» » » » Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира


Авторские права

Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира

Здесь можно скачать бесплатно "Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Политиздат, год 1968. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира
Рейтинг:
Название:
Христианство и религии мира
Издательство:
Политиздат
Год:
1968
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Христианство и религии мира"

Описание и краткое содержание "Христианство и религии мира" читать бесплатно онлайн.



Книга польского публициста Г. Хмелевского показывает процесс эволюции религии от первобытных верований к развитым религиозным системам. Она насыщена массой познавательного материала о истории древних народов, о возникновении и развитии их культуры. Серьезная полемика с современной богословской трактовкой проблем формирования и эволюции религиозных представлений делает книгу весьма полезной и актуальной для пропагандистов атеизма, преподавателей и студентов.

Книга вполне доступна верующим благодаря простоте языка и популярности изложения.






Фетишизм как явление, близкое к религиозному культу, наблюдался у находящихся на очень низкой ступени развития народов Австралии, Америки, Западной Африки. Присутствовал он и в религиях древнего Египта, Греции, стран Востока. Когда с течением времени сложилось наиболее обобщенное понятие божества, фетиш становится местопребыванием божества или предметом, с помощью которого божество действует. В такой форме он продолжает существовать даже в современных высоко организованных религиях. Культ различных изображений святых, чудотворных медальонов, амулетов и т. д. имеет много общего с первобытным представлением о том, что некоторые предметы могут обладать самостоятельно действующей силой.

Так же, как и магия, фетишизм, входящий в разные религиозные культы, в то же время существовал и независимо от последних. Представление о чудесных свойствах разных предметов не всегда носило религиозный характер. Еще и сегодня некоторым предметам приписывается способность приносить счастье, что не связано ни с какими видами официального религиозного культа.

Анимизм

Этнологи, занимающиеся изучением культуры первобытных народов, обратили внимание на весьма распространенную у многих народов веру в духов. Такая вера может приобретать разные формы. Так, в представлении некоторых жителей австралийских пустынь или африканских джунглей духи являются не только двойниками живых людей, но и у мертвых предметов есть свои духи. По их понятиям, духи есть у деревьев, камней, лесных ручьев, рек, животных и людей.

Английский ученый Э. Б. Тэйлор назвал это достаточно распространенное представление анимизмом. Тэйлор считал анимизм одним из самых первичных истоков религии[24]. Он исходил из предположения, что первобытный человек как мыслящее существо не мог быть равнодушен к своим внутренним переживаниям. Примером может служить такое явление, как сны. Во сне человек видел себя самого, и, что было совсем удивительно, появлялись также его товарищи, давно умершие. Это заставляло задуматься. Как это так? Он хорошо знал, что этих людей уже нет. На его глазах они были растерзаны львом, он сам вместе с другими зарыл их тела в землю и обложил могилу сверху камнями. Но несмотря на это, в снах они приходят, он видит их, иногда даже слышит их разговор. Значит, они существуют, значит, несмотря на все, они есть.

Явление сновидений и даже грез наяву известно и нам. Мы можем вполне объемно представить себе людей или вещи, какие пожелаем. Но они будут существовать лишь в нашем воображении.

Что такое воображение? Это одна из функций нашего мозга. Мозг человека, его серые клетки, вполне материальные, способны выполнять такие сложные функции, что они граничат с чудесами. Человеческий мозг при помощи различных соотношений серых и белых клеток, а также сети проводов-нервов наблюдает за всем, что делается вокруг человека и в нем самом (например, боль), накапливает эти наблюдения (память), связывает их между собой в разнородные комбинации или сочетания и, наконец, воспроизводит их, как фильм с ленты (вспоминает).

Только мозг — более лучший режиссер. Фильм, однажды заснятый на ленту, навсегда останется таким же, а мозг как бы пускает несколько «фильмов» сразу, накладывает один на другой, изобретая все новые сочетания тех же образов. Соединяя элементы, взятые из различных наблюдений, он комбинирует их и воспроизводит изображения, ощущения или переживания, не встречавшиеся в действительности.

Они являются фантазией, чем-то самобытным, хотя и основанным на предварительно накопленном и систематизированном в мозгу материале. Но все это вполне материально, ничего потустороннего в этом нет. Способность мозга воспроизводить явления материального мира в различных сочетаниях — это и есть воображение. Воображение может ограничиваться простым воспроизведением в мозгу увиденных образов. Например, кто из нас, солидно проголодавшись, не видел во сне, более того, ощущал запах, почти вкус этакого румяного жареного поросенка с капустой или жареной картошечкой. Человек уже подцеплял аппетитный кусочек на вилку и… просыпался голодным.

