» » » » Валерий Семененко - История Украины с древнейших времен до наших дней


Авторские права

Валерий Семененко - История Украины с древнейших времен до наших дней

Здесь можно скачать бесплатно "Валерий Семененко - История Украины с древнейших времен до наших дней" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Торсинг, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валерий Семененко - История Украины с древнейших времен до наших дней
Рейтинг:
Название:
История Украины с древнейших времен до наших дней
Издательство:
Торсинг
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
966-670-037-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Украины с древнейших времен до наших дней"

Описание и краткое содержание "История Украины с древнейших времен до наших дней" читать бесплатно онлайн.



Учитывая новейшие исследования отечественных и зарубежных ученых, авторы излагают курс истории Украины с новых, современных позиций. Ряд тем известных, устоявшихся оценочно и сюжетно — представлены кратко; дискуссионным же уделено большее внимание. Авторы бережно и тактично знакомят читателей с опытом нелегкой, сложной, поучительной истории украинских земель и живущего на них народа. Книга адресована широкому кругу читателей, но в первую очередь студентам будущему — нации.






Вызов императора сразиться в поединке на виду обеих армий Святослав, как ни странно, отверг. В генеральном сражении под Доростолом погибли не менее 16 тысяч русских воинов, так что после подписания мира с Византией весной 972 года на родину вернулось не более 22 тысяч воинов Киевской земли, то есть менее 37 процентов тех, что прибыли в Болгарию в 968 году. Святослав отказался от претензий на Болгарию и Крым, обязался не воевать в дальнейшем с Византией.

Возвращаясь на Русь, Святослав с дружиной был вынужден провести зиму на Белобережье — недалеко от острова Хортицы. Произошло это потому, что византийцы условились с печенегами об уничтожении ханом остатков русской армии. Пробиваясь в 972 году к Киеву, большая часть измученных лишениями воинов киевского князя пала в бою. Погиб и Святослав, из его черепа хан Куря сделал себе чашу для питья, оковав ее серебром, а его подданные то же самое проделали с черепами павших воинов Руси.

Князь Владимир

К 972 году Русская земля фактически распалась на уделы. Правивший в Киеве Ярополк был тайно окрещен и принял христианство римского обряда. Он установил тесные связи со странами Западной Европы. В конце марта 973 года Ярополк направил посольство в Кведлинбург к императору Германии Оттону I с богатыми дарами, приурочив их к Пасхе. Он также заключил союз с печенегами, предварительно нанеся им серьезное поражение.

Но с 977 года между сыновьями Святослава разразилась братоубийственная война за овладение киевским престолом. Как известно, в ней победил Владимир (Вольдемар), но на начальном этапе борьбы он сбежал в Скандинавию, где провел более двух лет. Затем с помощью отряда варягов и новгородцев Владимир захватил известный сепаратизмом Полоцк, убив здесь варяжского князя Рогволода с двумя сыновьями, изнасиловал его дочь Рогнеду (она вскоре стала женой Владимира); из Новгорода были изгнаны посадники Ярополка. В 980 году на реке Друть на Смоленщине произошла битва войск Владимира и Ярополка, в которой последний потерпел поражение. В июне 980 года Владимир занял Киев, приказав варягам заколоть Ярополка, а супругу князя — гречанку Юлию, ставшую вдовой, забрал себе в жены. Аналогичные примеры мы находим в эпосе Западной Европы: Зигфрид овладел Брунгильдой с помощью грубой силы, Сигрид Гордая (шведская принцесса) сожгла своих женихов в бане, а Кримхильда, мстя за убийство мужа, уничтожила город («Песнь о Нибелунгах»), Всего Владимир имел семь или восемь жен, но все браки заключались им либо по обязанности, либо по политической необходимости, для сакрализации своей власти высшего суверена — собственника не только земли, но и проживающих на ней людей.

Чтобы подчеркнуть заслуги язычников в борьбе против христианина Ярополка, Владимир велел воздвигнуть на холме капище с фигурами богов: Перуна, Дажь-бога, Стрибога, Хорса, Семергла, Макоши. В других городах были также установлены идолы, но подчеркнутое поклонение прежде всего Перуну, его несомненный культ означали определенный шаг к едино- божию.

Население продолжало приносить в жертву богам птиц, рыб, свиней и других животных, возле капищ происходили ритуальные гадания. 12 июля 983 года в честь победы над племенем ятвягов имели место человеческие жертвоприношения. В этот день толпа убила некоего Федора и его сына — оба являлись христианами.

Для объединения княжеской и общинной власти Владимир еженедельно устраивал на своем дворе учты — пышные банкеты для бояр, гридней, десятских, сотских и «лучших мужей» из окраин Руси. Чтобы избавиться от своевольных варягов, он отослал их в Константинополь (по другой версии — на остров Хортицу). Устранив от власти племенных вождей, Владимир передал управление уделами своим 12 законным сыновьям а в ряд регионов отправил наместниками бояр, доказавших преданность князю.

С помощью карательных экспедиций Владимир подчинил Киеву вятичей на Оке и радимичей на Десне, в 981 году вернул Перемышль и Червенские города (в 1018 году их снова захватила Польша), совершил поход на Волжскую Булгарию. Он укрепил связи с Венгрией, Германией, Чехией, Польшей (западная граница Руси шла по Висле).

Весьма характерно, что всеми походами руководили воеводы, а сам Владимир оставался в Киеве.

