Александр Гличев - Качество, эффективность, нравственность

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Качество, эффективность, нравственность"
Описание и краткое содержание "Качество, эффективность, нравственность" читать бесплатно онлайн.
Монография доктора экономических наук, профессора, Академика Академии проблем качества посвящена одной из самых острых и сложных проблем современного производства и экономики. Значение качества продукции особенно возросло в последнее время в связи с финансово-экономическим кризисом и усилением конкурентной борьбы на рынках. Отличительной особенностью книги является то, что автор рассматривает проблемы управления качеством в развитии во времени, т. е. в динамике.
Автор подробно рассматривает роль и возможности факторов нравственности и этики в деятельности по качеству.
Книга написана в форме доступной для понимания проблематики читателями различного уровня: бизнесменам, начинающим предпринимателям, инженерам (менеджерам) по качеству, аспирантам. Книга может быть полезной и для студентов высших учебных заведений.
Конструктор и разработчик изделия, вероятнее всего, скажут, что качество — это соответствие продукции функциональному назначению, ее надежность, прочность и долговечность, обеспеченные на том уровне, какой был установлен в задании на разработку изделия или в стандарте.
Руководитель предприятия скажет, что это требование рынка, заказчика и конкурентоспособность. Скорее всего, руководитель посетует на то, что c качеством продукции у него много хлопот: подводят поставщики, настигают конкуренты, а требования нормативных документов слишком высокие.
Работники ОТК ответят, что качество — это точное со ответствие свойств продукции параметрам, указанным в чертежах.
Теперь перейдем к определениям, приведенным в таких авторитетных источниках, как словари.
«Словарь русского языка» (М.: Русский язык, 1986)[7] дает следующее определение:
«Качество — 1) существенный признак, свойство, отличающее один предмет или лицо от другого; 2) степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия и т. п. соответствия тому, какими они должны быть».
Из этого определения следует, что предметы, как и люди, обладают различным качеством, чем их и отличают друг от друга. Такое определение, на наш взгляд, очень удачно, так как в сжатой форме раскрывает многосторонность качества. Здесь и достоинство, т. е. указание на то, что качество может быть и высоким, и низким; здесь же пригодность, т. е. необходимость для какого-то применения в интересах удовлетворения потребностей; здесь и ценность — степень полезности, т. е. констатация того, что предмет может обладать целиком или в определенной доле позитивными, положительными свойствами.
«Советский энциклопедический словарь» (М.: Советская энциклопедия, 1980) дает такое толкование:
«Качество — философская категория, выражающая осуществленную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество — объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств».
Из этого определения мы узнаем, что под словом качество подразумевается не только отличие чего-либо друг от друга, но и что-то, имеющее отношение ко всем предметам, что это объективная, т. е. не кем-то придуманная категория, а реально существующая всеобщая определенность объектов, проявляющая себя в совокупности отдельных свойств.
Такой взгляд на явление, называемое «качество», позволяет использовать основные общие закономерности в различных областях деятельности, в том числе в области качества продукции. При этом, как будет понятно из последующего, допустимо говорить о качестве продукции как о некоторой категории, но уже не в философском, а производственно-техническом и социально-экономическом смысле.
Но это в дальнейшем. А здесь посмотрим на категорию качества глазами великих философов, вдумываясь в глубокий смысл сказанных ими слов.
Первым исследователем категории качества принято считать греческого философа Аристотеля. Еще в IV веке до нашей эры в своем труде «Метафизика» он дал два определения качества. Одно — обобщающее, относящееся к тому или иному предмету в целом, а другое — частное, характеризующее одну сторону его свойств. Рассмотрим оба.
«Качеством, c одной стороны, называется видовое отличие сущности, как, например, человек есть некоторое качественно определенное животное, потому что это животное двуногое, а конь — четвероногое; и круг — некоторая качественно определенная фигура, ибо это — фигура без углов, так что качеством является относящееся к сущности видовое отличие»[8].
Из этого определения видно, что все многообразные, множественные объекты отличаются друг от друга характерными признаками, позволяющими увидеть, подчеркнуть качественную составляющую, а значит, получить возможность сделать первый шаг в изучении сущности качества.
