Юрий Коршунов - Россия. Какой она могла бы быть. История приобретений и потерь заморских территорий

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Россия. Какой она могла бы быть. История приобретений и потерь заморских территорий"
Описание и краткое содержание "Россия. Какой она могла бы быть. История приобретений и потерь заморских территорий" читать бесплатно онлайн.
Сегодня российский флаг мог бы развеваться над Гавайями, Ионическими островами, над Мадагаскаром, Суматрой, Новой Гвинеей, Кувейтом, Азорскими островами и многими другими заморскими территориями. Однако колониальной империей, такой, как Великобритания, Франция или Испания, Россия не стала.
Почему все попытки Российской империи расширить свои границы за счет приобретения заморских территорий не увенчались успехом?
Какова была роль пиратов в том, что Мадагаскар так и не стал российской территорией?
По какой причине, когда и как продали Аляску?
Можно ли было удовлетворить просьбу короля Гавайев о принятии его островов в состав Российской империи?
Почему, несмотря на все усилия H.H. Миклухо-Маклая, над Новой Гвинеей так и не сохранился поднятый им российский флаг?
Надо сказать, что Япония к тому времени была уже достаточно сильным и агрессивным государством. Главной целью ее устремлений являлась Маньчжурия, ближайшим подступом к которой была Корея, для Японии — естественный мост на материк. Поэтому все свои усилия Япония направляла на то, чтобы оторвать ее от Китая и подчинить себе.
Стратегическое положение Кореи прекрасно понимали и в Петербурге. Правительство России стремилось одновременно ослабить влияние на Корею Китая, за которым стояла Англия, и не допустить появления там Японии. Незащищенность дальневосточных владений России требовала от правительства активизации внешней политики в странах Дальнего Востока. Особенно это стало очевидно после англо-русского конфликта из-за взаимных притязаний на Афганистан, когда в 1885 году возникла непосредственная угроза нападения английского флота на почти беззащитное Приморье. Перебрасывать на Дальний Восток войска походным порядком через бескрайние просторы Сибири было просто нереально. Именно афганский кризис и обострил уже витавшую в правительственных кругах идею постройки железной дороги до Владивостока. Строить дорогу начали в 1891 году.
Одним из инициаторов ее постройки являлся граф С.Ю. Витте. Став в 1892 году министром финансов, он подал Александру III докладную записку, в которой впервые наметил широкую программу политического, экономического и военного развития Дальнего Востока. Основу развития дальневосточных владений России С.Ю. Витте видел, прежде всего, в строительстве Великой сибирской магистрали. Помимо всех политических и экономических выгод, железная дорога, по мнению С.Ю. Витте, должна была обеспечить «русскому военному флоту все необходимое, дать ему твердую точку опоры в наших военных портах. С открытием дороги… флот может быть значительно усилен и в случае политических осложнений… получит… важное значение, господствуя над всем международным коммерческим движением в тихоокеанских водах». Мудрый политик, С.Ю. Витте прекрасно понимал, что только флот может обеспечить надежную защиту далеких российских окраин и ее заморских территорий.
В 1894 году в Корее вспыхнуло восстание. Якобы в помощь корейскому правительству Китай и Япония ввели в Корею свои войска. В конечном итоге эта «помощь» обернулась войной между Китаем и Японией. Озабоченное безопасностью своих границ русское правительство отнюдь не желало видеть Японию в качестве своего соседа еще и на суше. Как вести себя перед лицом возникшей японской угрозы? Этот вопрос явился предметом обсуждения на ряде так называемых «Особых совещаний», в которых участвовали ведущие министры, нередко под председательством царя.
Первое Особое совещание состоялось 21 августа 1894 года. Его решение звучало так: попытаться совместно с Англией добиться прекращения японо-китайской войны на основе «сохранения status quo». Однако из этого ничего не вышло. Япония продолжала военные действия, и вскоре Китай был разбит. После непродолжительного сопротивления в ноябре 1894 года пал и Порт-Артур.
Второе Особое совещание состоялось 1 февраля 1895 года. На этот раз приходилось уже считаться с захватом Японией Кореи, части Маньчжурии, полуострова Ляодун и ряда других территорий. На совещании обсуждался вопрос, стоит ли России в качестве стратегической компенсации оккупировать один из островов, лежащий на юге Кореи? Не надеясь на готовность флота, управляющий Морским министерством П.П. Тыртов предложил действовать лучше на суше — занять часть Маньчжурии. С этим не согласился военный министр П.С. Ванновский. Он отверг возможность использования против Японии сухопутных сил. На востоке их просто не было.
