, как он считал прежде, а в широтном направлении. С воздуха и частично на собаках члены экспедиции обследовали залив Салзбергер, а Бэрд проследил участок побережья к востоку от залива Пол-Блок, названный Берегом Рупперта (длина около 200 км).

Совершив ряд разведочных полетов над Антарктидой к востоку и юго-востоку от Литл-Америки, Бэрд и его летчики осмотрели приблизительно 0,5 млн. км2 ранее неисследованной территории.

Л. Элсуорт 

Они пришли к выводу, что между морями Уэдделла и Росса не может быть морского пролива, и, следовательно, Антарктида представляет единый материк. Однако для такого категорического суждения тогда еще не было достаточных оснований. В начале февраля 1935 г. экспедиция завершила работу и без потерь вернулась домой. Почти одновременно с Бэрдом исследованием Антарктического п-ова и тихоокеанского сектора материка занялся американский инженер Линкольн Элсуорт, сын капиталиста из Чикаго. Для выяснения вопроса о предполагаемом соединении морей Уэдделла и Росса он высадился в ноябре 1935 г. на о. Данди, расположенном у оконечности Антарктического п-ова. После двух неудачных попыток Элсуорт и его пилот канадец Герберт Холлик-Кеньон совершили оттуда перелет (23 ноября — 5 декабря 1935 г.) до пункта, отстоящего в 30 км к югу от базы Литл-Америка у моря Росса. Полет отнял 12 дней, так как Элсуорт четыре раза совершал посадку на ледяной щит Антарктиды для выполнения астрономических наблюдений. За 70° ю. ш. он открыл меридиональный хребет Этернити («Вечность») — его острые вершины, поднимавшиеся до 2860 м, протягивались вдоль восточного побережья Антарктического п-ова. В центре Земли Александра I Элсуорт увидел короткий (около 75 км) хребет с пиками до 2 тыс. м, обнаружил часть понижения, позднее названного проливом, а затем шельфовым ледником Георга VI. Далее к юго-западу под крылом самолета раскинулось покрытое льдом высокое (до 2 тыс. м) плато — эту часть материка близ 75° ю. ш., ограниченную 62–102° з. д., он назвал Землей Элсуорта (в честь своего отца). Вскоре вдали на востоке возникли очертания горных вершин — на карте появилась горная цепь Сентинел («Часовой»), впервые обследованная в январе 1958 г.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки по истории географических открытий Т. 5. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.)"

Книги похожие на "Очерки по истории географических открытий Т. 5. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иосиф Магидович

Иосиф Магидович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иосиф Магидович - Очерки по истории географических открытий Т. 5. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.)"

Отзывы читателей о книге "Очерки по истории географических открытий Т. 5. Новейшие географические открытия и исследования (1917–1985 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.