» » » Александр Широкорад - Падение Порт-Артура


Авторские права

Александр Широкорад - Падение Порт-Артура

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Широкорад - Падение Порт-Артура" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство АСТ, Ермак, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Падение Порт-Артура
Рейтинг:
Название:
Падение Порт-Артура
Издательство:
АСТ, Ермак
Год:
2003
ISBN:
5-17-018841-2 (ООО «Издательство ACT»), 5-9577-0077-0 (ЗАО НПП «Ермак»)
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Падение Порт-Артура"

Описание и краткое содержание "Падение Порт-Артура" читать бесплатно онлайн.



Поражение России в войне с Японией в значительной степени предопределило нашу историю XX столетия. Сотни военных и историков пытались объяснить причины поражения России, но все объяснения сводились лишь к ошибкам отдельных военачальников или списывались на недостатки прогнившей царской системы.

Автор предлагает новое видение истории русско-японской войны, основанное на десятках отечественных, японских и западных изданий, а также на архивных материалах.

Книга содержит схемы, карты, фотографии и будет интересна как специалистам, так и любителям военной истории.






Элементарный расчет показывает, что несколько десятков русских крейсеров могли поставить Японию на колени еще в 1904 г., до похода 2-й Тихоокеанской эскадры. В 1904 г. японский флот должен был сторожить порт-артурскую эскадру и владивостокские крейсера, а также обеспечивать коммуникации между Японией, Кореей и Маньчжурией, где находились многочисленные японские армии. Поэтому выделить достаточные силы для противодействия русским крейсерам японцы физически не могли.

Русские крейсера могли не только перехватывать суда, идущие в Японию, но и регулярно обстреливать японские порты и промышленные объекты, высаживать диверсионные отрады и т.д. Наконец, тихоокеанские суда, маскируясь под «нейтралов», могли ставить активные минные заграждения у берегов Японии и Кореи.

Собственно, и нет нужды описывать возможные действия русских крейсеров, достаточно почитать о действиях германских рейдеров в 1939–1943 гг. Причем 15-см пушки KL/45, установленные на германских рейдерах (по 6 орудий), не превосходили по своим баллистическим данным русские 152/45-мм пушки Кане. Скорость хода рейдеров была 14–16 узлов (у русских вспомогательных крейсеров в среднем больше). Все же достижения техники (дальняя радиосвязь, радары, авиация и т.д.) пошли только во вред рейдерам.

К 1904 г. радиостанции на торговых судах были большой редкостью, да и дальность их действия составляла 50–100 миль. Японский флот был на порядок слабее английского. И наконец, условия базирования у русских рейдеров к 1904 г. были несравненно лучше, чем у немцев в 1939–1943 гг.

А теперь посмотрим, как вели крейсерскую войну наши «Нельсоны». После русско-японской войны широкую известность получили действия Владивостокского отряда крейсеров. Большинство авторов — от военно-морских историков до беллетристов — с восхищением описывают их походы. Что же было на самом деле?

К началу войны во Владивостоке находились три броненосных крейсера — «Громобой», «Россия» и «Рюрик», специально построенные для действий в океане (дальность плавания 7740, 5700 и 7800 миль соответственно), и бронепалубный крейсер «Богатырь» с малой дальностью плавания (2760 миль). 2 сентября 1903 г. в списки судов Императорского флота был зачислен крейсер «Лена» — бывший пароход Добровольного флота «Херсон». Водоизмещение его составляло 10 675 т, максимальная скорость хода 19,5 узла, дальность плавания при 15-узловом ходе 5460 миль. Как и «Ангару», вооружили «Лену» слабо: шесть 120/45-мм и шесть 75/50-мм пушек. Хотя без особого ущерба для ходовых качеств он мог нести и десять — шестнадцать 152/45-мм пушек.

Кроме того, во Владивостоке находились малые (номерные) миноносцы (№ 201–206, 208–211) водоизмещением от 100 до 175 т.

27 января 1904 г. крейсера «Россия», «Громобой», «Рюрик» и «Богатырь» вышли в свой первый боевой поход. На третий день похода они обнаружили небольшой японский каботажный пароход «Наканоура-Мару» (водоизмещение около 1000 т). Командир отряда капитан 1 ранга Н.К. Рейценштейн из-за свежей погоды не рискнул посылать призовую партию для проверки груза и подрыва парохода, а приказал затопить его артиллерийским огнем. Около 1,5 ч «Громобой» стрелял почти в упор из 152-мм орудий по пароходику, но тот упрямо держался на воде. Лишь только после открытия огня с «России» «Наканоура-Мару» затонул.

Еще один каботажный пароход, «Зеншо-Мару», водоизмещением всего 320 т, крейсер «Богатырь» ухитрился упустить. После этого отряд вернулся во Владивосток.

11 февраля отряд крейсеров вновь отправился в море и прошелся вдоль корейского побережья. Но японских судов обнаружено не было, и крейсера вернулись в родную базу.

22 февраля город и крепость Владивосток были обстреляны с моря японцами. В 11 ч утра японская эскадра под командованием контр-адмирала Камимуры в составе пяти новейших броненосных крейсеров «Адзума», «Ивате», «Идзумо», «Токива» и «Асама» и двух легких крейсеров «Касаги» и «Иосино» вошла в Уссурийский залив. Оставив оба легких крейсера у острова Аскольд и подойдя на расстояние около 8 км к полуострову Басаргина, японские корабли в 13 ч 30 мин. открыли огонь по крепости и восточной части города. В течение 50 мин японцы выпустили свыше 200 снарядов калибра 152–203 мм. Настильному обстрелу подверглись строящаяся береговая батарея в бухте Соболь, форты Суворова и Линевича, Уссурийская батарея и полуостров Басаргина, перекидному огню — вся долина реки Объяснения и бухты Золотой Рог до западной оконечности казарм Сибирского флотского экипажа. В городе один человек был убит и один ранен.

