» » » И. Цветков - Гвардейский крейсер «Красный Кавказ».


Авторские права

И. Цветков - Гвардейский крейсер «Красный Кавказ».

Здесь можно скачать бесплатно "И. Цветков - Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная техника, оружее, год 1989. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
И. Цветков - Гвардейский крейсер «Красный Кавказ».
Рейтинг:
Название:
Гвардейский крейсер «Красный Кавказ».
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
1989
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»."

Описание и краткое содержание "Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»." читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена строительству русского флота накануне и в период первой мировой войны. Она повествует о создании и боевых действиях легкого крейсера "Красный Кавказ" (бывший "Адмирал Лазарев") во время Великой Отечественной войны, а также кратко затрагивает историю однотипных кораблей – первых турбинных крейсеров русского флота. Книга является заключительной частью трилогии автора о кораблях, в которую вошли также "Эскадренный миноносец "Новик" и "Линкор "Октябрьская революция"". При подготовке рукописи широко использовались архивные документы и личные воспоминания участников событий – офицеров, старшин и матросов крейсера "Красный Кавказ".






7 сентября 1942 г. вражеские войска ворвались в Новороссийск, захватив железнодорожный вокзал, элеватор и порт. После ожесточенных боев за город 11 сентября противник был остановлен на юговосточной окраине Новороссийска. С 26 сентября немецко-фашистские войска перешли к обороне, так и не выполнив своей главной задачи – прорыва через Новороссийск к Туапсе. Потерпев неудачу под Новороссийском, немецко-фашистское командование решило предпринять наступление на Туапсинском направлении. К концу октября противник вышел на расстояние 23-25 км от Туапсе. Ставка ВГК потребовала срочно усилить 18-ю армию войсками из резерва Северной группы войск Закавказского фронта. К перевозке войск были привлечены крейсера «Красный Кавказ», «Красный Крым», лидер «Харьков» эскадренные миноносцы и десять транспортов. Обратимся к документам: «21 октября 1942 г., приняв на борт 8-ю и 9-ю гвардейские стрелковые бригады в количестве 4000 бойцов, крейсера „Красный Кавказ” и „Красный Крым” вышли в Туапсе, Вторично срочная помощь фронту была оказана 2 декабря 1942 г.; крейсера приняли на борт 9-ю Краснознаменную горнострелковую дивизию в составе 4000 бойцов и снова вышли в Туапсе» [429].

Об использовании крейсера «Красный Кавказ» в морских перевозках пишет в своих воспоминаниях и его командир А. М, Гущин: «За пять рейсов крейсер доставил в Туапсе более 16 тыс, бойцов, большое количество орудий и минометов, автомашин, легких танков, сотни тонн боевых припасов и 430 продовольствия» [430].

8 результате поражения гитлеровских войск под Сталинградом и оборонительного периода битвы за Кавказ, продолжавшегося пять месяцев, создались условия полного освобождения Новороссийска. Сознавая опасность прорыва советских войск на Таманский полуостров со стороны Новороссийска и окружения северно-кавказской группировки своих войск, немецко-фашистское командование особенно укрепляло район Новороссийска, сосредоточив там пять дивизий.

Наступление Черноморской группы войск Закавказского фронта началось 27 января 1943 г. Однако войскам 47-й и 56-й армий не удалось прорвать оборону противника. Командующий фронтом принял решение произвести высадку морского десанта, не ожидая прорыва неприятельской обороны [431] 1 февраля отряд кораблей эскадры в составе крейсера «Ворошилов», эсминцев «Бойкий», «Сообразительный» и «Беспощадный» обстрелял позиции противника в районе Новороссийска, сделав около 700 выстрелов. Погода с самого начала не благоприятствовала высадке. Утром 3 февраля из Батуми к месту высадки – поселку Южная Озерейка – вышел отряд кораблей прикрытия. Вот как об этом сообщает «Краткая история гвардейского крейсера „Красный Крым”»: «Пасмурное утро 3 февраля 1943 г. в Батуми. В 6 ч 10 мин крейсер „Красный Крым” вышел из батумской гавани и вступил в кильватер „Красного Кавказа”. В сопровождении лидера „Харьков”, эскадренных миноносцев „Сообразительный” и „Беспощадный” крейсера 18-уз ходом пошли в Новороссийск. В 2 ч 15 мин 4 февраля легли на боевой курс и в 2 ч 35 мин открыли огонь по долине реки Озерейка. В 3 ч 3 мин прекратили стрельбу и вышли в базу. 5 февраля 1943 г, в 10 ч 30 мин ошвартовались в Батуми» [432]. Отрядом прикрытия командовал Л. А. Владимирский. Нетрудно было догадаться, что складывалась ситуация, аналогичная высадке десанта в Судаке в январе 1942 г., когда весь десант был уничтожен противником. Еще в процессе подготовки операции Л, А, Владимирский и Н. Е. Басистый высказали свои сомнения в целесообразности высадки десанта в Южную Озерейку до прорыва обороны противника, особенно в неблагоприятных погодных условиях. Но это не было принято во внимание, несмотря на серьезные аргументы – незащищенность от ветра и волнения участка высадки, трудность в подавлении противодесантной обороны противника, отсутствие специальных десантных средств, В ответ Ф. С. Октябрьский разрешил лишь спланировать запасной вариант высадки главных сил десанта в Станичку [433] Тем временем десантная операция продолжала развиваться согласно утвержденному плану, В 15 ч 40 мин 4 февраля из Туапсе вышел отряд транспортов с 83-й бригадой морской пехоты и отряд кораблей охранения. В 19 ч 40 мин в тот же день из Геленджика вышли отряд высадочных средств с 255-й бригадой морской пехоты, усиленной тридцатью танками, и отряд кораблей артподдержки под командованием Л, А. Владимирского, державшего флаг на «Красном Кавказе».

