Амвросий Оптинский - Собрание писем

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Собрание писем"
Описание и краткое содержание "Собрание писем" читать бесплатно онлайн.
92. Не следует спешить разделяться с сестрою
Мать N! На письмо твое от 10 октября, которым просишь ответа скорейшего и собственноручнаго (а я этого числа заболел прошлогоднею болезнию, и потому), решился продиктовать тебе несколько слов.
Помышлять о совершенном разделении с сестрою оставь до времени: лучше попробуйте жить так: — ты живи в каменной келье, а мать N пусть живет в деревянной; и каждая да попечется о спасении своей, души, как умеет и как разумеет. Зачем прежде времени обнародовать формальное разделение? Лучше всего попробуйте прежде испытать себя тайно как предполагаешь теперь в мысли твоей; после виднее будет, на что следует решиться и как поступить.
93. О радости возвращения к совместной жизни
Сестры о Господе! Давно собирался писать вам, но никак не приходилось: то немощи, то недосуг никак не дозволяли сего сделать. Теперь поздравляю вас паки сошедшихся вкупе на общее житие. — Пожили вы немного врознь, а через это пришлось вам перечувствовать. — Примите это обе за урок себе, каждая усматривая свою пользу душевную из того, что жили врознь, и что живете теперь вместе. — Ни та, ни другая не допускайте в себе самооправдания, а начните дело пользы каждая с познания своих немощей и с самоукорения; а в продолжении имейте в виду то, чтобы одна другой ни мало не мешать в деле спасения, имея пред очами всегда страх Божий и праведнаго обличителя — свою собственную совесть, которой монаху не должно попирать ни в каком случае. — Обе укоряйте себя и за то, что погорячились и много толковали при переходе из келлии Ч. — Можно бы было это сделать и без горячности и поскромнее: тогда было бы полезнее обеим сторонам. Зазрите себя в этом и вперед будьте осторожнее.
94. Умеренному деланию цены нет (1870 г.)
Мать N! Чадце мудреное и постоянства неимущее! то уже горе ты паче меры простираешься, то паки долу паче меры нисходиши, как это видно из письма твоего от 5 марта. — Чтобы поправить сбивчивое свое положение, ты просишь дозволения заняться тебе преимущественно чтением духовных, а молитвенное правило ослабить. — Но в Евангелии повелевается сие творить и онаго не оставлять. — Этому правилу и последуй, держась всегда средины и умеренности в том и другом случае. — Тогда и положение твое и расположение душевное уравняется. — Св. Исаак Сирин говорит: умеренному и притрудному деланию цены несть. — Так оно ценно, так полезно и спасительно, а крайности названы бесовскими, т. е. от внушения и подстрекания бесовскаго происходящими; почему, несмотря на свою благовидность, всегда вред душевный приносят, избегая чего попеременно читай и молись в меру, не ослабляясь совершенно, ни от разленения, ни от житейских попечений, ни от претензий на других. — Богомудрые отцы научают нас всегда и во всем лучше себя укорять и во всяком неприятном случае на себя возлагать вину, а не на других. — Тогда и обрящем покой и мир душевный и удержимся на истинном пути спасения.
95. Об искушениях на молитве
Чадце недоумевающее мать N! не скорби, что вы с м. N скоро уехали от нас; и у нас бы без толку пробыли, потому что я был нездоров и никого не мог принимать. Письма твои от 30 мая и 2 июня получил. Представлять лице духовнаго отца в церкви, и на молитве келейной не только не благовременно, но и противузаконно и вредно. — Это просто благовидное искушение вражие, котораго нужно избегать всячески. — Первая и главная, заповедь Евангельская: «возлюбиши Господа Бога всем сердцем и душою и помышлением». Этой заповеди и нужно всячески держаться. О духовных же отцах заповедь другая, так как бдят о душах наших, должно повиноваться им, а не представлять их во время молитвы. — Это не только не нужно, но и вредно, особенно тому, кто еще не освободился от земных чувств ветхаго человека.
Пишешь ты, что в молитве Иисусовой есть у тебя какое-то запинание на словах помилуй мя грешную; это показывает, что прежде эта молитва совершалась тобою без должнаго смирения, без котораго неприятна Богу и молитва наша. — Поэтому принудь себя ударять на слово — грешную с должным понятием.
96. Нужно молиться об исправлении душевных немощей
Мать N! чадце парящее, мечтающее и увлекающееся! Ты безпокоишься — получил ли я твои письма от 30 мая, 3, 7 и 9 июни, и читаю ли оныя! Я уже писал тебе, что читаю все, хоть и не вдруг по получении, от немощи и недосуга, а отдохнувши. Опять ехать к нам теперь тебе неблаговременно по многим причинам: моя немощь и недосуг и нарекание за трату денег от брата! (полезнее ему жить в деревне, нежели за границею). — Лучше вместо поездки к нам, дома позаботься о тех немощах душевных, о которых писала мне, молясь с верою и смирением Врачу душ и телес, да исцелит внутренния и невидимыя немощи наши. — Един Он всесилен уврачевать тайныя страсти наши. — Потому что доброненавистник поставил тайныя сети на пути духовнаго отношения, чтобы вместо пользы нанести душевный вред. Но да упразднит все сие Всеведущий и Всесильный Господь мановением Своим. Впрочем, и, мы сами, разумевая козни вражия, да отвергаем вредное и душевредное; полезное же да содержим. — Можно вспоминать о. духовнаго, но не в церкви или на молитвенном правиле, когда весь ум должен быть обращен к Богу Единому. — Да и в другое время воспоминание должно очищать от неполезной примеси, обращением и к Богу и призыванием Его Всесильной помощи и помилования и избавления от вредной примеси.