В конечном итоге изгнать Японию с материка удалось дипломатическим путем. В результате совместного нажима ряда европейских государств Япония вынуждена была отказаться от военного присутствия и в Маньчжурии, и в Корее. Однако в соответствии с подписанным 17 апреля 1895 года мирным договором с Китаем она оставила за собой Ляодунский полуостров и Порт-Артур. Это не устраивало Россию. Поддерживаемая Германией и Францией Россия заявила протест, в котором говорилось, что обладание Японией Ляодунским полуостровом явилось бы «вечной угрозой Китаю, делало бы призрачной независимость Кореи и было бы вечным препятствием прочности мира»». Буквально через неделю после подписания мирного договора представители России, Германии и Франции одновременно, но каждый в отдельности потребовали от японского правительства отказа от Ляодунского полуострова. Ультиматум трех государств, обладавших на Тихом океане мощными морскими силами, подействовал отрезвляюще, и 10 мая 1895 года Япония возвратила Китаю весь Ляодунский полуостров, правда, оговорив себе при этом существенное увеличение контрибуции.
Отказ Японии от Ляодунского полуострова и Порт-Артура явился первым успехом русской дипломатии на Дальнем Востоке. Вся последующая деятельность России в этом регионе связана с именем С.Ю. Витте. Для уплаты контрибуции Китаю требовались деньги, и деньги немалые. Китайское правительство начало переговоры с европейскими банками. Воспользовавшись трудностями переговоров, С.Ю. Витте предложил Китаю добыть для него у французских банкиров под гарантию русского правительства заем в 150 миллионов рублей. В июле 1895 года контракт между Китаем, французскими банками и российским правительством был подписан. К концу 1895 года по инициативе С.Ю. Витте под покровительством русского правительства был учрежден Русско-китайский банк. Руководящее положение в правлении банка принадлежало России. Устав банка предусматривал самые разнообразные операции на Дальнем Востоке, вплоть до получения железнодорожных концессий на всей территории Китая.
В апреле 1896 года на коронацию Николая II приехала китайская делегация. Переговоры, проходившие в Москве при активном участии С.Ю. Витте, завершились договором об оборонительном союзе России и Китая против Японии. При нападении Японии на Китай, Корею или на восточные владения России каждая из сторон обязалась оказать помощь другой своими вооруженными силами. Для доставки войск в случае войны Китай разрешил России построить железную дорогу через Маньчжурию до Владивостока. Концессию на ее строительство получил Русско-китайский банк. С.Ю. Витте добивался разрешения на ответвление дороги к Порт-Артуру, но получить концессию на это не удалось. Договор между Китаем и Русско-китайским банком о строительстве железной дороги был подписан в сентябре 1896 года. Для строительства и эксплуатации железной дороги банк учредил Общество Китайской Восточной Железной Дороги (КВЖД). Фактически Общество финансировалось русской казной. Контракт предоставлял Обществу КВЖД исключительные права, в том числе право управлять всеми землями, входившими в полосу отчуждения, отведенную под строительство дороги. Общество КВЖД имело даже право создавать на территории Китая свою собственную вооруженную полицию.
Порт-Артур. Крепостной флаг на Золотой гореНад Порт-Артуром Андреевский флаг
В конце 1897 года Германия предприняла попытку приобрести в дальневосточных водах военно-морскую базу. Выбор морского министра адмирала А. Тирпица, в прошлом командующего дальневосточной эскадрой, пал на бухту Киао-Чао (Циндао). При посещении в Петергофе своего двоюродного брата Николая II кайзер Вильгельм II постарался выяснить, как отнесется Россия к захвату Циндао. Государь заверил его, что Россия не претендует на Циндао, но поскольку русский флот пользуется в этой бухте правом преимущественной якорной стоянки, Николай II считал необходимым, чтобы Германия согласовала свои действия с российским морским командованием.
В процессе переговоров немцы предложили России компромисс: не возражать против захвата Германией Циндао и вознаградить себя приобретением Порт-Артура. Однако ждать завершения переговоров немцы не стали, и в ноябре 1897 года без согласования с российской стороной высадили десант в Циндао. В результате возникла острая ситуация, грозившая русско-германским конфликтом. Впрочем, обстановка вскоре разрядилась. Правительство России приняло предложение немцев, и в декабре 1897 года русская эскадра вошла на рейд Порт-Артура. В марте 1898 года был подписан договор с Китаем о сдаче России в аренду Порт-Артура и Ляодунского полуострова сроком на 25 лет. Одновременно Китай согласился на постройку Россией железной дороги от Порт-Артура до Харбина — для соединения с КВЖД.
Церемония передачи Порт-Артура состоялась 16 марта 1898 года. Накануне вечером в Порт-Артур прибыл крейсер «Россия». Стоявшая на рейде эскадра его ждала, и не случайно. На «России» вахтенным начальником служил лейтенант великий князь Кирилл Владимирович, двоюродный брат императора. В церемонии включения в состав Российской империи новой территории ему, естественно, отводилась не последняя роль.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Россия. Какой она могла бы быть. История приобретений и потерь заморских территорий"
Книги похожие на "Россия. Какой она могла бы быть. История приобретений и потерь заморских территорий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Коршунов - Россия. Какой она могла бы быть. История приобретений и потерь заморских территорий"
Отзывы читателей о книге "Россия. Какой она могла бы быть. История приобретений и потерь заморских территорий", комментарии и мнения людей о произведении.