» » » Галина Зубко - Искусство Востока. Курс лекций


Авторские права

Галина Зубко - Искусство Востока. Курс лекций

Здесь можно купить и скачать "Галина Зубко - Искусство Востока. Курс лекций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Архитектура, издательство Восточная книга, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Зубко - Искусство Востока. Курс лекций
Рейтинг:
Название:
Искусство Востока. Курс лекций
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-905971-63-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Искусство Востока. Курс лекций"

Описание и краткое содержание "Искусство Востока. Курс лекций" читать бесплатно онлайн.



Настоящий курс лекций представляет собой своего рода введение в изучение сложной проблематики, связанной с традиционным искусством Востока.

В книге искусство Востока исследуется на примере всего лишь некоторых, но весьма представительных образцов – искусства индуизма, буддизма, ислама, а также искусства Китая и Японии. Внутри каждой из этих больших тем особо выделяются наиболее значимые сферы, демонстрирующие в полной мере специфические особенности того или иного искусства. В случае искусства индуизма, например, основное внимание сосредоточено на сакральной архитектуре, а при рассмотрении китайского искусства речь преимущественно идет о пейзажной живописи. Искусство Востока находится в прямой соотнесенности с системой религиозных мифологических представлений, поэтому сакральная архитектура индуизма, являющегося религией, складывавшейся в течение тысячелетий и характеризующейся значительной устойчивостью, в наибольшей степени отражает основополагающие принципы мировосприятия, нашедшие свое отражение в искусстве индуизма. Аналогично и в случае с китайской пейзажной живописью, неразрывно связанной с концепциями даосизма и конфуцианства, именно данный вид искусства с наибольшей полнотой демонстрирует взгляд средневековых китайцев на Мироздание.

В процессе рассмотрения искусства разных народов Востока проводятся определенные параллели и сопоставления с ключевыми принципами, на которых основывается искусство Запада.






В своей автобиографии знаменитый Мастер Парамаханса Йогананда[46] упоминает исторические документы, сообщающие о некоей сверхъестественной силе, которой владел Мийан Тан Сен, придворный музыкант при Акбаре Великом (XVI в.). Однажды император велел ему исполнить ночную рагу при свете солнца, Мийан спел мантру, от звуков которой все окрестности дворца сразу же погрузились во тьму.

В Индии октава разделяется на 22 шрути, или четвертьтона. Такое деление позволяет использовать в музыке тонкие оттенки звука, не передаваемые при помощи западной хроматической гаммы, состоящей из 12 полутонов. Каждая из семи основных нот октавы ассоциируется в индийской мифологии с тем или иным цветом и голосом птицы или животного: «до» – с зеленым и с криком павлина; «ре» – с красным и с пением жаворонка; «ми» – с золотом и с блеянием козла; «фа» – с желтовато-белым и с криком цапли; «соль» – с черным и с трелью соловья; «ля» – с желтым и с ржанием коня; «си» – с сочетанием всех цветов и с трубным криком слона. Итак, в этой системе нота «си» соотносится со всем спектром, а все другие ноты – с одним из цветов, что в определенной степени идентично корреляции свет-цвет; подобно тому как из Первичного Звука АУМ «разворачиваются» различные («вторичные») звуки, так и свет является истоком для всевозможных оттенков цвета.

В основе индийской музыки лежат 72 тата, или гаммы. В распоряжении индийского музыканта – широкое поле для импровизации с традиционными мелодиями, или рагами. Сосредоточившись на определенном настроении основной темы, он орнаментирует ее в соответствии со своей фантазией. Индийский музыкант не играет по нотам, он каждый раз облачает в новые мелодии каркас раги, при этом нередко ограничивается единственным мелодическим рисунком, оттеняя его при повторении все новыми тональными и ритмическими вариациями. Другими словами, сила и очарование музыкального произведения в данном случае создаются с помощью многократного повторения тонких вариаций одной музыкальной темы.

В санскритской литературе описано 120 тал, или временных интервалов. Талы, или ритмы, которые являют собой отражение естественных ритмов, таких как удвоенная продолжительность вдоха-выдоха во сне, когда вдох вдвое длиннее выдоха[47].

В Индии давно признано, что человеческий голос совершеннее любых музыкальных инструментов. Поэтому индийская музыка в основном ограничивается тремя октавами – именно такой средний диапазон голоса. По этой же причине мелодии (сочетанию последовательных нот) уделяется больше внимания, чем гармонии (сочетанию одновременно звучащих нот); звуковой ряд, представляющий некоторое повествование, некий текст, таким образом, оказывается более интересным, нежели эксперименты с комбинациями звуков, со звуковой «смесью».

Индийская музыка – искусство субъективное, духовное и индивидуалистическое; ее цель состоит не в симфонической безупречности произведения, но в достижении личной гармонии со Сверх-Душой. Все знаменитые песни Индии были созданы богоискателями. «Музыкант» – на санскрите бхагаватхар, то есть «воспевающий Бога».

Эффективную форму духовного обучения представляют собой санкиртаны (музыкальные собрания), где от присутствующих требуется глубокая сосредоточенность и погруженность в суть мысли и звука. Поскольку человек по своей сути есть воплощение Творящего Слова, звуки оказывают на него самое интенсивное воздействие. Вообще религиозная музыка Востока и Запада дарует людям такую радость именно потому, что своими вибрациями она на какое-то время пробуждает внутренние духовные центры.