Ощущение голода, переданное по нервам в мозг, привело в движение аппарат воображения. Из кладовых памяти серые клетки извлекли образ жареного мяса, воспроизвели его. Но… это была только иллюзия, созданная воображением. В действительности поросенка не было. А ощущение голода осталось, оно было действительным, реальным.

Но как мы уже говорили, воображение может сочетать, комбинировать разные наблюдения, противоречащие друг другу и действительному положению вещей. Например, поэт говорит: «Пирамиды, на гору взойдите, на нее поглядите глазами веков». Пирамиды — вещи мертвые, достаточно тяжелые, и, как известно, двигаться не могут. Воображение поэта соединило движение, присущее живой материи, с неживыми предметами, каковыми являются пирамиды. И вот в нашем воображении слова поэта вызывают образ пирамид, двигающихся к горным вершинам. Возможен такой образ? Возможен. Уолт Дисней в своих мультипликационных фильмах создавал и не такие комбинации. Но это будет образ искусственный, нереальный, противоречащий действительности. Этот пример относительно прост.

Воображение может создавать образы не только из двух, но и из трех, пяти, десяти и более элементов, взятых из наблюдений, относящихся к разным периодам жизни. Тогда могут возникнуть образы, совсем оторванные от действительности. Они могут стать для человека стимулом к попытке реализовать, воплотить их, закрепить то, что возникло в воображении. Тогда мы говорим о творческом воображении, творческой фантазии. Вышеизложенные рассуждения о воображении— это лишь конспект того, что науке известно об этом явлении. Если кого-либо этот вопрос заинтересует (а стоит!), пусть он возьмет какой-нибудь учебник общей психологии, например С. Л. Рубинштейна «Основы общей психологии».

Но даже на основе данного краткого изложения нам легче будет понять, как возникали представления у первобытных людей. Ведь первобытный человек тоже обладал воображением. Без него он не смог бы развиваться, без «мысленного преображения действительности» не было бы прогресса. Каждое, даже самое простое, дело требует работы воображения. Чтобы обтесать камень и придать ему желаемую форму, тоже надо думать, надо представлять себе, как он должен выглядеть, какие движения нужны для того, чтобы достичь цели.

Память регистрировала факты, происшествия, а воображение переосмысляло их, усматривая в них проявление деятельности духов. Духов приписывали не только живым созданиям, с которыми первобытный человек был действительно крепко связан условиями жизни, но и мертвым предметам. Неожиданно упавший камень действовал, значит, что-то должно было его побуждать к действию. Воображение видело в этом деятельность духа камней.

Тэйлор и его приверженцы совершали ошибку, когда представления первобытного человека о духах предметов связывали с его размышлениями о смерти, о своей дальнейшей судьбе. Они делали из него философа, которым он не был и не мог быть. Его мышление, развивавшееся в конкретных условиях, в процессе конкретной деятельности, было еще очень далеко от каких-либо обобщений. Обобщения возникли на базе опыта. Нужно было накопить опыт, накопить наблюдения над разными явлениями, чтобы выявились некие общие признаки, общие закономерности. Если первобытный человек (уже типа разумного человека) имел некоторый запас общих понятий, то они не выходили за пределы его опыта. А его орудия, его жилища (пещеры, землянки) показывают, что опыт его был невелик и ограничивался кругом повседневных дел: добычей пищи, защитой от опасности, от холода и т. п.

По существу, значение анимизма, который бесспорно является одной из наиболее близких к современной религии форм человеческого мышления, заключается в том, что он стал одним из основных факторов формирования в человеческом сознании представления о дуализме мира, его раздвоении на мир материи и мир духа. Не следует думать, что только анимизм привел к возникновению понятия дуализма. Двойственность, делимость мира понемногу закреплялась в человеческом сознании прежде всего в процессе производственной деятельности.

Она проявлялась в ежедневно наблюдаемых противоположностях: людей и окружающего их мира природы, человека и животного. И еще сильнее она выступала по мере развития производственной деятельности в условиях первобытного разделения труда в обществе: мужчины, которые охотятся, и женщины, которые собирают семена и другие средства для прокормления, молодые охотники и старики, уже неспособные охотиться, но умеющие делать оружие и другие приспособления, и т. д.

Здесь сказывалось влияние как самой производственной деятельности, так и общественных отношении внутри племени. Анимизм же становился фактором, углублявшим в человеческом сознании представление о двойственности мира. Поэтому он стал существенным элементом будущих верований религиозного характера.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Христианство и религии мира"

Книги похожие на "Христианство и религии мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Генрик Хмелевский

Генрик Хмелевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Генрик Хмелевский - Христианство и религии мира"

Отзывы читателей о книге "Христианство и религии мира", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.