В ходе бомбежки произошел анекдотичный случай. Японский снаряд пробил стену флигеля, где располагались штаб 30-го Восточно-Сибирского полка и служебная квартира его командира полковника Жукова. Вспыхнувший пожар угрожал хранившемуся здесь знамени полка. Часовой у знамени вызвал разводящего, но тот не прибыл, а вместо него в горящий кабинет вбежала жена полковника, которая и вынесла знамя из огня. За спасение знамени полагался Георгий, но как давать его лицу гражданскому, да еще женского пола, было неясно. В конце концов было велено сей случай оставить без последствий.

Куда более анекдотичным было то, что береговые батареи Владивостока молчали. Что же произошло? Ведь к началу войны на береговом вооружении Владивостокской крепости имелось пушек: 280-мм — 10, 254-мм — 4, 229-мм — 15, 152/45-мм Кане — 20, 152-мм (6-дюймовых) в 190 пудов — 14; мортир: 280-мм — 8, 9-дюймовых — 36. Итого 102 орудия калибра 152–280 мм, не считая 34–57-мм пристрелочных пушек Норденфельда.

Правда, как и в Порт-Артуре, большинство снарядов к орудиям были абсолютно бесполезные чугунные бомбы и сегментные снаряды. Фугасные снаряды, начиненные пироксилином, были лишь для 9-дюймовых мортир (969 шт., т.е. по 27 снарядов на ствол).

Тем не менее и стальными бронебойными снарядами эти мощные береговые орудия могли вдребезги разнести японские крейсера, а наши крейсера и миноносцы — добить противника. Но, увы, наши генералы так установили береговые орудия, что японские корабли, как и при стрельбе под Порт-Артуром, оказались в мертвой зоне наших орудий. Какой вероломный народ эти япошки, нет бы подойти на 4 версты к береговой батарее, встать на якорь и учинить артиллерийскую Дуэль согласно наставлениям русской береговой артиллерии. А. они так подло из мертвой зоны палили!

Русские крейсера и миноносцы из гавани так и не вышли. Позднее много говорилось, что командир отряда Рейценштейн хотел атаковать японцев, и приводилось множество причин, помешавших его благому намерению. В итоге японские крейсера благополучно вернулись в базу.

4 марта 1904 г. во Владивосток прибыл новый начальник отряда крейсеров контр-адмирал Карл Петрович Иессен.

10 апреля крейсера «Россия», «Громобой» и «Богатырь» в сопровождении миноносцев № 205 и № 206 отправились в крейсерство к берегам Кореи, а затем собирались идти к порту Хакодате. Отряд подошел к корейскому порту Гензан. Крейсера остались дежурить в заливе Лазарева, а миноносцы прошли в гавань и потопили торпедами маленький японский пароходик «Гойо-Мару».

После отхода от Гензана отряд обнаружил еще один японский каботажный малый пароход «Хагинура-Мару». Он был потоплен подрывной партией с «Громобоя». После этого Иессен отпустил оба миноносца во Владивосток, а сам с крейсерами двинулся к Хакодате. Ночью был обнаружен японский пароход «Кюнсю-Мару». Он был вооружен тремя 75-мм пушками, но команда решила сдаться и на шлюпках отправилась к борту «России». Однако на борту «Кюнсю-Мару» была еще рота японских пехотинцев, которые сдаваться отказались. Тогда с крейсера «Россия» была пущена торпеда, отправившая на дно пароход вместе с японскими солдатами.

2 мая 1904 г. контр-адмирал Иессен, держа флаг на «Богатыре», отправился в залив Посьета на совещание с сухопутным командованием. Ну не мог адмирал поехать туда на разъездном катере или на миноносце — надо же пустить пыль в глаза сухопутным коллегам! В пути сразу же начались приключения: еще на выходе из Золотого Рога «Богатырь» едва не попал на установленный недавно защитный бон, потом потерял больше часа, ожидая в Босфоре-Восточном, пока рассеется туман. Командир крейсера капитан 1 ранга Н.С. Стемман вообще предлагал вернуться в базу, тем более что добраться к месту проведения совещания можно было и посуху. Но бравый адмирал только упрекнул капитана в чрезмерной осторожности и едва ли не в трусости. Капитан считал, что в тумане нельзя идти быстрее чем 7-узловым ходом. Адмирал же полагал, что и 10 узлов не слишком много для такой погоды… Туман же продолжал сгущаться и вскоре уплотнился до такой степени, что пришлось идти счислением.

В итоге «Богатырь» налетел на скальную мель у мыса Брюса. Иессен распорядился по возможности изолировать затопленные отсеки и перегрузить уголь из носовых бункеров в кормовые. После этого во Владивосток за помощью послали катер. Ночью пришел ледокол «Надежный», который использовался вместо буксира, а к утру для охраны района аварии подошли крейсер «Россия» и несколько миноносцев. Но все попытки снять «Богатырь» с мели были безрезультатны. Сделать это удалось только в конце мая 1904 г., после чего крейсер стал на ремонт и вошел в строй лишь к 1 июля 1905 г.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Падение Порт-Артура"

Книги похожие на "Падение Порт-Артура" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Падение Порт-Артура"

Отзывы читателей о книге "Падение Порт-Артура", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.