Александр Гличев - Качество, эффективность, нравственность

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Качество, эффективность, нравственность"
Описание и краткое содержание "Качество, эффективность, нравственность" читать бесплатно онлайн.
Монография доктора экономических наук, профессора, Академика Академии проблем качества посвящена одной из самых острых и сложных проблем современного производства и экономики. Значение качества продукции особенно возросло в последнее время в связи с финансово-экономическим кризисом и усилением конкурентной борьбы на рынках. Отличительной особенностью книги является то, что автор рассматривает проблемы управления качеством в развитии во времени, т. е. в динамике.
Автор подробно рассматривает роль и возможности факторов нравственности и этики в деятельности по качеству.
Книга написана в форме доступной для понимания проблематики читателями различного уровня: бизнесменам, начинающим предпринимателям, инженерам (менеджерам) по качеству, аспирантам. Книга может быть полезной и для студентов высших учебных заведений.
Выбор методов управления качеством продукции и поиск их наиболее эффективного сочетания — один из самых творческих моментов в создании систем управления качеством, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, т. е. на мобилизацию человеческого фактора.
Средства управления — включают разнообразную оргтехнику, компьютеры, средства связи, словом, все то, что используют органы и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством. В состав средств управления качеством продукции также включаются:
— банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;
— метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие средства измерений;
— государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);
— государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).
Управленческие отношения, т. е. отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества).
Отношения субординации обычно характеризуются вертикальными связями от руководителя к подчиненным. Содержание этих отношений определяется степенью централизации и децентрализации функций и задач управления качеством продукции. На уровне предприятия отношения субординации по управлению качеством определяются производственной структурой предприятия и отражаются в структуре действующей системы управления качеством. Управленческие отношения базируются на сочетании единоначалия, коллегиальности, делегирования полномочий, активности членов трудового коллектива, на экономических, моральных и материальных стимулах.
Отношения координации характеризуются горизонтальными связями между отдельными работниками или организациями, вступающими во взаимодействие в процессах обеспечения определенного уровня качества продукции или его улучшения.
3.6. Варианты организации управления качеством продукции на предприятии
При определении органов управления качеством продукции нужно исходить из того, что управление качеством — органическая составная часть общего управления производством, одна из его ветвей, одна из его функций. Поэтому, как правило, управление качеством развивается и осуществляется в рамках действующего аппарата управления и заключается в более четкой и хорошо организованной деятельности по выявлению потребностей, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции.
На уровне предприятия, объединения, корпорации управление качеством организуется одним из двух способов. Первый заключается в четком распределении функций и задач управления качеством продукции между существующими подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом специализированный орган — отдел управления качеством — не создается.
Второй предполагает в дополнение к первому варианту выделение общей функции координации и создание специального органа — отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции управления качеством продукции.
Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и свои недостатки.
Так, преимущества первого варианта заключаются в том, что все участники производственного процесса несут ответственность за качество. Не возникает ощущения, что кто-то за тебя несет эту ответственность и должен решать вопросы, связанные c качеством. Недостаток состоит в том, что ряд координирующих функций никто не выполняет, никто не ведет организационных и методических вопросов интегрирующего характера.
Второй вариант лишен указанного недостатка, но зато у работников предприятия нередко возникает чувство, что есть специально выделенные люди на предприятии, которые отвечают за качество, следовательно, они и должны решать все связанные c этим проблемы.
В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен возглавлять руководитель предприятия, отвечающий за всю деятельность предприятия и за экономические результаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.
3.7. Некоторые важные выводы
Развитие форм и методов организации работ по качеству, выявление возможности приложения к работам по качеству принципов общей теории управления, разработка схем механизма управления качеством привели к ряду принципиальных выводов, определивших дальнейшую организаторскую и научную деятельность в области качества продукции, ими являются:
— вне идей и принципов общей теории управления не может быть обеспечена эффективная организация устойчивого улучшения качества продукции;
— современную организацию работ по качеству теоретически недопустимо, а практически нецелесообразно и неэффективно строить на глобальном усилении контроля;
— управление качеством имеет многоуровневый характер, но в своей основе осуществляется в соответствии c принципиальной схемой механизма управления качеством (см. рис. 3.2);
— обеспечение качества находится в соподчинении управлению качеством;
— управление качеством продукции является органическим элементом общей системы управления предприятием, организацией.
Теперь, когда вы познакомились c потребностями, как источником проблем качества, c диалектической природой качества продукции, когда выяснена научная основа управления и обеспечения качества, можно предпринять следующий шаг и рассмотреть, как на основе изложенных принципов строятся модели систем управления качеством.
Глава 4
Системы качества и их модели
Известный ученый в области разработки и внедрения крупных организационно-технических систем В. В. Бойцов заметил: «Сущность нового подхода к решению проблем качества состоит в объединении разрозненных мероприятий в единую систему целеустремленных, постоянно осуществляемых действий на всех стадиях жизненного цикла изделий».
В каких организационных формах эффективно реализуется этот новый подход? Ответу на этот вопрос и посвящена нижеследующая глава. Но прежде всего выясним, что же это за явление, которое называется СИСТЕМОЙ.
4.1. Определение системы
Мы уже привыкли к тому, что действия по улучшению или поддержанию, обеспечению качества продукции называются системами управления качеством.
Содержание терминов качество и управление было выяснено раньше, когда говорилось о природе качества, его диалектике и о механизме управления качеством. Теперь мы хотим выяснить содержание термина система.
Обратимся вновь к словарям.
В Словаре русского языка дается такое толкование термину система. Это «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг c другом и образующих определенную целостность, единство».
Здесь мы также читаем, что система — это:
— определенный порядок, основанный на планомерном расположении и взаимной связи частей чего-либо;
— классификация, группировка;
— совокупность принципов, служащих основанием какого-либо учения;
— форма, способ, принцип устройства, организации производства чего-либо.
Для нас из такого многообразного раскрытия содержания термина система существенным будет разносторонность представлений о системах, а также то, что система — это форма, способ… организации производства чего-либо. Последнее имеет принципиальное, исходное значение для нашей сферы деятельности. Представляет интерес также и то, что для системы характерным является планомерное расположение и взаимные связи частей целого.
Посмотрим, что говорится в «Военном энциклопедическом словаре» (М.: Военное издательство. — 1983). Там толкование термина система дается, главным образом, применительно к системам оружия, системам военно-технического характера. И все же приведем некоторые из определений. Может быть, это будет полезным.
«Система вооружения — совокупность образцов (комплексов) вооружения, рода войск, сил и вооруженных сил в целом, предназначенных для выполнения определенной боевой задачи».
«Система автоматического управления — совокупность взаимодействующих устройств управления и управляемого объекта, обеспечивающая достижение целей без вмешательства человека в соответствии c заданным алгоритмом».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Качество, эффективность, нравственность"
Книги похожие на "Качество, эффективность, нравственность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Гличев - Качество, эффективность, нравственность"
Отзывы читателей о книге "Качество, эффективность, нравственность", комментарии и мнения людей о произведении.