Р. S. Если желаешь избавить и от зависти и душевредной ревности, то же средство употребляй, молясь, от тайных моих очисти мя Господи, и помышляя, что духовное неисчерпаемо; — твоего никто не восхитит, как и ты другаго; всем достанет и не оскудеет.
97. Божие должно впереди ставить
Мир тебе! мать N — чадо мое неудобопонятное, паче же планы свои и предположения скоро изменяющее. Писала ты мне, по отъезде, что скоро и очень скоро желала бы приехать к нам и с братом своим, то опять пишешь, что тебе уже не придется со мною видеться, а брата своего не желаешь и видеть. — Разъясни мне, како бысть изменение сие и чесо ради.
Пишешь в одном из своих писем, что искушение миновало, только многих слез стоило тебе, а из других писем видно, что не совсем еще миновало, а проглядывает. — Силен Господь явить нам помощь Свою, если достодолжно позаботимся избавиться от немощи сея, воздавая Кесарево — Кесареви, а Божия Богови. — Разумей глаголемое, и потщимся Божие впереди поставити, тогда и прочее станет в своем чину.
Пишешь, что иногда к обычному правилу прилагаешь лишние поклоны от усердия до усталости, а после и обычнаго не выполняешь. — Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости. Невотще пишут св. отцы: «умеренному деланию цены несть». При молитвенном подвиге прежде всего должно заботиться о том, чтобы избавиться дурных и зловредных качеств юродивых дев, да не услышим: «что мя зовете Господи! Господи! И не творите повеленнаго Мною о мире и святом отношении ко всем»; Господи! помилуй нас!
98. О необходимости держаться постоянства
Мать N! неудобопонятная для тебя самой; что же касается до меня, то непонятная только в том отношении: лишь подумаю, что мать N стала на степень, утвердилась в своих понятиях и разумениях, смотришь, опять у ней старыя сомнения, опять прежния недоумения, недоверие, подозрение и подобное; опять придумывание новых правил, новаго образа жизни, чуть и не новаго имени. — Прежде желала носить имя еще не признаннаго во св. Саровскаго старца Серафима; а теперь не нравится тебе имя и мученицы N. Если бы ты была тверда и обстоятельна, то тогда же бы и назначала праздновать свои именины N числа. Было бы дело просто и безукоризненно. Теперь же можешь так праздновать, т. е. 00 числа, но с укорением себя за непостоянство и неосновательность. — Отселе постараемся положить твердое начало не разветвлять путь Христов на многообразныя отрасли, но собирать во едино главное: любить Господа от всей души и иметь мир и святыню со всеми, ни о ком не думая дурно и подозрительно.
В письме от 14 августа пишешь, что желаешь писать ко мне реже, по получении ответов; попробуем во избежание сомнений и недоразумений. — Сама ты неаккуратна, а от меня требуешь аккуратности и ранней и поздней. — Письма от тебя получены 30 мая, потом от 2, 8, 13, 16, 20 и 27 июня; за числа июля уже тебе выслан счет, а от 4 августа также получено. Но у тебя бывает числа два в конверте и иногда два на конверте, — какое прикажешь означать? Будем жить проще, и Бог помилует нас. — Мир тебе.
99. О том, как писать письма старцу
Сестра о Господе мать N! Письма твои получаю исправно, но сегодня мне нездоровится; много писать не могу, а вкратце скажу об одном. — Я нахожу, что и для моей немощи будет сноснее и для вас самих лучше, чтобы вы писали мне не так часто, но дельнее. — Я говорил матери N, а теперь я тебе объясняю, что довольно с вас будет: в две недели писать мне по одному письму, а в другое время записывайте что нужно, и потом, прочитавши свои записки, сообразите сами, что нужнее, — то и пишите мне, в две недели раз, покороче, да подельнее. А то ваших писем накопляется много; в каждом письме много разных описываний; — что вы когда чувствуете и помышляете: все это собирать и соображать и на все отвечать не имею решительно ни сил, ни времени. — А когда будете писать пореже, покороче, да поосновательнее, тогда, повторяю, и для меня будет легче, и для вас лучше.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Собрание писем"
Книги похожие на "Собрание писем" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Амвросий Оптинский - Собрание писем"
Отзывы читателей о книге "Собрание писем", комментарии и мнения людей о произведении.