» » » » Александр Солженицын - Двести лет вместе (Часть 1 - В дореволюционной России)


Авторские права

Александр Солженицын - Двести лет вместе (Часть 1 - В дореволюционной России)

Здесь можно купить и скачать "Александр Солженицын - Двести лет вместе (Часть 1 - В дореволюционной России)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Двести лет вместе (Часть 1 - В дореволюционной России)
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Двести лет вместе (Часть 1 - В дореволюционной России)"

Описание и краткое содержание "Двести лет вместе (Часть 1 - В дореволюционной России)" читать бесплатно онлайн.








Но, к сожалению, гласило дальше правительственное оповещение 1846 г., евреи не воспользовались многим из этого: "Постоянно чуждаясь слияния с гражданским обществом, среди которого живут, они большей частию остались при прежних способах существования за счёт труда других, и от того со всех сторон возникают справедливые жалобы местных жителей". "Поэтому, с целью [поднять благосостояние евреев]... необходимо изъять их из зависимости" от старшин общины, наследовавших прежней нагольной верхушке, распространить в еврейском населении просвещение и практические познания, учредить особые еврейские общеобразовательные училища, дать средства для перехода к земледелию, устранить "неприятное для многих евреев" отличие в одежде. И "правительство считает себя в праве надеяться, что евреи прекратят всякие предосудительные способы жизни и обратятся к труду истинно производительному и полезному". Лишь уклоняющиеся от того будут подвергнуты "мерам побудительным, как тунеядцы и как тягостные и вредные для общества члены"109.

В ближайшем на то ответе Монтефиоре осудил предполагаемую меру "разбора", настаивая, что вся беда - в ограничении передвижения евреев и их торговли. Николай же возражал, что если обращение евреев к производительному труду увенчается успехом, то время "само собою приведёт к постепенному уменьшению ограничений"110. Он рассчитывал - на перевоспитание трудом... Терпя поражение в преобразовании еврейской жизни и так, и этак, и по-третьему - он вознамерился отомкнуть еврейскую замкнутость и решить проблему слияния еврейского населения с прочим - через труд, а к труду - через рекрутство, причём энергически усиленное.

И сокращённый при том именно для евреев срок воинской службы (с 25 лет до 10), и цели производственного обучения - не были видны, а реально ощущался, вот, рекрутский набор, теперь утроенный по сравнению с христианами - "10 рекрутов с 1 тыс. мужчин ежегодно (для христиан - 7 с 1 тыс. через год)"111.

В сопротивление усиленному рекрутскому набору - тотчас усилились и рекрутские недоимки. Назначенные к набору скрывались из своих обществ. В ответ (конец 1850) последовало распоряжение: за каждого не доставленного к сроку рекрута брать новых трёх рекрутов сверх недоимочного! Теперь еврейские общины и рекрутские старосты стали весьма заинтересованы ловить беглецов, либо, вместо них, каких-либо других безответных. (В 1853 "были изданы правила о дозволении еврейским обществам и частным лицам представлять за своих рекрутов всякого пойманного беспаспортного".) В еврейских обществах появились наёмные "ловчики" или "хапуны", которые и захватывали "пойманников"112 - и кто действительно уклонился от призыва, или кто с просроченным паспортом, хотя бы даже и из другой губернии, или бессемейный подросток, - и за них получали зачётную квитанции в пользу нанявшего их общества.

Но всё это - не восполняло недостачи рекрутов. И в 1852 добавилось ещё два распоряжения: одно - что за каждого лишнего сданного рекрута с общины списывается 300 руб. недоимки113; второе - "о "пресечении укрывательства евреев от воинской повинности", требовавшее сурово наказывать тех, кто бежал от рекрутчины, штрафовать те общины, в которых они укрываются, а вместо недостающих рекрутов брать на службу их родственников или руководителей общин, ответственных за своевременную поставку рекрутов. Пытаясь всеми способами избежать рекрутчины, многие евреи бежали за границу, уходили в другие губернии"114.

