» » » Александр Больных - XX век ВВС. Война авиаконструкторов


Авторские права

Александр Больных - XX век ВВС. Война авиаконструкторов

Здесь можно купить и скачать "Александр Больных - XX век ВВС. Война авиаконструкторов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная техника, оружее, издательство Эксмо, Яуза, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Больных - XX век ВВС. Война авиаконструкторов
Рейтинг:
Название:
XX век ВВС. Война авиаконструкторов
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-699-65002-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "XX век ВВС. Война авиаконструкторов"

Описание и краткое содержание "XX век ВВС. Война авиаконструкторов" читать бесплатно онлайн.



XX столетие не зря окрестили «ВЕКОМ АВИАЦИИ» — всего за сто лет она прошла колоссальный путь от первых робких полетов, продолжавшихся считанные минуты, до полного господства в воздухе и статуса новой «Богини войны», а авиаконструкторы стали ее «жрецами». Каким образом произошло это превращение из вспомогательного рода войск в определяющий фактор боевых действий? Какие революции пережила авиация за минувший век, ставший самым кровавым в человеческой истории? Кто побеждает в вековом противостоянии ВВС и ПВО? Что позволяет военно-воздушным силам сохранять господство над полем боя даже в эпоху ЗРК, ядерного оружия и межконтинентальных ракет? И чьи авиаконструкторы внесли наибольший вклад в ожесточенную вековую борьбу за превосходство в воздухе?

Прослеживая всю историю боевой авиации от первых «небесных тихоходов» до новейших боевых комплексов пятого поколения, ведущий военный историк определяет скрытые закономерности и возможные альтернативы, главные уроки прошлого и прогнозы на будущее.

Книга также выходила под названием «XX век авиации».






После этого в считаные дни была проведена подготовка операции, и уже 15 мая немецкая авиация начала массированные бомбежки Крита. Главной ударной силой в очередной раз стал VIII авиакорпус генерала Рихтгофена, который в этот момент насчитывал 280 бомбардировщиков, 150 пикировщиков, 180 истребителей и 40 разведчиков. Всей этой армаде англичане могли противопоставить ровно 4 истребителя, которые уже 19 мая были переброшены в Египет, потому что ничего не могли сделать. А для того, чтобы не позволить немцам высадиться прямо на аэродромы, командующий войсками союзников на острове генерал Фрейберг приказал перегородить летные полосы, поэтому англичане не могли ничего противопоставить немецкой авиации даже теоретически. Итак, первое обязательное условие воздушного десанта было налицо — немцы обладали абсолютным господством в воздухе, поэтому транспортным самолетам совершенно ничто не угрожало.

Впрочем, если разобраться более детально, то и на земле немецким десантникам мало что угрожало. Немцы предполагали высадить на острове 7-ю авиадивизию (это официальное название, фактически — парашютно-десантная) и 5-ю горнострелковую общей численностью около 29 000 солдат. Причем заметьте, это были отборные, прекрасно подготовленные войска. Им противостояло около 40 000 английских, австралийских, новозеландских и греческих солдат, эвакуированных из Греции, то есть слабо вооруженных и с надломленным моральным духом. Тот же самый генерал Фрейберг еще 4 мая послал командованию радиограмму с требованием вывезти с острова 10 000 солдат, лишившихся оружия и не представлявших никакой боевой ценности.

Адмирал Канарис бодро утверждал, что на острове находится не более 5000 английских солдат и никаких греков и что население острова просто ждет не дождется прихода немецких солдат, которые освободят их от прогнившего монархического правления. Рассуждать о причинах, которые заставили адмирала толкнуть такую дикую дезинформацию, тоже не входит в наши задачи.

Разведка немецкой 12-й Армии делала более осторожные предположения, но тоже полагала, что немцы будут иметь заметное превосходство в силах. Однако командующий 4-м Воздушным Флотом генерал Александр Лёр, хотя и был уверен, что для захвата острова ему хватит двух дивизий, все-таки решил придержать в Афинах на всякий случай 6-ю горнострелковую дивизию.

Еще одна очень важная деталь, принципиально отличающая эту операцию от всех остальных, — десант высаживался на остров, то есть была совершенно исключена оперативная переброска английских подкреплений, в том числе особенно страшных для воздушного десанта танковых частей. Ведь, несмотря на использование грузовых планеров, общим для всех десантов остается то, что высаженные части не имеют тяжелого вооружения, их огневая мощь заметно уступает обычным пехотным частям, а противотанковое оружие по большей части сводится к ручным гранатам. Самое большее, на что могли рассчитывать немецкие парашютисты, — это 7.5 cm Leicht Geschbtz 40, короткоствольное безоткатное орудие. Впрочем, огневая мощь британских частей, находившихся на острове, была немногим больше.

Высаживать воздушный десант должны были самолеты XI генерала Штудента — около 500 транспортных машин Ju-52, сведенных в KGzbV — «боевые группы особого назначения», плюс около 80 грузовых планеров. По воздуху следовало перебросить 10 тысяч парашютистов, 5 горных стрелков и 750 солдат на планерах. Предполагалось также около 7 тысяч солдат доставить по морю, что в условиях полного господства британского флота выглядело задачей крайне рискованной.

