» » » » А. Емельянов - Забытая история великого острова


Авторские права

А. Емельянов - Забытая история великого острова

Здесь можно скачать бесплатно "А. Емельянов - Забытая история великого острова" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Фэнтези, издательство Наука, год 1990. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Емельянов - Забытая история великого острова
Рейтинг:
Название:
Забытая история великого острова
Издательство:
Наука
Жанр:
Год:
1990
ISBN:
5-02-016851-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Забытая история великого острова"

Описание и краткое содержание "Забытая история великого острова" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена забытым страницам истории Мадагаскара — становлению и расцвету малагасийской монархии, реформаторской деятельности премьер-министра Райнилайаривуни, а также борьбе народов Мадагаскара против колонизаторов.

Для широкого круга читателей.






После смерти Ранавалуны I он — один из крупнейших чиновников Малагасийского государства, главнокомандующий. После дворцового переворота 1863 г. на трон была возведена жена Радамы II — Расухерина. Она была вынуждена подписать и выполнять «хартию» из шести пунктов, основными из которых были ограничение власти правителя законодательством, привлечение к его выработке знати, лишение права правителя единолично приговаривать к смертной казни, свобода вероисповедания [132, с. 147]. Мужем королевы стал брат Райнилайаривуну — Райнивунинахитриниуни, премьер-министр Малагасийского государства. В 1864 г. Райнилайаривуни удалось свергнуть брата и до 1895 г. он занимал должность премьер-министра.

Райнилайаривуни стоял во главе государственной машины, располагал королевской казной, от него зависели назначения на высшие государственные должности и утверждение вунинахитра [162, с. 303].

Сконцентрировав всю государственную власть в одних руках, премьер-министр столкнулся с проблемой осуществления эффективного контроля за действиями своих подчиненных. Кодекс 1828 г. сильно устарел, кодекс Радамы II из 50 статей 1862 г. [21, с. 462–476] не мог быть принят за основу из-за многочисленных привилегий, предоставлявшихся иностранцам. Кодекс Расухерины 1863 г. был принят в спешке, чтобы заменить законодательство Радамы II, и состоял из 16 статей, трактующих должностные и уголовные преступления, положение групп зависимого населения и некоторые вопросы, связанные с семейным и земельным правом [21, с. 479–482]. В этом же году был принят более подробный кодекс из 68 статей [21, с. 482–503], но и он не отвечал стремлениям Райнилайаривуни. Поэтому первые годы своего правления Райнилайаривуни в основном посвятил разработке законодательства, призванного укрепить его власть, поставить ее на юридическую основу и дать свободу рук в проведении задуманных реформ. Такой кодекс был принят в 1868 г. и состоял из 101 статьи. Помимо уголовного и гражданского законодательства в него вошли статьи, ограничивавшие рабство, деятельность иностранцев, регулировавшие торговлю, охрану собственности, земельное, семейное и финансовое право [21, с. 504–533]. На его основе в 1873 г. был создан кодекс для провинции Бецилеу, состоявший из 118 статей [196, с. 27–31].

Согласно донесениям высокопоставленных чиновников, применение «Кодекса 101 ст.» не дало желаемых результатов: мир и спокойствие в сельской местности постоянно нарушались актами насилия, отсутствовала безопасность на рынках, процветало ростовщичество. Местная знать и чиновники практически узурпировали власть, вводили чрезмерные поборы [127, с. 96; 179, с. 35–36]. Кроме того, невозможно было создать эффективную систему набора пополнения для армии без организации действенной администрации на местах. Необходимость реорганизации государственной системы была осознана Райнилайаривуни. Для него, не имеющего законного права, с точки зрения малагасийского общества, управлять государством, это была единственная возможность удержаться у власти.

Первая административная реформа была направлена на создание низшего административного звена управления. 6500 солдат и офицеров, не годных к несению активной воинской службы, были уволены из армии и направлены в 194 округа Имерины [168, с. 31]. Бывшие солдаты и офицеры — сакайзамбухитра (досл. «друзья деревни»), служившие бессрочно, не имели связей с родными местами, полностью зависели от центральной власти, привыкли к беспрекословному подчинению. Все это, по мнению Райнилайаривуни, должно было обеспечить успех реформы.

14 июля 1878 г. были обнародованы «Инструкции сакайзамбухитра». Они регламентировали большинство сторон жизни нового корпуса чиновников: ограничивали права знати, предусматривали наказания за узурпацию власти, оговаривали полицейские функции сакайзамбухитра, регламентировали порядок сбора налогов, вводили записи актов гражданского состояния и оформление различных сделок, регулировали торговлю, денежное обращение, продажу земель, устанавливали единые меры веса, объема, длины. Сакайзамбухитра был обязан следить за неукоснительным соблюдением свободы вероисповедания, иностранцев, условий жизни зависимых групп населения. Кроме того, на сакайзамбухитра возлагалась ответственность за состояние дорог и поддержание в чистоте общественных мест [23].