Тут началась рекрутская вакханалия: ещё более ожесточились ловчики, а, напротив, здоровые и способные к труду бежали, укрывались, - и недоимка общин только росла. - Возникли и протесты-ходатайства от оседлой, производительной части: что если набор установится в одинаковом размере для "полезных" и для не имеющих производительного труда, то неоседлые всегда будут иметь возможность укрываться, а вся тягость падёт на полезных, и они будут приведены в расстройство и разорение115.

Административные докручивания приводили к очевидной нелепости, уж не говоря о растущем напряжённом состоянии всего еврейского населения - да ещё перед предстоящим разбором.

Сам разбор, однако, - всё не начинался, из-за возникших затруднений, например - сомнений о ряде отраслей труда: "полезны" они или нет. Это вызвало напряжение петербургских канцелярий116. Государственный Совет просил отсрочить разбор, пока не будут разработаны правила о цехах, Государь на отсрочку не соглашался. В 1851 опубликовали "Временные правила о разборе евреев", в 1852 "особые правила о еврейских ремесленных цехах", в защиту их. - Еврейское население жило в большой тревоге, но, по свидетельству ген.-губернатора Юго-Западного края, уже и не верило, что разбор состоится117.

И действительно: "разбор... не был осуществлён; еврейское население фактически не было разбито на разряды"118. - В феврале 1855 Николай I внезапно умер, и "paзбор" навсегда прекратился.

Николай I в 50-е годы вообще занёсся в закрайней самоуверенности, наделал грубых промахов, нелепо втянувших нас в Крымскую войну против коалиции держав, - и в разгар её скоропостижно умер.

И вот, внезапная смерть Императора так же вызволила евреев в тяжёлую пору, как через столетие - смерть Сталина.

Тем завершилось первое 60-летие массового пребывания евреев в России. И надо признать, что такая древняя, пророщенная и сложно-переплетенная проблема - пришлась не по подготовке, не по уровню и прозорливости российских властей того времени. Но и: приписывать российским правителям ярлык "гонителей евреев" - это искривление их намерений и преувеличение их способностей.

1. Еврейская Энциклопедия (далее - ЕЭ): В 16-ти т. СПб.: Общество для Научных Еврейских Изданий и Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1906-1913, т. 11, с. 709.

2. Там же, с. 709-710.

3. Ю. Гессен. История еврейского народа в России *: В 2-х т., т. 2, Л., 1927, с. 27.

4. Краткая Еврейская Энциклопедия (далее - КЕЭ): 1976 - ... [продолж. изд.], т. 7, Иерусалим: Общество по исследованию еврейских общин, 1994, с. 322.

5. ЕЭ. т. 11, с. 709-710.

6. КЕЭ, т. 2, с. 509.

7. ЕЭ. т. 11, с. 710.

8. Ю. Гессен, т. 2, с. 30-31.

9. В. Н. Никитин. Евреи земледельцы: Историческое, законодательное, административное и бытовое положение колоний со времени их возникновения до наших дней. 1807-1887. СПб., 1887, с. 2-3.

10. ЕЭ, т. 13, с. 371.

11. Ю. Гессен*, т. 2, с. 32-34.

12. ЕЭ. т. 11, с. 468-469.

13. КЕЭ. т. 7, с. 318.

14. Ю. Гессен, т. 2, с. 68-71.

15. Там же, с. 59-61.

16. КЕЭ. т. 7, с. 317.

17. Ю. Гессен, т. 2, с. 64-66.

18. Там же, с. 141.

19. Ю. Гессен, т. 2, с. 34.

20. КЕЭ, т. 7, с. 317.

21. КЕЭ, т. 4, с. 75-76.

22. ЕЭ, т. 9, с. 243.

23. X. Коробков. Еврейская рекрутчина в царствование Николая I // Еврейская старина. СПб., 1913, т. VI, с. 79-80.

24. ЕЭ, т. 9, с. 242-243.

25. ЕЭ*, т. 7, с. 443-444.

26. Ю. Гессен, т. 2, с. 39.

27. ЕЭ, т. 12, с. 787; Ю. Гессен, т. 2, с. 39.

28. ЕЭ, т. 5. с. 613.

29. Российская Еврейская Энциклопедия: 1994 - ... [2-е продолж. изд., испр. и доп.], т. 1, М., 1994, с. 317.

