Амвросий Оптинский - Собрание писем

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание писем"
Описание и краткое содержание "Собрание писем" читать бесплатно онлайн.
Ответ старца отца Амвросия
М.Г. Имел я честь получить от вас письмо, которым вы выражаете вашу родительскую заботливость о сыне вашем, и особенно в отношении его телесного здоровья. Вам кажется, что он был более здоров прежде присоединения его к Православной Церкви. А я вам скажу откровенно, что он и теперь не совсем достаточного здоровья, а тогда, на мои глаза, еще более был слаб и худощав телом. Впрочем, в последний приезд к нам он не жаловался на нездоровье, а еще выражал некоторое желание в отношении женитьбы, только не решается еще на это потому, что не имеет достаточных средств к семейной жизни. У него и у холостого почти ничего не остается от годового жалованья, которое, судя по прежним временам, очень немалозначительно. Вы замечаете в нем фанатизм; но в нем более, кажется, своеобразность, доходящая иногда до странности, оттого, что он всегда жил более по деревням, одиноко и уединенно, а потому привык действовать как ему вздумается. От сего и обнаруживаются в нем неровности, похожие на фанатизм. Впрочем, я и прежде вашего письма лично советовал ему, чтобы держался во всем более золотой середины, как в домашней жизни, так и в обращении с другими. Тем более теперь буду это иметь в виду, по желанию и внушению вашему, и при всяком случае письменно буду напоминать ему об этом. Искренно желаю вам всего благого, имею честь, и прочее…
233. Письмо старца к сыну пастора
Возлюбленный о Господе! Давно собирался я писать к вам, но немощь моя и недосуг не дозволяли мне. Посылаю вам подлинником письмо родителя вашего. Хотя я не могу вполне согласиться с его мнением, но не могу и совсем отвергнуть оного в том отношении, чтобы вы, по возможности, берегли свое здоровье и не изнуряли оного неуместными лишениями и телесным подвижничеством не по силам. Хорошо — везде и во всем середина. Неумеренность же и неблаговременность всегда вместо мнимой пользы приносят вред. Знайте, что телесные добродетели (пост и бдения) только орудия добродетелей; добродетель же в собственном смысле только душевная. Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем, и подобное. Благоразумная и благонамеренная уступчивость, где нет явного нарушения заповеди Божией и явного греха, всего ближе подходит к заповеди Господней (Мф. 16: 24): «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет». Не говорю вам, чтобы вы уступали людям, если бы некоторые из них стали принуждать вас к презорливому нарушению постановлений Православной Церкви, но объясню только, что среди столкновений между людьми следует стараться сохранить благодушие и мир внутренний, прежде, по крайней мере, стараясь сохранить псаломское слово: «смутихся и не глаголах», потом уже сказанное к предуспевшим: «уготовихся и не смутихся». Не вотще сказано в Евангелии (Мф. 10: 16): «будите… мудри яко змия, и цели яко голубие». Змея, когда ранят ее тело, всячески старается соблюсти целой главу; а христианин в трудных обстоятельствах да старается соблюдать веру в Промысл Всесильного и Всеблагого Бога. Иже воздаст коемуждо по делом терпения, чтобы чрез сию веру удержать себя в пределах незлобия голубиного. Начал было писать о благоразсудном употреблении пищи и телесного бдения, а написалось иное.
Пусть будет так. Бог весть полезное лучше нашего. Письмо родителя возвратите! Мир вам!
234. Как исповедоваться?
Письмо ваше получил… Также и об исповеди сказано у вас неясно. Надобно исповедовать в чем согрешили и как согрешили, — вот и все. Хорошо заблаговременно написать не по книге исповедь и прочитать самому перед духовником. Будет и ему понятно и незатруднительно, и исповедующемуся легко и отрадно.
235. Письма надо писать ясно
Благодарю вас за поздравление меня с днем Ангела. Только в письме вашем не понимаю некоторых слов об узах, и о свержении оных, и «что-то как-то». Вы намерены предпринять и на что-то и как-то решиться, но ясно не выражаете сего. Вперед о намерениях своих лучше пишите прямо и ясно, чтобы после не раскаиваться тщетно. Апостол (Еф. 5: 13) говорит, что «все… являемое свет есть». Пишет он сие о действиях и намерениях духовных и соприкосновенных оным. Повторяется опытными: «Семь раз отмерить и потом уже отрезать». Мир вам и пребыванию вашему.