В трактовке качества как категории, отражающей видовое отличие сущности объектов, обращает на себя внимание наличие предпосылок для осуществления классификации предметов по качественным признакам, что для выбора форм и методов организации управления качеством имеет чрезвычайно важное значение.
Как случай второго применения термина качество Аристотель считал возможным употребление его «…по отношению к хорошему и дурному образу действий, и вообще, — замечал он, — сюда принадлежит дурное и хорошее».
И мы говорим: продукция качественная и некачественная, изделие исправное и неисправное, соответствует требованиям стандартов — не соответствует, удовлетворяет потребителя — не удовлетворяет и т. д. На этой идее строится вся сравнительная деятельность в области качества.
В работе «Категории» Аристотель, продолжая анализировать категорию качества, пишет: «…о сходном и несходном говорится только по отношению к качествам. В самом деле, один предмет не является сходным c другим со стороны чего-либо другого, кроме как поскольку он дается качественно определенным: поэтому отличительным признаком качества можно считать то обстоятельство, что о сходном и несходном говорится лишь в применении к нему».
Здесь подчеркивается то, что предметы (для нас это продукция) прежде всего различаются качеством.
К категории качества обращались философы различных школ: механистического мировоззрения — Декарт, Локк, Гоббс; немецкой классической философии — Кант, Гегель, Л. Фейербах; марксистского материалистического мировоззрения — Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Например, Ф. Энгельсу принадлежит такая мысль о природе качества: «…существуют не качества, а вещи, обладающие качествами, и при том бесконечно многими качествами».
Удивительное многообразие определений качества объясняется сложностью и особенностью природы качества предметов материального мира[9].
Обратимся вновь к словарям.
В Словаре русского языка, на который мы уже ссылались, дается такое определение: «Качество продукции — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности».
В этом определении подчеркивается тот факт, что качество продукции органически связано c потребностью, для удовлетворения которой это качество и создается. Коротко можно повторить сказанное в первой главе: без потребности нет товара, нет продукции, т. е. во всех без исключения случаях мы вправе говорить о качестве продукции лишь в сравнении c конкретной, реально существующей или обоснованно предполагаемой потребностью. Вышеприведенную формулу можно перефразировать таким образом: без потребности нет качества. Без сравнения свойств продукции c конкретной потребностью вы ничего не можете сказать о ее качестве и тем более его измерить.
Хотелось бы, читатель, обратить ваше внимание еще на два обстоятельства, связанные c приведенным определением.
Во-первых, в нем имеется указание на то, что продукция c определенными свойствами может удовлетворять одновременно потребности разного рода как производственно-технического характера, так и личные потребности населения. Далеко за примерами ходить не надо: горюче-смазочные материалы одних и тех же марок используются и на промышленных предприятиях, и владельцами собственных транспортных средств.
Во-вторых, в определении указывается, что качество является важным условием повышения эффективности производства. Таким добавлением открывается новая, чрезвычайно важная сторона природы качества: оно не только удовлетворяет потребности, но и влияет на эффективность как в макро-, так и в микромасштабе. Об этом подробно будет рассказано в нескольких последующих главах.
Связь качества c экономикой — не просто догадка или пропагандистская уловка, это — объективная реальность. Именно об этом свидетельствует опыт товаропроизводителей Японии, Германии, США и многих предприятий нашей страны.
Обратимся теперь к официальным источникам.
Стандарт ИСО 8402, ныне замененный на ИСО 9000:2000, так определяет качество продукции: «Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».
Это определение, данное в международном стандарте, сопровождается семью примечаниями, каждое из которых имеет значение для использования стандартов ИСО серии 9000.
В нашем случае для выяснения природы качества продукции из этих семи примечаний приведем два. Одно из них касается толкования потребности в связи со свойствами продукции, второе — общего характера, помогающее понять разносторонность сущности качества.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Качество, эффективность, нравственность"
Книги похожие на "Качество, эффективность, нравственность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Гличев - Качество, эффективность, нравственность"
Отзывы читателей о книге "Качество, эффективность, нравственность", комментарии и мнения людей о произведении.