» » » » Коллектив авторов - История Украинской ССР в десяти томах. Том третий


Авторские права

Коллектив авторов - История Украинской ССР в десяти томах. Том третий

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История Украинской ССР в десяти томах. Том третий" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Наукова думка, год 1983. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История Украинской ССР в десяти томах. Том третий
Рейтинг:
Название:
История Украинской ССР в десяти томах. Том третий
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1983
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Украинской ССР в десяти томах. Том третий"

Описание и краткое содержание "История Украинской ССР в десяти томах. Том третий" читать бесплатно онлайн.



В томе освещается история Украины второй половины XVII–XVIII в. В центре внимания — освободительная война украинского народа 1648–1654 гг. и воссоединение Украины с Россией, начало разложения феодального способа производства и зарождение капиталистического уклада. Исследуются проблемы политического и культурного развития украинского народа, раскрывается единение сил трудящихся Украины и России в совместной борьбе против феодальной эксплуатации и внешней агрессии.






Л. Баранович стал одним из православных идеологов и борцов против унии. Им написан ряд работ («Новая мера старой веры», «Меч духовный»), в которых подвергались критике католические догмы, осуждалась враждебная деятельность» униатской церкви. Однако как представитель господствующего класса Баранович в своих проповедях выступал за дальнейшее укрепление привилегированного положения феодалов в обществе, оправдывал эксплуатацию трудящихся масс.

Не менее значительной была личность Иннокентия Гизеля — церковного и культурного деятеля, историка, одного из самых образованных людей своего времени. В работах «Мир с богом человеку», «Об истинной вере» он отстаивал идею единства Украины и России, разоблачал враждебную деятельность иезуитов и униатов. Понимая историческую необходимость объединения двух братских народов, Гизель в меру своих сил и возможностей способствовал этому, решительно выступая против захватнической политики шляхетской Польши.

События освободительной войны 1648–1654 гг. и воссоединение Украины с Россией создали благоприятные условия для появления ряда трудов исторического характера, написанных преимущественно преподавателями и воспитанниками Киевского коллегиума, прежде всего «Кройника из летописцев стародавних» (1672) Феодосия Сафоновича и «Киевский синопсис или краткое собрание от различных летописцев» (1674) неизвестного автора.

В «Кройнике» Ф. Сафонович выступил сторонником концепции общности происхождения славян, указал на выдающуюся роль Древнерусского государства в истории русского, украинского и белорусского народов и обосновал закономерность и историческую обусловленность воссоединения Украины с Россией.

В «Синопсисе» также проводилась идея происхождения русского, украинского и белорусского народов от единого корня — древнерусской народности, отстаивалась правомерность воссоединения Украины с Россией как восстановление былого единства русских земель. Другой важной и актуальной темой «Синопсиса» явилась борьба украинского народа с агрессией турецких и татарских феодалов. Автор ярко и эмоционально описывает успехи русских ратных людей и украинских казацких полков в военных действиях против султанской армии под Чигирином. Он считал, что в борьбе против султанской Турции необходимо единение материальных и людских ресурсов всех славянских стран под главенством России. «Синопсис» оказал серьезную помощь русской дипломатии в ее деятельности, направленной на освобождение южнорусских земель от ига Оттоманской Порты. В «Синопсисе» проповедывалась консервативная идея извечности самодержавия и незыблемости феодального строя.

Известным писателем-полемистом стал также Иоанникий Галятовский. Полемические выступления И. Галятовского в произведениях «Разговор белоцерковский» (1676), «Фундаменты» (1683) в значительной мере способствовали ограничению влияния иезуитов. Он выступал сторонником дальнейшего расширения и укрепления культурных связей Украины с Россией, отстаивал идею освобождения всех славянских народов от османского ига.

Элементы критики существующих феодальных порядков содержались в произведениях воспитанника Киевского коллегиума писателя А. Радивиловского. Не выступая против основ феодального общества, он стремился к устранению только отдельных его недостатков. Радивиловский принадлежал к числу активных борцов против католической экспансии и униатства на Украине.

Кружок общественно-политических деятелей, образовавшийся в стенах Киевского коллегиума, отстаивал интересы господствующего феодального класса. Его участники поддерживали стремления старшины закрепить и расширить предоставленные царским правительством привилегии и права, имения и зависимых крестьян, оправдывали феодальную эксплуатацию народных масс.

Иоанникий Галятовский.

В украинской общественно-политической публицистике второй половины XVII в. определенное место занимает полемический труд неизвестного автора «Такими наветами православную веру и церкви, монастыри малороссийские искореняют от многих лет доныне ляхи. А нижей на то способы суть описани яко тое обваровати треба» («Наветы»). Он имел ярко выраженную антикатолическую и антиуниатскую направленность. Автор осуждал преследование православного населения шляхтой, предательство украинских феодалов, которые «отступили веры православной русской, а римскую приняли и Русси гонителями теперь великими суть», показал роль иезуитов в политической экспансии католицизма на украинских землях.

