» » » » Георгий Рузавин - Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов.


Авторские права

Георгий Рузавин - Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов.

Здесь можно скачать бесплатно "Георгий Рузавин - Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Культура и спорт, ЮНИТИ, год 1997. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Георгий Рузавин - Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов.
Рейтинг:
Название:
Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов.
Издательство:
Культура и спорт, ЮНИТИ
Жанр:
Год:
1997
ISBN:
5-85178-037-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов."

Описание и краткое содержание "Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов." читать бесплатно онлайн.



Это первая в отечественной литературе попытка рассмотреть законы и принципы логики в тесной связи с аргументацией, используемой в практических и научных рассуждениях.

Основное внимание обращается на диалог как на ту реальную среду, в рамках которой происходят споры, дискуссии, диспуты и полемики. Изложение логических вопросов подчинено целям выработки навыков критического мышления в процессе аргументации.

Для студентов гуманитарных вузов, а также широкого круга лиц, желающих овладеть навыками аргументации как искусства рационального убеждения.






Процесс понимания тесно связан с аргументацией, под которой подразумевают рационально-логический способ убеждения. Как будет подробно сказано во второй части книги, аргументация предполагает диалог, в ходе которого происходит обмен мыслями между его участниками. Чтобы убедить другого человека, необходимо прежде всего точно уяснить смысл тех понятий и утверждений, которые используются для этого и которые называются доводами или аргументами. Слушатель или оппонент только тогда их поймет и согласится с ними, когда они будут точно определены и обоснованы. Чтобы ваш собеседник или оппонент согласился в ходе диалога с вашими мнениями и аргументами, необходимо:

1) точно определить или по крайней мере разъяснить смысл ваших слов и понятий;

2) так построить свою речь, чтобы из нее стало понятным, почему выдвигаемое вами мнение вытекает логически из приводимых для его обоснования или подтверждения посылок.

Такие посылки и заключения, их логическую структуру и правила вывода одних суждений из других мы будем изучать в последующих главах курса.

Проверьте себя[1]

1. Определите содержание следующих понятий: существительное, квадрат, товар, четное число, логика, психология.

2. Укажите какое из понятий в следующих определениях богаче по содержанию, т.е. содержит большее число существенных признаков:

существительное - часть речи; четное число - число; материальное благо - товар; логика - наука; млекопитающее - животное; растение - живой организм; правонарушение - преступление; понятие - норма мышления; рациональное число - действительное число; рациональное число - дробь; ромб - параллелограмм; равнобедренный треугольник - равносторонний треугольник.

3. Какие из понятий имеют больший объем в следующих парах:

рыночная экономика - экономика; предложение - текст; преступление - взятка; повествовательное предложение - предложение; имя - название.

4. Найдите ближайшие родовые понятия к следующим видовым:

адвокат, равносторонний треугольник, мышление, глагол, труд, профессия, береза, город, стул, учебник логики, континент, день, ромб, прямоугольник, монархия, демократия, солдат, шар, многоугольник, подсистема, траектория.

5. Укажите видовые понятия к следующим родовым:

география, треугольник, транспортное средство, предложение, доход, богатство, кислота, населенный пункт, студент, металл, галоген, радиоактивность.

6. Какая связь существует между содержанием и объемом понятия? Меняется ли эта связь со временем?

7. Определите, эквивалентны ли понятия:

квадрат, равноугольный ромб, равносторонний прямоугольник.

8. Что означает смысл слова логически?

9. Как можно охарактеризовать синонимы логически? Найдите синонимы к словам "храбрость", "самолет" и "равнодушие" и укажите, чем они разнятся по смыслу.

10. Определите, правильно ли сделано обобщение понятий:

1) медь - металл - химический элемент - вещество;

2) квадрат - четырехугольник - многоугольник - плоская фигура;

3) прибыль - доход - капитал;

4) доброта - гуманизм - справедливость;

5) книга по логике - книгопечатное издание.

11. Определите, правильно ли сделано ограничение понятий:

1) населенный пункт - крупный населенный пункт - город;

2) химический элемент - радиоактивный элемент - искусственный радиоактивный элемент, плутоний;

3) судебное дело - уголовное дело - дело о взятке;

4) промышленность - легкая промышленность - производство ткацких станков;

5) треугольник - равносторонний треугольник - равнобедренный треугольник.

12. Какие из перечисленных ниже понятий являются общими, единичными и нулевыми:

1) озеро;

2) самое большое озеро в мире;

3) ромб;

4) вечный двигатель;

5) столица России.

