Георгий Александров - Диалектический материализм
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Диалектический материализм"
Описание и краткое содержание "Диалектический материализм" читать бесплатно онлайн.
Подготовляя к выпуску в свет работу "Диалектический материализм", Институт философии АН СССР ставил задачу дать книгу, которая могла бы служить пособием для изучающих основы марксистско-ленинской философии. Тематическая книга построена в соответствии с ныне действующей программой курса диалектического материализма в высших учебных заведениях.
Издание 1954 г.
Идеализм пытается оторвать движение от материи, чтобы устранить само понятие материи, рассматривая движение, как нечто, не связанное с материей. Тем самым источник движения переносится во вне материи и признаётся наличие силы без вещества, или, другими словами, движения без материи. Эта концепция получила название динамизма.
Отрыв движения от материи приводит в конечном счёте к отрицанию материи как основы всех вещей и процессов объективного мира, т. е. к идеализму. "Идеалист и не подумает отрицать того, что мир есть движение, именно: движение моих мыслей, представлений, ощущений. Вопрос о том, что движется, идеалист отвергнет и сочтет нелепым: происходит смена моих ощущений, исчезают и появляются представления, и только. Вне меня ничего нет. "Движется" - и баста" [13].
Отрыв движения от материй означает переход на сторону философского идеализма, ибо если они изгоняют материю, оставляя мысль о движении, то, следовательно, мысль предполагается существующей независимо от материи. Таким образом, всякая попытка мыслить движение без материи приводит к отрыву мысли от материи, т. е. к философскому идеализму.
Идеалистический отрыв движения от материи проповедовал в своё время Оствальд. Этот крупный химик, но мелкий философ, как назвал его В. И. Ленин, пытался свести все явления природы к энергии самой по себе. "При том всеобъемлющем значении,- писал Оствальд, - которое имеет энергия для всей совокупности наших представлений о естественных явлениях, мы должны считать её, принимая во внимание закон её сохранения, субстанцией в самом настоящем смысле этого слова".
Создавая путаную философскую концепцию энергетизма, претендующую подняться "выше" материализма и идеализма, "преодолеть" их противоположность, Оствальд по сути дела развивал новый вариант субъективно-идеалистической философии. Он писал: "Что все внешние явления могут быть изображены, как процессы между энергиями, это обстоятельство проще всего объяснить тем, что именно процессы нашего сознания сами являются энергетическими и таковое своё свойство передают всем внешним силам". В. И. Ленин замечает по этому поводу: "Это- чистый идеализм: не наша мысль отражает превращение энергии во внешнем мире, а внешний мир отражает "свойства" нашего сознания" [14].
Современные реакционные философы в союзе с "физическими" идеалистами возрождают энергетические построение Оствальда, пытаются извратить данные современной науки с целью пропаганды самого откровенного идеализма.
Энергия рассматривается ими как особая нематериальная субстанция, творящая материю. "Физический" идеалист В. Гейзенберг утверждает, что материя состоит из энергии. Один из представителей наиболее реакционной американской идеалистической философской школки персонализма, Э. Брайтмен, прямо заявляет, что энергия есть не что иное, как "божья воля в действии".
Марксистский философский материализм, обосновывая положение о единстве материи и движения, преодолел присущий старому материализму взгляд на материю, по которому материя есть нечто пассивное. Диалектический материализм, как было показано выше, учит, что источник движения материи лежит в ней самой и заключается противоречиях, присущих всем материальным объектам и явлениям. Нет и не может быть ни одного материального объекта без движения, нет такого тела, которому не было бы свойственно какое-либо изменение. Движение есть способ существования материи.
Метафизический материализм рассматривал движение как простое перемещение тел в пространстве и все формы движения сводил к механической форме. Декарт в своей физике утверждал, что движение-это "перемещение той части материи, или одного тела, из соседства тех тел, которые непосредственно его касались и которые мы рассматриваем как находящиеся в покое, в соседство других тел" [15]. Гольбах писал: "Движение - это усилие, с помощью которого какое-нибудь тело изменяет или стремится изменить своё местоположение, т. е. вступим последовательно в соответствие с различными частями пространства или же изменить своё расстояние по отношении к другим телам" [16].