Автор «Наветов» одобрительно отзывался о деятельности Богдана Хмельницкого, его выдающейся роли в борьбе против агрессии Речи Посполитой, остро заклеймил предательские действия старшинской группировки И. Выговского, направленные на отрыв Украины от России. Прогрессивным во взглядах автора было то, что он вскрыл несовершенство государственного строя шляхетской Польши, ее административной и судебной системы, подверг критике шляхетскую анархию. Тем не менее в силу своей классовой ограниченности автор призывал только к совершенствованию отдельных сторон шляхетского управления на украинских землях. Проекты его преобразований сводились исключительно к защите интересов православного духовенства, гарантированию законодательным путем его прав.

Произведения полемической литературы распространялись и в Закарпатье. В разнообразных церковных сборниках выражалось острое осуждение унии, введенной на Закарпатье в 1646–1649 гг. Деятельное участие в полемике принял известный закарпатский писатель Михаил Андрелла, получивший высокое по тем временам образование в учебных заведениях Вены, Братиславы и Тырнова. Его общественно-политические взгляды формировались под влиянием событий освободительной борьбы украинского народа. В 1669 г. М. Андрелла разорвал с унией, за что подвергся многократным репрессиям со стороны униатского и католического духовенства. В его трудах «Логос» (1691–1692) и «Оброна вѣтрному каждому человѣку» (1699–1701) содержатся ужасающие картины социальной несправедливости, мучений и страданий народных масс. Разоблачая реакционную сущность католицизма и унии, Андрелла называл римского папу антихристом, дьяволом, змеем и т. п. Он выступал против засилия украинских, венгерских и немецких феодалов, проповедовал идею воссоединения Закарпатья с Россией. Симпатии М. Андреллы были полностью на стороне угнетенных масс и народных мстителей. По своей обличительной силе произведения писателя принадлежат к лучшим образцам политической сатиры того времени.

Взгляды Юрия Крижанича. Яркой личностью в общественно-политической жизни России и Украины был Юрий Гаспарович Крижанич (1617–1683) — гуманист, идеолог единения славян, историк и филолог. Он родился в г. Загреб (Хорватия). Его общественно-политическая концепция формировалась под непосредственным влиянием событий того времени. Постоянное общение с передовыми деятелями и изучение общественных наук способствовали отходу Ю. Крижанича от схоластических, богословских идей и католицизма. Он резко критиковал папскую курию, указывая, что борьба между восточной и римской церковью явилась политической борьбой «для ради верховные области… римляны мовлю и греки»[94].

Ю. Крижанич был тесно связан с патриотическим движением славянских народов за освобождение из-под ига турецких феодалов-поработителей. В централизованном Русском государстве он усматривал надежную силу в борьбе против наступления австро-немецких феодалов на славянские земли. Еще в молодые годы Ю. Крижанич проявил глубокий интерес к исторической науке. В частности, он неоднократно критиковал реакционных деятелей за попытки искажения истории России. Его полемические произведения проникнуты симпатиями к русскому народу.

Ю. Крижанич, решив переселиться в Россию, вместе с русским посольством, возвращавшимся в Москву, выехал из Вены. В апреле 1659 г. он прибыл в Нежин, где познакомился с нежинским протопопом Максимом Филимоновичем и полковником В. Золотаренко. Он стал одним из активных борцов за укрепление связей Украины с Русским государством.

В Нежине Ю. Крижанич написал труды «Беседа ко Черкасом» и «Усмотрение о царском величестве», в которых решительно выступил против агрессивных действий шляхетской Польши, стремившейся вновь поработить Украину. Занятие литературой Ю. Крижанич совмещал с большой общественно-политической деятельностью, принимая участие в посольстве жителей Нежина, просивших царское правительство принять город под защиту русских ратных людей.

На протяжении 1659–1677 гг. Ю. Крижанич жил в России, где в полной мере раскрылся его литературный талант. Он написал ряд трактатов по философии, политэкономии, истории, в которых содержится целостная система общественно-политических взглядов автора. Ю. Крижанич исследовал историю славян (происхождение, место среди европейских народов, борьбу против внешних врагов). Определенное внимание мыслитель уделил истории Древнерусского государства, в частности введению христианства, внешней политике киевских князей, подверг критике летописную легенду о призыве варягов на Русь и т. д. Он положительно оценивал события освободительной войны 1648–1654 гг. и воссоединение Украины с Россией, его симпатии были полностью на стороне украинского и белорусского народов, стремившихся к единению с русским народом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Украинской ССР в десяти томах. Том третий"

Книги похожие на "История Украинской ССР в десяти томах. Том третий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История Украинской ССР в десяти томах. Том третий"

Отзывы читателей о книге "История Украинской ССР в десяти томах. Том третий", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.