Утром 20 мая немцы начали выброску парашютистов сразу в четырех пунктах. Сначала британские войска оказывали ожесточенное сопротивление — вМалеме из 400 солдат штурмового батальона погибли 400. Погиб командир 7-й авиадивизии генерал-майор Вальтер Зюссман, разбившийся в одном из планеров. Немцам не удалось в первый день захватить аэродромы, однако они сумели закрепиться на земле, что создавало серьезные проблемы противнику. Ближе к вечеру была выброшена вторая волна десанта, но тоже успеха не имела. Очень интересная деталь — одним из десантников был ефрейтор Макс Шмеллинг, чемпион мира по боксу в тяжелом весе.

21 мая немцам удалось занять аэродром в Малеме, и туда сразу начали прибывать самолеты Ju-52 с солдатами 5-й горнострелковой дивизии, хотя артиллерийским огнем многие самолеты были разбиты уже на аэродроме. В этот же день британский флот перехватил оба конвоя, направлявшихся к Криту, и рассеял их, сорвав высадку десанта с моря. Впрочем, этого и следовало ожидать, удивило лишь то, что конвои не были истреблены полностью. В ответ самолеты VIII авиакорпуса нанесли несколько ударов по британским соединениям, потопив и повредив несколько кораблей. Одна бомба попала в линкор «Вэлиант», на котором в то время находилась другая историческая персона — лейтенант принц Филипп Греческий, будущий супруг королевы Елизаветы II. Вообще концентрация известных людей на острове поражает. В боях участвовал тогда танкист, а потом известный английский писатель Ивлин Во, который явно использовал свои личные впечатления для написания романа «Офицеры и джентльмены».

Бои на острове еще продолжались, хотя судьба операции была предрешена. Союзники отчаянно сопротивлялись, переходили в штыковые атаки, но ничего не могли противопоставить ударам немецкой авиации, расчищавшей путь своим десантникам. 28 мая союзники были вынуждены начать эвакуацию войск. Она проходила под постоянными ударами немецкой авиации, которая потопила еще несколько кораблей (всего потоплено 3 крейсера и 6 эсминцев). Кстати, флот потерял больше убитых, чем армия. Всего у союзников погибло около 3,5 тысячи человек, но главное, более 17 тысяч солдат попали в плен. Немцы потеряли 4 тысячи человек убитыми и пропавшими без вести, еще 2,5 тысячи были ранены. Принято говорить, что эта операция обескровила немецкие парашютно-десантные части, после чего они уже не использовались нигде, но, как видно из приводимых цифр, это совсем не так. Потери были тяжелыми, но ни одна из дивизий не была уничтожена, и восстановить их боеспособность не представляло особой проблемы. Зато гибель более чем 100 Ju-52 была гораздо более чувствительной. Впрочем, и транспортную авиацию Люфтваффе уничтожили много позднее, как признавали сами же немцы, ее могилой стал Сталинград, точнее, воздушный мост к окруженной армии Паулюса. Так или иначе, но больше немцы не предпринимали попыток высадить крупный десант, скорее всего, они трезво оценивали перспективы такой операции и предпочли не рисковать. В битве за Крит Люфтваффе одержали блестящую победу, но, как выяснилось немного позднее, эта победа была практически бессмысленной. В дальнейших операциях на Средиземном море Крит не сыграл существенной роли, вот если бы вместо этого немцы приложили такие же усилия для захвата острова Мальта, весь ход войны на этом театре изменился бы кардинальным образом.


Следующие два крупных десанта не принесли особых успехов ни Красной Армии, ни союзникам. Причины были практически одинаковые. Плохо разведанные районы выброски, нечетко поставленные задачи, плохо проведенная выброска, в результате которой десантники оказались рассеянными по большой территории и, как следствие, практически нулевой результат.

Зато на операции «Маркет гарден», проведенной союзниками в сентябре 1944 года в Голландии, следует остановиться подробнее хотя бы просто потому, что для ее проведения была сформирована первая и последняя в истории воздушно-десантная армия. Идея операции принадлежала английскому фельдмаршалу Монтгомери. Он хотел с помощью воздушных десантов прорваться через Голландию в обход оборонительных сооружений линии Зигфрида, захватить мосты через реки Маас, Ваал и Рейн и выйти на территорию Германии. Монтгомери предложил забросить в немецкий тыл 3 парашютно-десантные дивизии общей численностью 34 600 человек. С фронта удар наносил английский XXX корпус в составе еще трех дивизий.

Операция началась 17 сентября. Высадка десанта прошла, как ни странно, достаточно гладко, причем к союзникам в плен едва не попал фельдмаршал Модель, который в это время находился в деревушке

Оостербек, рядом с городом Арнем, где высаживалась английская 1-я парашютно-десантная дивизия. Однако развить свой успех десантники не смогли, прежде всего потому, что подвела разведка. Монтгомери даже не предполагал, что выбрасывает своих парашютистов фактически на головы солдатам II танкового корпуса СС. В результате английские парашютисты сразу попали под удар танков 9-й дивизии СС «Гогенштауфен» с вполне предсказуемым результатом. 10-я дивизия СС «Фрундсберг» начала наступление на юг, где высадились американские 101-я и 82-я парашютно-десантные дивизии. В общем, немцы наглядно показали, что может ждать воздушный десант в условиях современной мобильной войны на широком фронте.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "XX век ВВС. Война авиаконструкторов"

Книги похожие на "XX век ВВС. Война авиаконструкторов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Больных

Александр Больных - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Больных - XX век ВВС. Война авиаконструкторов"

Отзывы читателей о книге "XX век ВВС. Война авиаконструкторов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.