В отличие от метафизического материализма марксистский материализм учит, что материальное движение существует в качественно многообразных формах: механическое перемещение; физические явления; химические изменения; процессы, присущие живым организмам; движение, характеризующее общественные явления. Изучение различных видов движения материи означает изучение форм материи.
В отличие от метафизического материализма марксистский философский материализм считает, что формы движения материи, будучи качественно своеобразными, не сводимы одна к другой. Вместо с тем любая качественно своеобразная форма движения материи существует в неразрывной связи с качественно своеобразными видами самой материи.
Среди наук, изучающих различные формы движения материи, механика изучает пространственное перемещение тел. Но механическое движение само по себе разнообразно: от движения больших и малых небесных тел до механических перемещений различных тел в земных условиях. Механическое перемещение может происходить по самым многообразным траекториям и носить различный характер: равномерного, равномерно-ускоренного, вообще переменного движения и т. д. Само возникновение того или иного конкретного вида механического перемещения может происходить в результате воздействия разнообразных факторов. Словом, при ближайшем рассмотрении механической формы движения выясняется, что даже эта относительно простая форма движения материи обнаруживает большое разнообразие.
Другие, более сложные формы движения материи ещё более разнообразны по своим видам. Физическая форма движения материи охватывает, например, атомно-молекулярное движение, электромагнитные процессы, внутриатомные и внутриядерные движения и т. д. Химическая форма движения включает в себя самые различные процессы ассоциации и диссоциации атомов. Ещё большим разнообразием форм отличается органическая жизнь, составляющая предмет исследования биологических наук, наиболее многообразной является общественная жизнь; общественные науки изучают сложные закономерности развития общественной жизни.
Задачей отдельных наук является изучение специфических закономерностей каждой отдельной формы движения и её взаимосвязи с другими формами движения.
В отличие от естественных или общественных наук, изучающих ту или иную конкретную форму движения, марксистский философский материализм изучает движение, взятое в целом, движение как способ существования материи, обнимающее собой все происходящие во вселенной вменения.
НЕУНИЧТОЖИМОСТЬ ДВИЖЕНИЯ. Учение диалектического материализма о единстве материи и движения получает своё естественно-научное подтверждение в современной науке.
Закон сохранения и превращения энергии служит естественно-научной основой учения марксистского философского материализма о неразрывной связи материи и движения.
В XVIII в. и впервой половине XIX в. механическое движение, теплота, электромагнитные процессы рассматривались как совершенно независимые друг от друга. Так, между световыми и электромагнитными явлениями, между теплотой и механическим движением естествоиспытатели не видели никакой связи. Явление горения естествоиспытатели поясняли наличием особого вещества - флогистона, выделение которого якобы и вызывает горение. Тепловые явления объясняли наличием особого рода невесомого вещества - теплорода.
При рассмотрении световых, электрических и магнитных явлений исходили из предположения о существовании особых "невесомых материй" - "световой", "электрической" и "магнитной" жидкости. Изучая химические явления, говорили об особой "силе сродства". Жизнь объяснялась присутствием в организме особой, нематериальной "жизненной силы".
Но развитие науки всё больше и больше приводило к выяснению неразрывной связи между различными качественно своеобразными явлениями природы. С открытие факта взаимопревращения различных, как говорили физики того времени, "сил" природы неизбежно отпадал необходимость в особых, отличных от материи субстанциях: теплорода, флогистона, электрических и магнитных жидкостях и т. п. Факт взаимопревращения различных явлений природы свидетельствовал о том, что движение материи неотделимо от самой материи. Подобно тому как материя, претерпевая различные изменения, не уничтожается и не возникает из ничего, точно так же и движение материи, претерпевая различные изменения сохраняется.
Ещё в 1748 г. М. В. Ломоносов впервые в истории науки формулирует мысль о сохранении движения в тесной связи с законом сохранения материи. Идея Ломоносова о сохранении материи и движения, а равно и всех других основных свойств материи по праву названа "законом Ломоносова". Закон Ломоносова получил свой конкретизацию и дальнейшее развитие в законе сохранения и превращения энергии, сформулированном в 40-х годах XIX в. в работах Р. Майера, Джоуля, Гельмгольца.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Диалектический материализм"
Книги похожие на "Диалектический материализм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георгий Александров - Диалектический материализм"
Отзывы читателей о книге "Диалектический материализм", комментарии и мнения людей о произведении.