Авторские права

Николай Рубакин - Среди тайн и чудес

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Рубакин - Среди тайн и чудес" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Политиздат, год 1965. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Рубакин - Среди тайн и чудес
Рейтинг:
Название:
Среди тайн и чудес
Издательство:
Политиздат
Год:
1965
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Среди тайн и чудес"

Описание и краткое содержание "Среди тайн и чудес" читать бесплатно онлайн.



Наряду с привычным для нас в мире нередко встречаются явления, ставящие человека в тупик своей необычностью, кажущейся таинственностью. Поют египетские статуи, говорят камни, стонут горы, перед воспаленным взором путника в знойной пустыне встают видения ангелов, святых, нечистых духов, происходят мгновенные «исцеления» тяжелых болезней, на глазах изумленной толпы творят «чудеса» пророки и факиры. Не удивительно, что суеверные люди издавна истолковывали эти факты как проявление сверхъестественных сил, а предприимчивые служители культов выдавали их за доказательство истинности своей религии.

В этот таинственный мир, в мир, о котором А. С. Пушкин говорил: «Там чудеса, там леший бродит…», ведет читателя талантливый популяризатор Н. А. Рубакин (1862–1946). Автор шаг за шагом срывает ореол святости с «чудес» и религиозных тайн, утверждает силу человеческого разума, мощь научного познания. Очень занимательная по своему содержанию и увлекательная по форме, книга Рубакина доставит большое удовольствие каждому любознательному читателю.






Кстати сказать, та часть Фив, где находится статуя Аменхотепа, называлась Мемнониумом — городом мертвых. Почему она так названа? Это тоже неспроста. Это в память Мемнона, эфиопского героя.

Такое сходство названий (Мемнон и Мемнониум) тоже помогло тому, что статую фараона Аменхотепа III стали считать в конце концов изображением эфиопа Мемнона. Так отыскалось объяснение чудесному явлению. Голос, который с наступлением зари раздавался из обрушившейся статуи, — это был голос Мемнона: сын жаловался своей матери на то несчастье, которое его постигло…

Что значит верить старинным книгам и старинным преданиям

Такое объяснение как будто вполне согласовалось с древними преданиями, оно удовлетворило греков. Разве можно не верить старинным преданиям? Разве можно ставить ни во что веру в богов и рассказы об их делах в старинных книгах? Ведь за неверие боги жестоко наказывают. Нужно бояться их гнева.

И люди боялись, веря в то, чего никогда не было.

Страх поддерживал такую веру, а вера поддерживала страх.

Привычная вера в старинных богов нашла даже свое подтверждение в чуде поющей статуи: ведь старинные книги говорили, что есть где-то в Африке, близ Эфиопии, поющая статуя. И она действительно нашлась. Она существует! Она говорит! Очевидцы подтверждают это! Предание оправдалось на деле, голос, раздающийся из камня, доказывает, что действительно жил когда-то герой Мемнон. Так чудесное предание вызвало чудесное объяснение, а этим объяснением подтвердилось предание. Затем предание стало все более и более разрастаться. Предание перепутало и страны, и время, и людей. Все затемнилось и смешалось до неузнаваемости. С преданием о Мемноне случилось то же самое, что всегда случается со всеми чудесными сказаниями. Доля правды, какая была в них, покрылась толстым слоем лжи и выдумки.

Прежде всего были спутаны две страны, две Эфиопии. Гомер называл Эфиопией не ту страну, которая находилась рядом с Египтом. Гомер называл эфиопами «крайних людей, поселенных двояко: одни — где солнце заходит, а другие — где оно восходит». По Гомеру, Мемнон — сын Зари и рожден в стране, лежащей на восходе солнца. А Египет приходится не к востоку, а совсем в другую сторону, именно к юго-востоку от Греции. Предание стало считать землей Мемнона ту Эфиопию, которая лежит за Египтом.

Так перепуталось понятие о том месте, где жил Мемнон. Перепуталось и время, когда он жил. Небылицы о смерти Мемнона появлялись одна за другой. Его гробницу указывали сразу в нескольких странах, к тому же отдаленных одна от другой: одна гробница его была в Абидосе, у Геллеспонта (то есть нынешнего Дарданелльского пролива); другая была далеко от нее — в Птолемаиде (в Финикии); третья была в Эфиопии (за Египтом). И все эти гробницы были сооружены в разное время; поэтому и смерть Мемнона приурочивалась в разных местах к разному времени. Да и сам Мемнон по одним рассказам был грек, по другим — эфиоп, по третьим — троянец.

А о фараоне Аменхотепе люди так и забыли. Его каменное изображение окончательно стало считаться изображением Мемнона, а его голос — чудом божественного происхождения.

Как чудо перестало действовать

Статуя звучала несколько сот лет.

Но ничто на земле не вечно. Пришел конец и чуду.

Однажды приехал в Египет римский император Септимий Север, который был человек очень верующий в своих богов и ревностный поклонник их. Император побывал в Фивах нарочно, чтобы лицезреть знамение божие — говорящую статую. Он посетил статую Мемнона и очень желал слышать ее голос.

Но статуя, как назло ему, упорно молчала.