Основная цель введения института сакайзамбухитра — уничтожение административных функций местной знати, уменьшение влияния на местах. Институт «друзей деревни» был первым шагом на пути создания нового аппарата управления, так как сакайзамбухитра назначались государством, подчинялись центральной власти и зависели только от нее. Появилась возможность контролировать знать и чиновников на местах, так как «друзьям деревни» было вменено в обязанность сообщать непосредственно премьер-министру или его окружению о нарушениях малагасийского законодательства или указов королевы.

В обязанность сакайзамбухитра было вменено ведение специальных регистрационных книг — букимпандзакана, в которые вносились следующие данные: 1) Рождения, браки, смерти; 2) займы, продажи; 3) условные продажи, аренда; 4) гражданские дела; 5) текущие дела. Брак считался юридически незаконным, если он не регистрировался гражданским порядком. За регистрацию актов гражданского состояния и нотариальных услуг взималась незначительная пошлина [193, с. 108]. Сакайзамбухитра были обязаны следить за посещением школ и правильностью составления списков учащихся, являющихся основой военных наборов. Насколько эффективным был институт сакайзамбухитра и в какой степени исполнялись инструкции на местах, установить невозможно из-за отсутствия данных. Но совершенно очевидно, что он не мог быть в достаточной степени эффективным. Это связано с практически полным отсутствием у сакайзамбухитра исполнительной власти. Они не имели права пресекать все выявленные нарушения, а были обязаны сообщать о них в центр. Не случайно, что через три года была проведена новая реорганизация аппарата местной власти.

Следующей реформой Райнилайаривуни была реорганизация законодательства и центрального аппарата. 29 марта 1881 г. в кабари было объявлено о принятии нового кодекса, состоявшего из 305 статей, и о создании восьми министерств: внутренних дел; иностранных дел; военного; юстиции; торговли, промышленности и общественных работ; финансов; народного образования. Каждое из них состояло из нескольких управлений [26, с. 15]. Министерства были скопированы с европейского образца.

Кодекс делился на четыре неравные части: законы, относящиеся ко всем подданным (ст. 1–188); законы о суде и судопроизводстве (ст. 189–265); законы об образовании (ст. 266–301) и законы об алкогольных напитках (ст. 302–305). Первая часть содержала четко выраженное «уложение» об уголовных наказаниях, семейно-брачное и поземельное законодательство. Ст. 85 гласила: «Малагасийские земли не могут быть ни проданы, ни подарены, а также не могут служить предметом обмена с иностранцами» [27, с. 59]. Статьи 81–84 обязывали жителей поддерживать в хорошем состоянии дороги и тропы, но одновременно под угрозой наказания запрещали прокладывать новые. Это объяснялось оборонительной тактикой Малагасийского государства: считалось, что отсутствие дорог между Высоким плато и портовыми городами — одно из важнейших традиционных условий сохранения независимости центральной части острова.

Вторая часть декларировала права и обязанности малагасийских подданных, в частности свободу вероисповедания, возможность беспрепятственно обращаться с любыми жалобами непосредственно к Райнилайаривуни и королеве. Принятие кодекса отнюдь не означало автоматической отмены всех предыдущих законодательных актов. Статья 263 разъясняла, что «все принятые ранее законы сохраняют свою силу и считаются действующими, даже если они не упомянуты в данном кодексе» [27, с. 143].

Третья часть подтверждала все законы о школе, принятые раньше. Статья 271 гласила: «Все дети, как мальчики, так и девочки, имеют право на получение образования с восьмилетнего возраста» [27, с. 147].

В начале 80-х годов XIX в. стало очевидным, что реформа сакайзамбухитра не принесла желаемых результатов. В 1881 г сакайзамбухитра были переименованы в антили (досл. «тот, кто сохраняет путь»). Новый текст инструкций был включен в кодекс 1881 г. (ст. 163–173). Были расширены права новосозданной местной администрации в принятии самостоятельных решений. Руководством антили и регламентацией их деятельности занималось четвертое управление министерства внутренних дел. Основным документом по-прежнему были «Инструкции сакайзамбухитра» [27, с. 99]. Однако и эта реформа не решила проблему эффективности местного управления. Антили, в подавляющем большинстве бывшие «друзья деревни», и старая местная администрация подчинялись тому же министерству, дублировали друг друга на местах, что снижало эффективность управления. 7 ноября 1884 г. Райнилайаривуни в качестве эксперимента заключил соглашение с фукунулуной Амбату-фин-ан-драхана, предоставив ей самостоятельность в решении внутриобщинных вопросов, освободив от опеки чиновников, в обмен на коллективную ответственность за поддержание порядка, выплату налогов, выполнение безвозмездных отработок и т. д. [103, с. 763]. Затем последовал ряд соглашений с другими фукунулунами. Наиболее разработанным стало соглашение с фукунулуной Антананариву в апреле 1885 г., которое охватывало все стороны жизни, включая применение наказаний [184, 335–340].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Забытая история великого острова"

Книги похожие на "Забытая история великого острова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Емельянов

А. Емельянов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Емельянов - Забытая история великого острова"

Отзывы читателей о книге "Забытая история великого острова", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.