Для защиты южных рубежей Киевской земли была сооружена система укреплений вдоль рек Трубеж, Сула, Стугна, Десна и других, а Киев прикрыли Змеевые валы. В результате возникла оборонная система всей державы, а не отдельных регионов. На границах со степью Владимир поселил племена берендеев, торков, черных клобуков, создав фактически пограничную стражу. На востоке подобные функции выполняли ильменские славяне, кривичи, чудь, вятичи.

Владимир разделил светский и религиозный суд, не внес в обычаевое право смертную казнь, которая тем не менее действовала в форме самосуда. Уже после введения на Руси христианства он намеревался применять смертную казнь за разбой, но по совету церкви ввел вместо нее крупные штрафы.

Великий князь использовал практику раздачи земельных участков с проживающим на них населением представителям различных социальных групп, тем самым создавая свою опору — средний класс, предтечу будущей старшины и дворянства.

Принятие христианства на Руси

Система «шестибожия» во главе с Перуном не оправдала надежд Владимира, потому что тормозила процесс объединения земель, принявший в конце X века отчетливый конфедеративный характер. К тому же дружинники молились, как и ранее, Перуну, кузнецы — Сварогу, земледельцы — Яриле, мореходы — Стрибогу и т. д.

Возможно, не без влияния волхвов и «кудесников» даже сыновья Владимира пытались игнорировать общегосударственные интересы, замкнувшись на интересах своих уделов. Отход от киевского центра наблюдался в Полоцке, Древлянской и Новгородской землях. Кроме того, волхвы принуждали удельных князей приносить в жертву богам иностранцев-христиан, что никак не способствовало приезду на Русь зарубежных специалистов. В ряде земель им вообще запрещалось находиться.

Во всех странах Европы к концу X века проходил процесс христианизации, начинавшийся, конечно, сверху: так, князья Чехии крестились в 845 году, болгарский князь — в 865-м, хорватские и сербские князья — в течение 800–850 годов, польский князь Метко в 966-м. Поэтому языческую Русь Европа считала «поганой», имевшей архаичную веру, что утрудняло сотрудничество.

Скорее легендой является рассказ в «Повести временных лет» о том, как Владимир принимал представителей различных религий, чтобы убедиться, какая из них наиболее всего подходит для Руси. Выбор христианства византийского образца фактически был предопределен всей историей отношений Руси с Новым Римом. Именно Византия заложила основы восточноевропейской цивилизации, носителями которой стали болгары, греки, белорусы, сербы, русские, украинцы и другие народы.

Крещению предшествовал военно-политический союз Руси с Византией, заключенный, видимо, в 987 году. По просьбе императоров — братьев Василия II и Константина VIII, великий киевский князь послал шеститысячный отряд варягов для подавления мятежа полководца Варды Фоки. Затем он тайно крестился, получив христианское имя Василий. Но братья отказались выполнить обещание, данное Владимиру ранее, — выдать за него замуж принцессу Анну (в 985 году они не одобрили сватовства к Анне и сына германского императора). Тогда разгневанный Владимир осадил Херсонес (Корсунь) и после шестимесячной борьбы овладел им. Скорее всего, в октябре 988 года в Херсонесе (сейчас это окраина Севастополя) состоялось венчание Анны и Владимира, а 1 августа 989 года — крещение киевлян. Владимир предупредил жителей: кто откажется от обряда крещения, будет личным врагом князя. Сама процедура проходила, видимо, у слияния реки Почайны с Днепром; крестились и все 12 законных сыновей Владимира: Борис, Всеволод, Вышеслав, Глеб, Изяслав, Мстислав, Позвизд, Святополк (приемный), Святослав, Станислав, Судислав, Ярослав.

Чтобы унизить языческих богов, Владимир приказал тянуть статую Перуна к воде, а 12 киевлян избивали ее цепями, чтобы дух идола не влиял на людей. Брошенная в Днепр статуя главного языческого бога выплыла около того места, где позднее построили Выдубецкий монастырь. Статую Перуна язычники установили в лесу и долго молились здесь. До второй половины XIII века языческие капища сохранялись у реки Збруч, в Смоленской и Псковской землях, где совершались человеческие жертвоприношения.

Если в 981 году на Волыни Владимир приказывал разрушать христианские храмы, то теперь ликвидируются капища идолов, вырубаются священные рощи. Однако язычество еще долго оставалось не только особенностью жизненного уклада, но и второй верой — чтили одновременно христианских и «домашних» богов.

Вообще крещение регионов Руси происходило в течение нескольких столетий, ибо население упорно не желало расставаться с привычной верой предков. В 991 году митрополит Михаил и четыре епископа пытались крестить жителей Ростова и Суздаля, но встретили такое сопротивление, что вынуждены были, спасая свои жизни, бежать. На рубеже X–XI веков: христианство закрепилось больше в Северном Поднепровье, где находились центры епархий — города Чернигов, Белгород. Но сельское население восприняло христианские догматы только в XII–XIII столетиях, а трупосожжение как рецидив язычества существовало до XIX века.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Украины с древнейших времен до наших дней"

Книги похожие на "История Украины с древнейших времен до наших дней" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Семененко

Валерий Семененко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Семененко - История Украины с древнейших времен до наших дней"

Отзывы читателей о книге "История Украины с древнейших времен до наших дней", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.