В. Струве (ред.) - Древний Восток

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Древний Восток"
Описание и краткое содержание "Древний Восток" читать бесплатно онлайн.
«Книга для чтения по истории древнего Востока» состоит из небольших научно-популярных рассказов, посвящённых важнейшим событиям историй древнего Египта, Двуречья, Урарту, Хорезма, Индии, Китая и ряда других стран. Большое внимание уделено быту непосредственных производителей древневосточных обществ. Значительное место отведено также истории культуры.
Книга представляет собой пособие для внеклассного чтения в средней школе.
Что же это был за дворец и почему его постигла такая судьба?
Обломки надписи, найденной у Кармир-блура, упоминали имя царя Русы, а в самом дворце была найдена кладовая бронзовых изделий, и у её дверей — бронзовый запор в виде петли, подобный захваченному ассирийцами в Мусасире золотому запору. На нём была надпись: «Дом оружия Русы, сына Аргишти, города Тейшебаини». Итак, большое здание, скрытое под холмом Кармир-блура, находилось в древности в городе Тейшебаини, названном по имени урартского бога Тейшебы. В этом здании урартские цари хранили оружие и бронзовые изделия, хлеб, кунжутное масло и другие продукты, очевидно собранные с местного населения в виде полатей. Вероятно, то был дворец урартского наместника этой области. Урарты стали появляться в Закавказье ещё с IX в. до н. э., поднимаясь по долине реки Занги к озеру Севан. Наместник жил сначала в крепости на самом юге Закавказья. В последней четверти VIII в. царь Руса, боясь, что наместники станут слишком могучими и самостоятельными, разделил области на более мелкие. Тогда-то в долине реки Занги и была построена крепость Тейшебаини с её дворцом. По внешнему виду этот дворец сильно отличался от древних ассиро-вавилонских зданий. Его большей частью одноэтажные, высокие помещения были построены на скале, следуя её профилю. Таким образом, в центре они были расположены выше, чем по краям, а внутренние части Здания уступами выдавались над, наружными. Комнаты освещались либо через двери, выходившие на внутренние дворики, либо через окна под самым потолком; но для этого было нужно, чтобы окна задних помещений были расположены выше крыши передних. Весь дворец похож был поэтому на приземистую башню из кубиков. Каждый ярус имел плоскую крышу, ограждённую каменными зубцами, и с крыши на крышу вели наклонные пандусы, или лестницы. Ниже зубцов были видны квадратные отверстия для света. Цоколь стен был каменный, а толща стен — из сырцового кирпича. Вокруг дворца был открытый двор, обнесённый зубчатой стеной с башнями, отделявшей его от города. Башни имел и сам дворец.
Урарту. Кармир блур (фасад западного здания). На раскопках Кармир-блура (кладовая).В этой укреплённой громаде обитал наместник, укрытый одновременно и от врагов, и от подданных. О внутреннем убранстве его помещений мы знаем, что они, как и в Ассирии, завешивались по стенам тканями или циновками, так как в стенах были найдены специальные медные гвозди; в парадных помещениях на стенах висели блестящие щиты. Как одевались урарты, мы знаем по ассирийским изображениям и по урартским статуэткам. Урарты носили длинную пёструю одежду с бахромой, вроде ассирийской, вышитую кружками или квадратиками, а на голове мягкие шапочки с кисточками. Вооружение урартов также было похоже на ассирийское. До нас дошёл украшенный резьбой остроконечный шлем, принадлежавший одному из урартских царей, колчаны и мечи. На шлеме и колчанах изображены урартские воины на колесницах и верхом. На лошади ездили тогда без стремян и седла, сидели прямо на чепраке. Урарты были прекрасными наездниками и славились своими конями по всему Востоку.
По найденным вещам и украшениям на них мы можем судить, что урарты были знакомы и с ассирийским искусством и с искусством скифов, живших в степях Украины и Северного Кавказа. Товары прибывали к урартам издалека — даже из Египта. Через Урарту на север — в Закавказье, в Причерноморье — шли с юга предметы искусства и культуры древнего Востока.
Какой ценой создавалось богатство Урарту — это можно себе представить, читая летописи урартских царей, описания грабительских походов и угона рабов. Мы пока ещё мало знаем о внутренней жизни урартского государства. Царские надписи ещё недостаточно приоткрывают завесу над ней. Но ясно, что государство урартов строилось на жестоком угнетении народа. И когда в конце VII и начале VI вв. до н. э. под напором скифов, мидян и других племён зашатались древние государства Востока, народные массы постарались приложить все усилия, чтобы развалить их. То же было и в урартском государстве. Здесь, в Тейше-баини — Кармир-блуре, на крайнем севере тогдашнего культурного мира, вдали от полей битв ассирийцев, вавилонян, мидян, урартские цари, невидимому, держались дольше всего. Но археологические раскопки открыли нам, что и этот оплот урартских рабовладельцев подвергся участи завоевания и разорения.