Погода непрерывно ухудшалась, в результате чего отряды опаздывали с приходом к месту высадки на полтора часа. Л. А. Владимирский самостоятельно перенес время начала артподготовки на полтора часа, сообщив об этом радиограммой в штаб флота, и отошел с кораблями прикрытия мористее, чтобы подождать подхода отряда высадочных средств с десантом. Время же удара авиации не было перенесено. В 2 ч 35 мин корабли отряда прикрытия («Красный Кавказ», «Красный Крым», «Харьков», «Беспощадный», «Сообразительный») открыли огонь по берегу. В 3 ч 03 мин, выпустив около 2000 снарядов, корабли прекратили стрельбу и взяли курс на Батуми. Но когда в 3 ч 45 мин корабли отряда высадочных средств подошли к берегу, они были встречены жестоким огнем береговых батарей противника. Опасения Л. А. Владимирского и Н. Е. Басистого подтвердились – противодесантную оборону фашистов подавить не удалось. Несмотря на сильное противодействие противника, все же высадили 1427 человек и выгрузили 16 танков. Десант захватил Южную Озерейку и начал продвигаться в глубь обороны врага. Но силы были неравными, десант оказался отрезанным от берега и был окружен. Ценою больших потерь, ведя ожесточенные бои с превосходящими силами противника, десантникам удалось пробиться в район Станички, куда к этому времени уже высадился отряд майора Ц. Л. Куникова. Запасной вариант операции становился главным. 5 февраля командующий флотом принял решение перенацелить дальнейшую высадку десанта на Станичку. С 4 по 9 февраля 1943 г. туда было высажено свыше 15 400 человек, большое количество танков и артиллерии. В ходе упорных боев десантники под командованием майора Куникова захватили плацдарм протяженностью по фронту около 7 км и глубиной 3-4 км, выйдя к окраинам Новороссийска. Этот плацдарм получил название «Малая земля». Однако все дальнейшие попытки, предпринятые войсками 47-й армии и десантниками плацдарма «Малая земля» в течение второй половины февраля – первой половины апреля 1943 г., потерпели неудачу. Замысел Ставки ВГК ударом от Новороссийска через Краснодар на Тихорецк выйти навстречу Южному фронту с целью окружения и уничтожения кавказской группировки противника реализовать не удалось.

В дальнейшем в результате успешного проведения Новороссийской, Новороссийско-Таманской, Керченско-Эльтигеиской и Крымской наступательных операций советскими войсками совместно с Черноморским флотом и Азовской военной флотилией были последовательно освобождены Таманский, Керченский и Крымский полуостровы. Крейсера «Красный Кавказ» и «Красный Крым» к этим операциям не привлекались. 9 мая 1944 г. наши войска штурмом овладели Севастополем. Эскадра готовилась к перебазированию на Г лавную базу флота.

Утром 4 ноября 1944 г. началась съемка со швартовов для перехода в Севастополь. В 6 ч корабли первого отряда прошли ворота порта Поти и построились в кильватерную колонну. Головным шел крейсер «Красный Крым», за ним – линкор «Севастополь», эскадренные миноносцы «Незаможник», «Железняков», «Легкий», «Летучий» и «Ловкий» [434] В охранении шли шесть катеров типа МО. На следующий день в 6 ч 55 мин их догнал второй отряд кораблей, тоже следовавших в Севастополь, в составе крейсеров «Ворошилов» и «Молотов», эскадренных миноносцев «Сообразительный», «Бодрый» и «Бойкий». Оба отряда соединились. В 8 ч 50 мин место в голове колонны занял гвардейский крейсер «Красный Крым». При проходе траверза мыса Форос команды всех кораблей переоделись в форму № 3 первого срока. В 12 ч 50 мин зенитная установка № 3 на «Красном Крыме», которой командовал гвардии старшина 2-й статьи Хахин, сделала первый салютный выстрел. На фалах фок-мачт взвился сигнал: «Привет от победителей непобежденному Севастополю». В 13 ч 00 мин корабли один за другим вошли в Северную бухту.

Крейсер «Красный Кавказ» в этом переходе не участвовал. Осенью 1944 г. он снова стал на ремонт в Поти и возвратился в Севастополь только 23 мая 1945 г. Командир крейсера капитан 1 ранга А. М. Гущин вскоре получил другое назначение и 6 ноября 1945 г. сдал корабль новому командиру капитану 2 ранга B. Н. Ерошенко – бывшему командиру лидера «Ташкент» [435] Участвуя в боевых действиях в период 1941 – 1943 гг., крейсер «Красный Кавказ» совершил 64 боевых похода. Артиллерийским огнем корабля уничтожено 13 батарей противника, 2 танка, 5 батальонов вражеской пехоты и 3 самолета. Корабль перевез более 60 тыс. войск и населения, несколько сотен вагонов боеприпасов, боевой техники и продовольствия, отразил более 200 атак фашистских самолетов, которыми на крейсер было сброшено более 2000 авиабомб.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»."

Книги похожие на "Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора И. Цветков

И. Цветков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "И. Цветков - Гвардейский крейсер «Красный Кавказ»."

Отзывы читателей о книге "Гвардейский крейсер «Красный Кавказ».", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.