* * *

Интересная информация содержится в известном тексте «Камасутра», в котором перечисляется то, что в Индии получило статус искусства: вокальная и инструментальная музыка, танец, рисование и рисование по трафарету, упражнение тела, парфюмерия, культура тела, маникюр и уход за кожей и волосами, кулинария, вышивание, ткацкое дело, плетение кружев, обработка драгоценных камней и металлов, столярное и плотницкое дело, изготовление станков, плетение корзин, лесоводство, скотоводство, обучение птиц разговору, переплетное дело. Всего текст называет 64 искусства. Число 64 здесь, конечно, не является случайным: оно перекликается и с количеством квадратов в мандале, и с количеством клеток в шахматах. В индийском искусстве все является обусловленным и все на своем месте.

Литература

Альбедиль М. Ф. Индуизм: Творящие ритмы. СПб., 2004.

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.

Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. М., 1999.

Всеобщая история искусств. Институт теории и истории изобразительных искусств. Т. 2. Искусство средних веков. Книга вторая. – URL: http://bibliotekar.ru/Iskuss2/11.htm. http://bibliotekar.ru/Iskuss2/12.htm.

Каниткар В. П., Оуэн Коул У. Индуизм. М., 1999.

Темкин Э. Н., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. М., 1982.

В написании главы также использованы материалы:

http://worldfusion.ru/content/view/112/115/118/122/129/

Глава 2. Искусство буддизма

Основные сведения о буддизме

Из трех мировых, или международных, религий – буддизма, христианства и ислама – буддизм древнейшая и имеет наибольшее число последователей. Христианство и буддизм представляют собой религии спасения. Цель их одинакова, как ни различны пути к ней. Как и Христос, Будда поставил во главе своего учения нравственную работу над самим собой и любовь к ближнему.

Буддизм как религиозно-философская система возник в VI–V веках до н. э. в Индии. Он, несомненно, представляет собой особую религию. Согласно основной концепции буддизма, человек – и только человек – занимает особое место в иерархии всех, в том числе и мифологических, существ, поскольку он один имеет возможность спастись от оков безначальной сансары, то есть стать архатом или буддой (просветленным). Боги не могут достичь этого, для этого они должны родиться людьми.

Сансара означает перерождения, круг перерождений, материальный мир чувств, в противоположность духовному, олицетворяемому нирваной. Нирвана в буддизме рассматривается как высшая цель или состояние за пределами формы и определения, как конечная цель мистического пути[48]. (В японском дзэн-буддизме этому понятию соответствует сатори.)

Буддизм чужд той неопределенности, в которую погружены все движения идей в Индии, готовой к самому широкому синтезу идей[49]. Буддизм – странная, причудливая, «атеистическая» религия. Это – атеизм, направленный на постижение Абсолюта. Абсолют, одно из ключевых понятий в буддизме, в котором практически нет идеи Бога-Творца, означает непостижимую Пустоту, Шунья. Понятие «Абсолют» присутствует также в некоторых других философско-религиозных системах, где оно коррелирует с безусловным, совершенным началом Бытия, свободным от каких-либо условий, сближаемым иногда с идеей Бога.

Буддизм возник как реформаторское движение, направленное против брахманов, индуистских жрецов, с их чрезмерно сложными ритуалами. Характерно, что время его возникновения – это период «брожения», VII–VI века до н. э., когда в Индии возникает множество самых разнообразных школ и течений, некоторые из которых, как буддизм, отрицали Веды. Впрочем, в Индии буддизм навсегда остался чем-то вроде инакомыслия, не случайно он был в конце концов вытеснен за пределы Индии[50].

Главные концепции брахманизма[51], повлиявшие на буддизм с самого начала его возникновения, – это две темы. Во-первых, это Атман и Брахман; отождествление индивидуальной души с Мировой Душой. Вторая тема – это сансара, представление о переселении душ, которое, как полагают, берет свое начало в тайных глубинах народных верований. Впрочем, оно удивительным образом перекликается с аналогичными идеями, встречающимися, например, у древних египтян. Итак, первую тему буддизм отбрасывает, вторую заимствует и развивает.

В брахманизме понятие Брахман представляет собой многослойное понятие. Вначале это священная формула, звучавшая во время жертвоприношения. Постепенно Брахман начинает восприниматься как некая самостоятельная сила. В Упанишадах[52] Брахмана славят как Сущего, как великую космическую и психическую силу.

Понятие Атман относится к субъективной реальности, к «я». Это «я» есть у любого живого существа, у каждого человека, оно теснейшим образом связано и с внутренней жизнью индивида, в то же время оно связывает каждого из них с Вселенной. Тождество Атмана (личного «я») и Брахмана – главная движущая сила брахманской мистики. Здесь присутствует вера в то, что индивидуальная душа, в сущности являющаяся частью Мировой Души, способна вернуться в ее глубины.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Искусство Востока. Курс лекций"

Книги похожие на "Искусство Востока. Курс лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Зубко

Галина Зубко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Зубко - Искусство Востока. Курс лекций"

Отзывы читателей о книге "Искусство Востока. Курс лекций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.