Такое молчание было сочтено Севером за гнев Мемнона. А гнев сверхъестественного героя невольно внушил императору страх. И с ним случилось то, что бывает и с другими императорами: они обыкновенно очень боятся богов, от которых постоянно ожидают каких-нибудь милостей и подачек и на которых обыкновенно сваливают свои земные грехи. Чтобы сменить гнев божества на милость, Север велел поднять и восстановить статую.

Повеление императора было исполнено. Но совершилось новое чудо: от прикосновения императорской руки статуя замолкла. И к тому же замолкла навсегда.

С тех пор до настоящего времени она хоть и высится на прежнем месте, но мертвая и немая. И возобновленная статуя состоит уже не из одного куска камня, а из пяти отдельных кусков, соединенных железными скрепами.

Мемнон замолк, и его, как водится, забыли. Он перестал привлекать к себе посетителей из разных стран, о нем перестали говорить. Последняя из 70 надписей, вырезанных на подножии статуи и говорящих о голосе Мемнона, помечена 130 годом нашей эры.

Какая сила совершала чудо — божеская или бесовская?

А предание о поющей статуе Мемнона хранилось и хранится до сих пор. Долгое время было в ходу и объяснение, данное когда-то чудесному пению каменной статуи; долгое время видели в этом что-то чудесное, таинственное.

Но вот что интересно: до нашей эры, когда греки и египтяне верили в своих собственных богов, они объясняли пение статуи чудесным действием этих самых богов. Прошли годы — и в Египте и в Греции понемногу распространилась вера христианская. Прежние боги вышли из головы и из употребления и понемногу были забыты. Те же самые люди стали верить в другого бога, единого в трех лицах, в Троицу, а своих прежних богов стали считать исчадиями ада, темными силами, дьявольским наваждением и даже бесами. И дела прежних богов стали считать «бесовскими делами».

Такая перемена, как водится, произошла сама собой, как-то незаметно и очень даже просто. Пение статуи хотя по-прежнему считалось чудом, но только не божеским, а бесовским.

Оно и понятно: и боги и бес — силы сверхъестественные, таинственные. Разве одна из этих сил понятнее, чем другая? Вовсе нет. Обе они одинаково непонятны. И деяния этих сил — точно так же. Значит, вся суть только в том, какую силу как называют и за что считают ее. А названия разным сверхъестественным силам даются не кем иным, как людьми же. Название — слово, то есть звук. Сегодня называй чудесное явление бесовским, а завтра божеским, а там опять бесовским — не все ли равно? В глазах верующих чудо остается чудом, потому что вера остается верой и заставляет верующего человека принимать без проверки все что угодно. Вера в чудеса не могла покачнуться от перемены языческого вероисповедания на христианское. Сколько ни меняй веру на веру, как и нелепость на нелепость, все равно таким способом до правды не дойдешь.

Что необходимо для отыскания истины

А чтобы дойти до правды, нужно идти в своих рассуждениях совершенно другой дорогой: тут нужна не вера, а исследование, проверка; надо проверить и исследовать с точностью и достоверностью, при каких именно обстоятельствах происходит или происходило такое-то событие; надо выяснить все эти обстоятельства и разобраться в них. Надо еще выяснить, какие обстоятельства были его причиной; надо вместе с тем разобрать, кто и как был очевидцем этого события и что он за человек, этот очевидец, — умный он или глупый, пристрастный или беспристрастный, темный или сведущий. Надо еще отделить правду в его рассказе от прикрас: то, что есть, от того, что кажется. И надо сделать это вполне беспристрастно. Уж очень легко объяснять непонятное явление действием сверхъестественных сил. Объясняя их так, стоит лишь сказать о них: «Это, мол, чудо», — да на том и успокоиться. Ну а если это вовсе не чудо, а та же природа? Мало ли что в ней непонятно. То, что сегодня в ней еще непонятно, может быть, поймется завтра. Рассмотри, исследуй. обсуди хорошенько — тогда и поймешь даже то, что с первого взгляда кажется чудом.

Легкое объяснение природы не всегда бывает справедливым. При чтении разных старинных рассказов о чем-нибудь чудесном и таинственном прежде всего должен появиться вопрос: да так ли это было на самом деле? Не прибавили ли кое-чего от себя сами рассказчики? Не исказили ли они в своих рассказах простого явления природы? Ведь это очень легко сделать, например, по темноте, по пристрастию к своей вере, по своим интересам, если чудо дает доход, и т. д.

В былые времена сомневаться в существовании таких богов, как, например, Юпитер, Нептун и разные другие, считалось очень предосудительным и безбожным и страшным. Сомневающихся гнали и побивали даже камнями. Однако в конце концов они все-таки взяли верх.

Они постарались прежде всего вполне правильно установить самое событие, самый факт, правильно описать явление.

Главная суть дела была в том, чтобы найти истину. Точную, полную, беспристрастную истину. Разузнать настоящую правду о том, да почему же, собственно, стонет статуя.

Найти истину! Но ведь это-то сделать и не легко по той простой причине, что за долгое время выдумки успели совершенно слиться и перемешаться с правдой. Как же их разделить? Но даже и когда это будет сделано, каким же способом разграничить то, что есть, от того, что кажется?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Среди тайн и чудес"

Книги похожие на "Среди тайн и чудес" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Рубакин

Николай Рубакин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Рубакин - Среди тайн и чудес"

Отзывы читателей о книге "Среди тайн и чудес", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.