» » » » Мартин Монестье - Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней


Авторские права

Мартин Монестье - Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней

Здесь можно купить и скачать "Мартин Монестье - Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Флюид, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мартин Монестье - Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней
Рейтинг:
Название:
Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-98358-294-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней"

Описание и краткое содержание "Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней" читать бесплатно онлайн.



Ежегодно в мире совершенно законно убивают несколько тысяч человек.

Народы, отказавшиеся от практики узаконенных убийств, немногочисленны. Смертная казнь по-прежнему предусмотрена в законодательствах государств, на территории которых проживает девять десятых населения планеты. Во многих странах проводят массовые и публичные казни, в некоторых экзекуции транслируют по телевидению.

Высшая мера наказания вызывает немало споров в современном обществе, однако бессмысленно судить о философских, моральных, религиозных или законодательных аспектах проблемы, не вникая в суть происходящего. Опираясь на богатейший фактический материал, Мартен Монестье (р. 1942) — известный писатель и журналист, автор многочисленных исследований в области социальной антропологии — знакомит читателей с основными способами смертной казни, известными из истории и применяемыми в наши дни.






Скифы, по словам Геродота, наказывали предсказателей, виновных в лжепророчествах, отправляя их на необычный костер — это была телега, запряженная быками и заполненная вязанками хвороста. Когда огонь разгорался, быки приходили в неистовство и пускались галопом через весь город, наглядно демонстрируя населению, чем чревато неверное пророчество.

В древности костры разводили по большей части из смолистого дерева. Греки складывали костер квадратом обычно из тиса, сосны, ясеня. У римлян кострище повторяло форму алтаря, использовались ясень, сосна и другие деревья, присущие разным областям Италии.

«Их всех сожгли!»

Американский историк Лей в своей «Истории инквизиции» пишет: «Ужасная практика сжигания еретиков заживо была введена в обиход отнюдь не позитивным правом. Законодатель просто адаптировал способ мести, угождая жестокости самого народа».

Исторически костер и вправду является всего лишь одной из форм внесудебной расправы, в данном случае при помощи огня. Известно множество историй, подтверждающих этот факт. Так, Гибер де Ножан рассказывает, что в 1114 году в Суассоне «ревущая толпа вытащила еретиков из тюрьмы и, опасаясь духовной знати, мгновенно развела костер, на котором всех их тут же сожгли».


По ритуалу казни часто сопровождались жертвоприношениями. Гравюра с картины Ле Гершена. XVII в. Частн. кол.


Напомним случай, произошедший в греческом Милете (Малая Азия). Городские власти для подавления восстания «бедноты» облили мятежников смолой и подожгли. Совсем недавно, в 1965 году, газета «Таймс» сообщила, что толпа облила нефтью и подожгла нигерийского короля Адесанью.

Римляне сжигали первых христиан, а Нерону нравилось превращать в живые факелы распятых, обливая их варом и смолой. Римляне устраивали и массовые сожжения «почитателей Христа». Такие костры в Средние века регулярно полыхали в Западной Европе, а также в России, где сжигали членов многочисленных сект, пышным цветом расцветавших на просторах империи.

Костры, на которых во Франции казнили колдунов и еретиков вплоть до революции, а в других государствах Европы — до начала XIX века, раскладывали двумя основными способами.


Священник Елеазар на костре. Гравюра с картины Мартина Ван де Восса. XVI в. Частн. кол.


Первый состоял в следующем: осужденного привязывали к столбу, возвышавшемуся над сложенным костром и обкладывали по колено или по пояс вязанками колючего хвороста. Этот метод был излюбленным у испанской инквизиции — сквозь пламя, вздымающееся в небо, он позволял видеть, как поджаривается осужденный. Многие немецкие, швейцарские и английские судьи тоже отдавали ему предпочтение, поскольку он «сильнее всего способен был поразить воображение» и к тому же позволял, расширив периметр из поленьев и увеличив количество столбов, осуществлять коллективные казни.

Однако у данного способа имелись и некоторые неудобства. Так, в Берне в 1509 году внезапно поднявшийся сильный ветер отогнал пламя от осужденных монахов. В результате у них только обуглились ступни, и их пришлось добивать поленьями.

Второй метод широко применялся в Англии, Италии и особенно во Франции. Он заключался в том, что осужденного обкладывали вязанками целиком. В труде неизвестного автора XVIII века он описан так: «Когда преступника приговаривали к сожжению, в землю, или в кучу дров, втыкали большой столб, вокруг которого раскладывали костер из поленьев и соломы высотой в человеческий рост. Палач и его помощники оставляли у столба место для осужденного и проход к нему. Преступника раздевали догола и надевали на него рубашку, пропитанную серой. Его заводили в центр костра через узкий проход и крепко привязывали к столбу веревками и цепями. Потом свободные места заполняли хворостом и соломой, закрывая человека целиком. Поджигали одновременно со всех сторон, и пламя начинало медленно пожирать жертву».