236. Рассуждение выше всех добродетелей
Письмо ваше, от 17 октября, получил, но по немощи собственноручно писать не могу, а диктую. Признаюсь, что меня немало удивило сказанное в письме вашем, что вы наняли себе квартиру за 18 рублей без отопления и сами должны покупать дрова и заботиться об этой несродной вам комиссии; а между тем хотите употреблять пищу в скоромные дни — топленое молоко с хлебом, а в постные — вареные и сушеные яблоки, которыми снабдила вас матушка. Вникните сами хорошенько в сказанное, и вы ясно увидите противоречие: почти весь свой приход тратить на пространные и чистые комнаты, и при этом питать себя так скудно и недостаточно, что вы можете совершенно добить свое расстроенное и без того здоровье. Давно обносится слово православных опытных мужей: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Это слово и теперь из духовной песни не выкинешь. Особенно вам, при потрясенном вашем здоровье, должно заботиться более о приличном и полезном питании, нежели о нарядности широкой квартиры. Преподобный Кассиан Римлянин повествует, что древние старцы, сойдясь, рассуждали о добродетелях, — какая из них главнее и необходимее; одни из них выставляли пост и бдение, другие — нестяжание и презрение своих вещей, третьи — милостыню, и иные — иное, и таким образом многая часть ночи прошла в сей беседе. Наконец, после всех, великий Антоний сказал: «Правда, все сие полезно ищущим Бога, но добродетелям сим преимущество дать не попущаем: то что видим в постах и бдениях ходивших и нестяжание крайнее претерпевших, и милостыню исправлявших толико, яко не довлети им имений к раздаянию, но по сих окаянно отпадших от добродетели. Что убо их совратитися с правого пути содела? Не иное что, по моему мнению, разве не имеяху они правого и должного рассуждения. Сие учит человека оставлять во всем безмерие, и шествовати путем царским, то есть средним. Оно не попущает человеку, чтобы от десныя страны окрадаем не был безмерным воздержанием, а от страны шуия не был развлекаем к нерадению и расслаблению. Если человек сам может рассуждать здраво и правильно, то сам да рассуждает; а если не может, да советуется, и благим советом да управляет свои дела». Святой Лествичник указывает путь к приобретению здравого рассуждения: «От послушания, — говорит он, — рождается смирение, а от смирения — рассуждение». Как думаю, так и написал вам, впрочем, сами рассмотрите сказанное и примените дело к делу, чтобы концы сходились воедино; если же один конец будет большой, а другой малый, то выйдет это очень неблагообразно. В Писании же сказано (1 Кор. 14: 40): «вся же благообразно и по чину да бывают», то есть в надлежащем порядке.
Три сочинения старца иеросхимонаха Амвросия, написанные им при жизни Оптинского старца иеросхимонаха Макария (Иванова), и, конечно, с его благословения
237. Письмо, писанное от имени неизвестной монахини к ее дяде лютеранину (против лютеран)
Я вас всегда любила, почитала и уважала, дяденька, как отца. Поэтому вам всегда желала блага, как себе. Но какое для нас благо выше всех благ, как не спасение вечное для душ наших? Посильное исследование сего предмета привело меня к тому, что я решилась письменно побеседовать с вами, дяденька, о том, что теперь так много занимает душу мою. Прошу вас, дяденька, взять терпение — прочесть длинное письмо мое, и еще прошу взять на себя труд — рассмотреть и исследовать то, что в нем написано. Это я нахожу нужным и для вас, и собственно для меня, для успокоения души моей, искренно вас любящей. Выслушайте же, дяденька, объяснение мое.
В начале поступления моего в монастырь я безразлично думала о христианских вероисповеданиях, так как слыхала многократно в кругу людей образованных, что будто бы во всяком вероисповедании можно спастись, лишь нужно быть хорошим человеком. Поэтому я, рожденная в православной вере, по вероучению Православной Церкви и старалась, по силе своей, устраивать спасение свое, читая различные православные книги в продолжение двенадцати с лишком лет. Что же я узнала в продолжение сего времени и чрез это чтение? Узнала я, что Православная Церковь, в продолжение восемнадцати с половиной столетий, сохраняет неизменным и неповрежденным от нововведений то учение, которое передано ей от Самого Господа нашего Иисуса Христа через его апостолов и их преемников — епископов и пастырей стада Христова и посредством Вселенских Соборов. Еще узнала я, что вне сей единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, каковой по всей справедливости называется и есть Церковь Православная, весьма сомнительно и неверно спасение в других вероисповеданиях, потому что апостол Павел ясно говорит в Послании к Ефесеем: Един Господь, едина вера (Еф. 4: 5). Слова сии показывают, что едина только — вера истинная, другие же вероисповедания всячески не истинны, а ложны, и едина только есть Церковь истинная, именно та, которую Сам Господь в начале основал через апостолов Своих и их преемников — епископов, и о которой говорит в Евангелии: созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мф. 16: 18). Очевидно, что Господь наш Иисус Христос основал одну главную и Соборную Церковь, а не много различных. Хотя в Апокалипсисе (Откровении) упоминается о семи церквах, но эти церкви были частные, единомысленные с единой Соборной Церковью.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание писем"
Книги похожие на "Собрание писем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Амвросий Оптинский - Собрание писем"
Отзывы читателей о книге "Собрание писем", комментарии и мнения людей о произведении.