Мы не можем ещё нарисовать такой наглядной картины урартской жизни, как жизни египетской, вавилонской или ассирийской. Но уже и сейчас видно, какое большое значение имело Урарту для культуры народов, населявших издревле юг Советского Союза. — грузив, армян и многих других.
Лауреат Сталинской премии Б. Б. Пиотровский продолжает раскопки древней крепости Тейшебаини, которые только начаты. Мы знаем уже, что здесь хранились документы, писанные на папирусе и клинописью на глине; советским учёным предстоит ещё открыть урартские библиотеки, познакомиться с урартской литературой, со всей жизнью урартского общества; может быть, кто нибудь из читателей нашей книги примет участие в этих открытиях и допишет то, что осталось недописанным в этой главе.
Хетты
Богазкеойский архив[64]
Перед нами лежат клинописные таблички. Мы знаем уже клинопись на вавилонских и ассирийских памятникам, но эта клинопись выглядит иначе. Некоторые знаки совсем не похожи на вавилонские, хотя многие совпадают с ними. Что же это за таблички? Откуда их взяли? На каком языке они написаны?
В 1906 г. археологи раскопали около деревушки Богазкеой (недалеко от столицы Турции Анкары) древнюю хеттскую столицу — город Хаттушаш. Когда археологи стали раскапывать большое помещение, оказавшееся царским дворцом, они нашли комнату, сплошь наполненную клинописными табличками. Их было очень много — сотни, тысячи, даже десятки тысяч. Многие из них были написаны на вавилонском и ассирийском языках, но большинство было написано на хеттском. Только через десять лет после открытия хеттского архива чешский исследователь Грозный разобрал эти таблички, научился их читать, и теперь учёные перевели древние хеттские документы на современные языки.
Вот перед нами лежит один такой документ: вначале можно разобрать имя царя Арнувандаша II — он правил в середине XIII в. до н. э. Дальше идёт речь о том, что царь подарил какой-то знатной женщине богатое имение, и перечисляется весь подаренный инвентарь и сверх того «26 мужчин, 16 мальчиков, 4 маленьких мальчика, 30 женщин, 11 девочек, 2 маленьких девочки, 1 старый мужчина, 1 старая женщина, всего 91 голова; среди них — 6 оружейников, 2 повара, 1 портной, 1 изготовитель аморейских одежд, 1 кожевник, 1 кузнец. Мужчины, женщины, дети». Затем перечисляются скот, участки земли, а в заключение даётся поимённый состав одной семьи, названной «дом Тиватапараша»: 1 мужчина — Тиватапараш, 1 мальчик — Харувандулиш, 1 женщина — Азияш, 2 девочки — Аннитиш и Шантавияш, всего 5 голов".
Вполне ясно, что этот документ — дарственная запись, каких немало раздавали цари своим приближённым. А люди, которых считают по головам, как скот, — это, несомненно, рабы. Царь обеспечил свою придворную женщину не только землёй и скотом, но и людьми, которые будут работать на этой земле, обрабатывать поля, разводить виноградники, возделывать фруктовый сад и ходить за скотом; он подарил ей поваров, которые будут готовить ей вкусную пищу, портных — для изготовления нарядной и красивой одежды и даже оружейников, чтобы у неё было собственное оружие для охраны своих богатств и для продажи.
А кто же этот Тиватапараш, семья которого перечислена по именам отдельно от рабов? Несомненно, и он является рабом, так как его с детьми тоже считают по головам, но это раб, который занимает особенное положение. Он живёт не вместе со всеми рабами в общих лачугах, у него свой дом, его дети находятся вместе с ним, его жена не ходит с другими женщинами ни на тяжёлые полевые работы, ни в Душные ткацкие мастерские. Тивата-параш — правитель этого имения. Он подчиняется только своей госпоже; для неё он раб, а для всех других он начальник.
Таких документов, как указанный выше, очень много. Бывали и более крупные рабовладельцы, у которых рабов насчитывалось больше 100 «голов». Такие записи встречаются на протяжении всей истории хеттов.
Откуда же брали хетты такое количество рабов?. И на этот вопрос ответят нам таблички из Богазкеойского архива. Вот перед нами табличка, в которой царь Супилулиума (он правил в конце XV в. до н. э.) описывает свои победоносные походы:
«Акия, царя Арахати, и их воинов во всей совокупности, вместе с их имуществом, я взял в пленки в страну хеттов я увёл. Город Катна, вместе с его добром и имуществом в страну Хатти я увёл. Когда я в страну Нухашши пошёл походом, я завладел всеми её странами. Царь был убит, его мать, его братьев, его сыновей я пленил и увёл в страну хеттов… Царя Кадеша, вместе с его сыном и его воинами, его братьями и вместе с его имуществом, я пленил и в страну хеттов я увёл… Из-за надменности Тушратты в течение одного года я все эти страны разграбил и увёл в страну Хатти».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Древний Восток"
Книги похожие на "Древний Восток" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Струве (ред.) - Древний Восток"
Отзывы читателей о книге "Древний Восток", комментарии и мнения людей о произведении.