Тамплиеры, Ян Гус — национальный герой Чехии, и некоторые другие знаменитые осужденные, в том числе Жанна д’Арк, погибли именно в таких кострах. Так что многочисленные картинки, на которых они изображены стоящими на вязанках, — не более чем художественный вымысел.

Увидеть, как она горит снизу

О костре Жанны д’Арк стоит рассказать отдельно, поскольку малоизвестные обстоятельства этой казни не имеют аналогов в истории. После того как неправедные судьи по обвинению в «колдовстве, отступничестве, ереси, идолопоклонстве, лжи, прорицании и богохульстве» приговорили Жанну д’Арк к сожжению, в мае 1431 года ее вывели на площадь Старого рынка в Руане.

Симон Дайи, официальный городской палач, специально для нее сложил костер особой формы, возвышавшийся на гигантском эшафоте с гипсово-каменным основанием, заваленным большим количество дров, чтобы все могли не только видеть пламя на большом расстоянии, но и созерцать жертву снизу.

По одним свидетельствам, Жанна уверенно поднялась на помост и, обратившись к народу, заклеймила англичан. По другим — она взошла на костер молчаливо и покорно. Казнь длилась долго. Неизвестный автор труда «Правосудие и французские суды» пишет: «Когда сочли, что огонь, разгоревшийся со всех сторон, уже добрался до храброй девушки и она, скорее всего, задохнулась, но тело ее еще не тронуто, некоторую часть загоревшихся поленьев убрали, чтобы развеять сомнения народа. И когда толпа вдоволь нагляделась на мертвую девушку, привязанную к столбу посреди костра, палач добавил огня…»

Англичане посчитали целесообразным столь жестокое отступление от процедуры, единственное в истории казней на костре. Жанна д’Арк обвинялась в колдовстве, в народе ходили слухи, что пламя над ней не властно, и англичане хотели доказать, что выйти невредимой из костра она не сможет.

Другое объяснение дает Парижский Обыватель — анонимный обозреватель XV века, который, несмотря на свое прозвище, вероятнее всего был духовным лицом. Некоторые историки отождествляют его с Жаном Шоффаром, каноником собора Парижской Богоматери. Как бы там ни было, он был горячим сторонником бургундцев и их союзников англичан и неоднократно встречался с их военными и политическими предводителями. В его дневниковых записях — бесценном свидетельстве той бурной эпохи — говорится, что идея демонстрации горящей Жанны д’Арк принадлежала самому регенту Бедфорду. Дело в том, что имелась одна проблема.

По слухам, осужденная была девственницей, что и подтвердили матроны, коим было поручено проверить сей факт, но вместе с тем суд «установил», что она заключила сделку с дьяволом, чего не могла сделать непорочная дева. Таким образом, если верить Обывателю, Бедфорд вознамерился показать народу, что половые органы Жанны д’Арк горят, а значит, сделка с дьяволом действительно имела место. Отсюда и необычная высота костра — чтобы каждый мог видеть ее снизу.

«Он хотел, — пишет Обыватель, — чтобы сгорело платье и жертва осталась нагой, дабы развеять сомнения народа. Пусть на время от нее отведут огонь, чтобы каждый разглядел ее и все то сокрытое, что только возможно и должно быть у женщины. А после этой бесстыдной демонстрации пусть палач посильнее разожжет огонь для этой подлой девки».

Учитывая известное пристрастие Обывателя к бургундцам и англичанам, в достоверности предоставленных им сведений можно не сомневаться: даже Мишле приводит их в качестве неоспоримо подлинных.

Огонь с четырех сторон

Иногда от традиционных костров отказывались в пользу маленьких деревянных сараев, сооружаемых специально для казни. Осужденного привязывали в центре постройки, заполняли ее соломой и поленьями, после чего поджигали с четырех сторон. Именно так Хлотарь I в 560 году казнил за предательство своего сына Храмна вместе с женой и двумя детьми.


Сначала палач привязывает осужденного к столбу. Гравюра. Частн. кол.


В Бурунди в 1988 году солдаты хуту сожгли тысячи мужчин, женщин и детей тутси. Их загнали в шалаши и подожгли.

Напомним, что казнь на костре предусматривала различные варианты: человека могли осудить как на «большой огонь», о котором мы уже рассказали, так и на «малый огонь», дабы продлить страдания осужденного.

Сжигать медленно

При Франсиске I осужденного привязывали к концу длинной балки, закрепленной на верхушке столба, раскачивая эту балку, человека то опускали в огонь, то поднимали обратно, чтобы растянуть казнь. В основном так предавали смерти военных, таким же образом в Париже казнили кальвинистов.

Шаламель в книге «Франция и французы» пишет, что в январе 1536 года шестерых еретиков-лютеран сожгли на «малом огне» следующим образом: «В городе, на пути следования торжественной процессии возвели шесть временных алтарей. На каждой остановке одного еретика привязывали к рычагу, посредством которого его погружали в пламя, вытаскивали и снова опускали, чтобы продлить муки».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней"

Книги похожие на "Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мартин Монестье

Мартин Монестье - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мартин Монестье - Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней"

Отзывы читателей о книге "Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.