» » » » Марк Подвижник - Аскетические творения


Авторские права

Марк Подвижник - Аскетические творения

Здесь можно скачать бесплатно "Марк Подвижник - Аскетические творения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Свято-Троицкая Сергиева Лавра, год 2013. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марк Подвижник - Аскетические творения
Рейтинг:
Название:
Аскетические творения
Издательство:
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-5-903102-84-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Аскетические творения"

Описание и краткое содержание "Аскетические творения" читать бесплатно онлайн.



Преподобный Марк Подвижник (V в.) — один из величайших египетских пустынников. Обстоятельства его жизни во многом остаются сокрытыми для нас, но преподобный Марк оставил драгоценное свидетельство духовного подвига — свои аскетические творения.

Поучения преподобного Марка Подвижника разнообразны по жанру и содержанию: это и беседы с братией, и ответы на вопросы, заданные философом, и пространные поучения, и проникновенное толкование отдельных библейских стихов, которое преподобный Марк всегда ставит в связь с аскетическим деланием. Творения святого Марка затрагивают сложные богословские вопросы и вместе с тем свидетельствуют о глубоком знании человеческой души, понимании малейших ее движений. Мудрые наставления преподобного Марка Подвижника вошли в «Добротолюбие»; на протяжении веков не оскудевало их значение как надежного духовного руководства для монашествующих и мирян.






{226}


очевидное, находящееся пред очами нашими, ибо тотчас слово сие вложило в произволения [наши] великое бодрствование. И поелику слово сие было действенное, то и не осталось праздным, но тотчас израстило колосья и принесло зрелый плод; но и сим не ограничилось, ибо каждый из нас не насыщается им, как то ведает Бог: сколько раз ни читаю его, не получает сытости бедная душа моя. Итак, молитвою твоея святыни да дастся мне дар сей, чтобы небесная искра пребыла во мне и погубила всесовершенно, до конца, вышесказанных исполинов; да не забудусь когда-либо и предательством самовластного произволения врину себя в вышеупомянутое зло и сделаюсь снедью врагов. Но верую Господу Иисусу Христу, живущему в тебе, что ради твоего преподобия и подобно тебе подвизающихся Он не презрит меня и не предаст устам вышеупомянутых исполинов, но, делая мне всегда напоминания чрез преподобных рабов Своих, скажет путь Свой мне, окаянному, святыми твоими молитвами. Итак, прошу и умоляю благоутробную и преподобную твою душу, не зазри меня в том, что я с упованием дерзнул начертать ответное писание твоей святости; но, видя отверстою милость отеческую, хотя и худыми письменами, прошу и умоляю поминать меня всякий час; поелику Господь всегда посещает [Своего] неотступного и непрестанного служителя, разумею, достойно очищенный ум твоей благословенной души, да святынею твоею и я, быв избавлен от зол моих, обрящу бла-


{227}


гий исход, благодатию человеколюбивого Христа Бога, с Ним же Отцу честь и держава со Святым Духом вовеки. Аминь.

Примечания

1

Подробная библиография (составитель — А.Г. Дунаев), посвященная прп. Марку Подвижнику, включающая в себя перечень изданий оригинального текста творений прп. Марка и их переводов, а также всех исследований, посвященных прп. Марку и его аскетическому учению, представлена в издании: Исихазм. Аннотированная библиография / Под общ. и науч. ред. С.С. Хоружего. — М., 2004. С. 225–227. — Примеч. ред.

2

См.: Житие прп. Макария Александрийского. — Жития святых. В 12 т. T. 5 (2): январь, 19. М., 1904. С. 161.

3

См.: Добротолюбие. В 5 т. T. 1. М., 1895. С. 467.

4

PG 103, 668C–669D. См. слав. пер.: Прп. Паисий Величковский. Восторгнутые класы в пищу души. М., 1849. С. 49–50. — Примеч. ред.

5

Рим. 7:14.

6

Параграфы пронумерованы в соответствии с SC. — Примеч. ред.

7

Во многих рукописях к слову «чтения» добавлено: «уясняемого опытом». — Примеч. ред.

8

См.: Ин. 18:22.

9

Мк. 10:48. Лк. 18:38. См.: Мк. 10:46. Лк. 18, 35.

10

См.: Ин. 9:35, 38.

11

Ср.: Мф. 9:29; 20:34.

12

Ср.: Мф. 20:34. Мк. 10:50–51.

13

Под сим разумеются труды, наносящие скорбь телу, как то: бдение, пост, молитва, коленопреклонение и т. п. — Примеч. пер.

14

Терпеливо переносящему оскорбление. — Примеч. пер.

15

См.: Деян. 12:10.

16

См.: 1 Цар. 25:2–39.

17

См.: 2 Цар. 12:1–15.

18

Рим. 15:4.