13. Укажите понятия, равнообъемные перечисленным ниже:

1) равноугольный треугольник;

2) автор романа в стихах "Евгений Онегин";

3) первая буква русского алфавита;

4) самое глубокое озеро в мире;

5) суверенитет.

14. Правильны ли следующие определения:

1) понятие - форма мышления;

2) экономист - специалист в области экономики;

3) правильное мышление - мышление согласно правилам логики;

4) квадрат - равносторонний прямоугольник;

5) психический - относящийся к психике (Толковый словарь В. Даля)

15. Определите, правильно ли произведено деление понятий:

1) треугольники делятся на равнобедренные и разносторонние;

2) понятия делятся на абстрактные и конкретные;

3) вещества делятся на проводники и непроводники;

4) числа делятся на четные, нечетные и дроби;

5) науки делятся на естественные, технические и гуманитарные.

16. Чем отличается дихотомическое деление от недихотомического?

17. Являются ли истинность и правильность дихотомическими понятиями?

18. Как можно применить понятия смысла и денотата к синонимам и омонимам? Приведите конкретные примеры.

19. Какая связь существует между словом и понятием?

20. Верно ли утверждение, что итоги науки выражаются в понятиях? Обоснуйте свой ответ.

21. Как графически и символически изображается операция объединения объемов понятий?

22. Как можно изобразить пересечение (произведение) объемов понятий? Когда объемы понятий совпадают?

23. Образуйте сумму (объединение) следующих понятий и изобразите это графически:

1) электроны, протоны, нейтроны;

2) определение, дополнение, обстоятельство;

3) понятие, суждение, умозаключение.

24. Образуйте произведение (пересечение) следующих понятий:

1) нравственность, общество;

2) деятельность, ум, воображение.

3 ГЛАВА. Логика высказываний

Под высказыванием (суждением) понимают форму мысли, которая выражает соответствие или несоответствие ее действительности. Так, еще великий античный философ Платон утверждал, что "тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе - лжет".

В традиционной логике, которая ограничивалась изучением связи между вещами и их свойствами, общепринятым считался термин "суждение", в современной же логике предпочитают говорить скорее о высказываниях. Однако эти термины рассматриваются как синонимы, и поэтому в дальнейшем мы будем употреблять их как равнозначные.

Высказывания входят в качестве составной части в любое умозаключение либо как посылка, либо как результат рассуждения. Между посылками и заключением любого рассуждения существует определенная логическая связь. В дедуктивных умозаключениях, которые мы будем рассматривать в этой и последующих главах, эта связь имеет характер логического следования или вывода, в правдоподобных - характер вероятностного отношения, когда посылка лишь с той или иной степенью правдоподобия подтверждает заключение.

Современная дедуктивная логика начинает изучение высказываний, отвлекаясь от их внутренней структуры, и рассматривает их либо как истинные, либо как ложные. Как мы убедимся далее, именно такой подход служит основой для построения исчисления высказываний и позволяет обращаться с рассуждениями, как с вычислениями. В дальнейшем этот подход, ограниченный и слишком абстрактный, может быть преодолен путем снятия подобных ограничений. Именно в этих целях строится логика предикатов, в которой рассматривается логическая связь между предметами и характеризующими их предикатами. Однако в отличие от традиционной логики под предикатами сейчас подразумеваются не только свойства, но и различные отношения между предметами.

Хотя в высказываниях в качестве терминов включаются и понятия, но они в познании играют совсем иную роль. Как мы убедились ранее, понятия отделяют одни классы предметов от других по их отличительным признакам. В языке они выражаются одним именем, представляющим собой либо отдельное слово, либо сочетание слов. Высказывания же формулируются с помощью предложений.

3.1. Высказывание и предложение

Любая мысль становится доступной для понимания других людей только тогда, когда она выражается в языке, в устной или письменной речи. Формой выражения высказываний являются предложения, но не всякое предложение выражает высказывание. Если я спрашиваю: "Какая сегодня погода?", то этим не утверждаю и не отрицаю какой-либо мысли о действительности. Точно так же, когда прошу закрыть дверь, я тоже не высказываю какого-либо суждения. Отсюда становится ясным, что формой выражения суждений в языке являются повествовательные предложения.

Суждение (высказывание) можно определить как форму мысли, в которой нечто о действительности утверждается или отрицается. Более развернуто: в суждении утверждается или отрицается наличие связей между предметами и их свойствами, а также отношений между самими предметами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов."

Книги похожие на "Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Георгий Рузавин

Георгий Рузавин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Георгий Рузавин - Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов."

Отзывы читателей о книге "Логика и аргументация: Учебн. пособие для вузов.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.