30. ЕЭ, т. 12, с. 163.

31. ЕЭ*, т. 11, с. 710.

32. Письмо B. C. Соловьёва к Ф. Гецу // B. C. Соловьёв*. Еврейский вопрос -Христианский вопрос: Собрание статей. Варшава: Правда, 1906, с. 25.

33. Н. С. Лесков. Евреи в России: Несколько замечаний по еврейскому вопросу. Пд., 1919 (репринт с изд. 1884), с. 31.

34. И. Оршанский. Евреи в России: Очерки и исследования. Вып. 1, СПб., 1872, с. 192-195, 200-207.

35. Там же, с. 114-116, 124-125.

36. Никитин*, с. 168-169, 171.

37. Там же, с. 179-181.

38. Там же*, с. 185-186, 190-191.

39. Никитин*, с. 193-197.

40. Э. Глинер. Стихия с человеческим лицом? // Время и мы: Международный журнал литературы и общественных проблем. Нью-Йорк, 1993, No 122, с. 133.

41. М. Гершензон. Судьбы еврейского народа // "22": Общественно-политический и литературный журнал еврейской интеллигенции из СССР в Израиле. Тель-Авив, 1981, No 19, с. 111.

42. Никитин, с. 197-199, 202-205, 209, 216.

43. Там же, с. 229-230.

44. Никитин, с. 232-234.

45. ЕЭ, т. 9, с. 488-489.

46. Никитин, с. 239, 260-263, 267, 355, 358.

47. Там же, с. 269, 277, 282, 300, 309, 329-330, 346, 358, 367, 389-391, 436-443, 467.

48. Там же, с. 309, 314, 354-359, 364-369.

49. Никитин*, с. 280-285, 307, 420-421, 434, 451, 548.

50. Оршанский, с. 176, 182, 185, 191-192.

51. Никитин*, с. 259, 280, 283, 286, 301, 304-305, 321, 402-403, 416-419, 610.

52. Никитин*, с. 290, 301, 321-325, 349, 399, 408, 420-421, 475, 596.

53. Там же*, с. 350-351, 382-385, 390, 425, 547, 679.

54. ЕЭ, т. 12, с. 695.

55. М. Ковалевский. Равноправие евреев и его враги // Щит*: Литературный сборник / Под ред. Л. Андреева, М. Горького и Ф. Сологуба. 3-е изд., доп., М.: Русское Общество для изучения еврейской жизни, 1916, с. 117.

56. ЕЭ, т. 11. с. 494.

57. Ковалевский // Щит, с. 117.

58. Ю. Гессен*, т. 2, с. 50-52, 105-106.

59. ЕЭ, т. 12, с. 599.

60. Ю. Гессен, т. 2, с. 47-48.

61. Ю. Гессен, т. 2, с. 40-42.

62. КЕЭ, т. 7, с. 318.

63. ЕЭ, т. 14, с. 944.

64. ЕЭ, т. 11, с. 332.

65. Ю. Гессен, т. 2, с. 46, 48.

66. Лесков, с. 45-48.

67. Ю. Гессен, т. 2, с. 49.

68. Оршанский, с. 30.

69. ЕЭ, т. 3, с. 359.

70. ЕЭ, т. 13, с. 646.

71. И. М. Дижур. Евреи в экономической жизни России // [Сб.] Книга о русском еврействе: От 1860-х годов до Революции 1917 г. (далее - КРЕ-1). Нью-Йорк: Союз Русских Евреев, 1960, с. 164-165.

72. ЕЭ, т. 15, с. 153.

73. Дижур // KPE-l. c. 165-168.

74. Ю. Гессен*, т. 2, с. 77.

75. ЕЭ, т. 9, с. 689-690; Ю. Гессен, т. 2, с. 81.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Двести лет вместе (Часть 1 - В дореволюционной России)"

Книги похожие на "Двести лет вместе (Часть 1 - В дореволюционной России)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Солженицын

Александр Солженицын - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Солженицын - Двести лет вместе (Часть 1 - В дореволюционной России)"

Отзывы читателей о книге "Двести лет вместе (Часть 1 - В дореволюционной России)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.