19

Евр. 11:1.

20

См.: 2 Кор. 13:5. По синодальному переводу: «Или вы не знаете (οὐκ ἐπιγινώσκετε) самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть (εἰ μήτι ἀδόκιμοί ἐστε)». Ἀδόκιμος — букв.: «негодный», «неполноценный». — Примеч. ред.

21

Пс. 18:8.

22

Ср.: 1 Тим. 1:7.

23

Ин. 15:5.

24

Ср.: Евр. 4:13.

25

1 Цар. 16:7.

26

Притч. 15:11.

27

Греч. ᾃδης — ад, Аид — этимологически означает «невидимый». — Примеч. ред.

28

Это относится не ко всем, а только к тем, которые уже очистили сердце свое от страстей; к немощным же и страстным прп. Марк говорит ниже сего таким образом:

«Прежде нежели истребишь [из себя] зло, не повинуйся своему сердцу. Ибо каково вложенное в него, таковых оно и приложений требует» (см. ниже гл. 178).

«Находящийся под грехом сам собою не может преодолеть плотской воли, ибо имеет непрестанное и содержащееся в членах разжжение» (см. сл. 2, гл. 146).

«Страстным надлежит пребывать в молитве и повиновении, ибо и с помощию [наставника] едва можно вести брань с прежними греховными навыками» (см. сл. 2, гл. 147). — Примеч. пер.

29

Букв.: «нищенствует». — Примеч. ред.

30

Т. е. устремляющийся, продвигающийся; совершающий путь подвижничества. — Примеч. ред.

31

Видимо, данное высказывание следует понимать в соответствии с изречениями 58, 59 и 85: нет смысла оправдываться забвением, поскольку в этом забвении виноват только сам человек. «Познание полезного» дано всем людям, поэтому забвение не может быть естественным. — Примеч. ред.

32

Общепринятый перевод слова φρόνησις — «рассудительность», однако он справедлив только для античной культуры (наряду со справедливостью, благоразумием и умеренностью рассудительность входила в четверку античных добродетелей). В христианской традиции слово φρόνησις приобрело значение «мудрость» (см.: A Patristic Greek Lexicon / Ed. G. W. H. Lampe. Oxford, 1961. P. 1490–1491). Примечательно, что слова, обозначающие другие античные добродетели, претерпели еще более серьезные смысловые изменения: слово δικαιοσύνη вместо «справедливости» стало обозначать «праведность», a σωφροσύνη вместо «благоразумия» — «целомудрие». — Примеч. ред.

33

Букв.: «благочестивейшему» (τον εύλαβεστατον). — Примеч. ред.

34

Ср.: 1 Кор. 8:1.

35

Ср.: 1 Кор. 13:7.

36

Т. е. деятельную жизнь (в противоположность созерцательной). — Примеч. ред.

37

Ср.: Евр. 4:12. Пс. 149:6.

38

См.: 4 Цар. 18:21. Ис. 36:6.

39

Букв.: «безразлично», т. е. без привязанности. — Примеч. ред.

40

Согласно дореволюционному переводу Оптиной пустыни, враг «подвергает подвластного себе <…> трудам покаяния». В этом случае остается неясным, как диавол может «подвергать» грешника покаянию. Согласно переводу свт. Феофана Затворника, враг делает человека «повинным» трудам покаяния, т. е. вводит человека в грех (который сам по себе требует покаяния), но само покаяние остается делом свободной воли человека; и если человек не кается, то диавол получает возможность «обременить его невольными болезненными скорбями (и тяготами, которые обычно Бог посылает на таких для вразумления)» (см.: Добротолюбие. В 5 т. T. 1. М., 1895. С. 528). — Примеч. ред.

41

Например, человек, предающийся аскетическим подвигам из тщеславия. В связи с утверждением прп. Марка интересна мысль блж. Августина о том, что римляне были готовы подавить любую страсть ради достижения власти, и «все другие страсти свои они подчинили этой великой страсти» (Блж. Августин Иппонийский. О Граде Божием, V, 12). — Примеч. ред.

42

В некоторых рукописях: «не истребляет». — Примеч. пер.

43

1 Тим. 6:10.

44

Т. е. из «зол» (τῶν κακῶν). — Примеч. ред.

45

Притч. 30:15

46

1 Ин. 2:15

47

2 Тим. 2:4

48

Лк. 14:33. Мф. 10:38.

49

Ср.: Иак. 2:13.

50

Гал. 6:7. В оригинале у прп. Марка цитата немного изменена: «Ибо что сеет каждый, то и пожнет». — Примеч. ред.

51


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Аскетические творения"

Книги похожие на "Аскетические творения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марк Подвижник

Марк Подвижник - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марк Подвижник - Аскетические творения"

Отзывы читателей о книге "Аскетические творения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.