» » » Кен Уилбер - Интегральное видение


Авторские права

Кен Уилбер - Интегральное видение

Здесь можно купить и скачать "Кен Уилбер - Интегральное видение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, личное, издательство Литагент «ИП Баранов»fed4515a-c319-11e4-84ea-002590591dd6, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Кен Уилбер - Интегральное видение
Рейтинг:
Название:
Интегральное видение
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Интегральное видение"

Описание и краткое содержание "Интегральное видение" читать бесплатно онлайн.



Представьте, что будет, если мы возьмём всё, что нам могут поведать о человеческом потенциале – потенциале психологического, духовного и общественного развития – все мировые культуры, и выделим основные принципы, которые объединяют эти разрозненные кусочки знания; что, если бы мы попробовали создать всеохватную карту, включающую наиболее важные аспекты всех великих традиций мира? Именно такая карта и предлагается в «Интегральном видении» Кена Уилбера. Используя все известные системы и модели человеческого развития – от знания древних мудрецов до последних прорывов в когнитивной науке, – он выводит из них квинтэссенцию в виде пяти простых компонентов, в существовании которых сам читатель может удостовериться на основании своего же непосредственного опыта.






М-м-м, звучит и вправду поинтереснее. Красота, Добро и Истина – это ещё одно измерение местоимений 1-го, 2-го и 3-го лица. И эти измерения мы также находим во всех основных языках, поскольку они представляют собой очень значимые аспекты реальности, под которые приспособился язык. Третье лицо (или «оно») имеет отношение к объективной Истине, которая наилучшим образом исследуется наукой. Второе лицо (или «ты/мы») относится к Добру или, точнее, к тому способу, которым мы – ты и я – взаимодействуем друг с другом, если мы делаем это на основе вежливости, честности и уважения. Другими словами, это основа морали и нравственности. Остаётся первое лицо, которое имеет дело с «я», т. е. с самостью и самовыражением, а значит, с искусством, эстетикой и субъективной Красотой, существующей только в глазах смотрящего, того, кто смотрит (т. е. «я»).

Таким образом, «я», «мы» и «оно» являются тремя измерениями опыта, имеющими отношение к искусству, морали и науке. Или к самости, культуре и природе. Или к Прекрасному, Доброму и Истинному. (По некоторым причинам философы часто располагают их в следующем порядке: Добро, Истина и Красота. В каком бы порядке их ни располагали, справедлив любой из них.)

Суть в том, что любое событие в проявляющемся мире имеет все три измерения. Любое событие может быть увидено глазами непосредственного участника (это точка зрения «я» – то, как я сам переживаю это событие), глазами стороннего наблюдателя (это точка зрения «мы» – то, как воспринимается событие не только мною, но и другими людьми), а также рассмотрено с точки зрения объективности (или точки зрения «оно»). Из этого следует, что быть интегрально информированным – означает учитывать все эти три измерения, приходя, таким образом, к более целостному и эффективному подходу в отношении и «я», и «мы», и «оно» – или к самости, культуре и природе.



Если вы оставите без внимания науку, или искусство, или мораль, будет упущено что-то важное, и целостность окажется нарушена. Освобождение самости, культуры и природы будет достигнуто только в их взаимодействии и сотрудничестве либо не будет достигнуто вовсе. Измерения «я», «мы» и «оно» столь фундаментальны, что мы называем их четырьмя секторами, и в этом виде они становятся основой интегральной концептуальной структуры или ИОС. (Четвёртый сектор образуется благодаря разделению «оно» на единственное и множественное число.) Следующие диаграммы помогут разъяснить эти основные моменты.


Рис. 5. Сектора.


На рис. 5 вы видите схематическое изображение четырёх секторов. Верхнелевый сектор – «я» (индивидуальное внутреннее), верхнеправый – «оно» (индивидуальное внешнее), нижнелевый – «мы» (коллективное внутреннее) и нижнеправый – «они» (коллективное внешнее). Другими словами, четыре сектора – это четыре фундаментальные перспективы в отношении любого события (или четыре базовые точки зрения на что-либо), которые представляют собой внутреннюю и внешнюю стороны индивидуального и коллективного.

На рис. 6 и 7 показаны некоторые детали четырёх секторов. (Не обращайте внимания на некоторые специфические термины – для общего понимания они не столь важны, просто посмотрите на диаграммы и постарайтесь уловить суть того, чем различаются предметы, с которыми имеет дело каждый из секторов.)


Рис. 6. Некоторые детали секторов.


Рис. 7. Сектора применительно к человеку.


Например, в верхнелевом секторе (индивидуальное внутреннее) вы найдёте свои собственные мысли, чувства, ощущения и т. п. (это описание в терминах 1-го лица). Но если вы посмотрите на своё индивидуальное бытие снаружи и начнёте описывать его в терминах не субъективного сознавания, а объективной науки, вы обнаружите нейромедиаторы, лимбическую систему, новую кору, комплексные молекулярные структуры, клетки, системы органов, ДНК и т. д. – это описание в объективных терминах 3-го лица («оно» и «они»). Следовательно, предмет верхнеправого сектора – это то, на что похоже любое индивидуальное событие, если взглянуть на него снаружи. Это главным образом физическое поведение, материальные компоненты, материя и энергия, тело – все эти вещи могут быть отнесены к разряду объективных форм, форм 3-го лица или «оно»-форм.

Таким образом, снаружи мы выглядим состоящими из объективных «оно»-форм – из материи, энергии и объектов, – тогда как внутри себя мы находим не нейромедиаторы, а чувства, не лимбическую систему, а желания, не новую кору, а внутреннее видение, не материю-энергию, а сознание, – и всё это мы описываем от 1-го лица в терминах непосредственного видения. Какой из этих взглядов более верный? Согласно интегральному подходу – оба. Это два разных взгляда на одно и то же событие, которым и являетесь вы. Проблемы начинаются, когда вы пытаетесь отвергать или отрицать какую-то из этих перспектив. Во всякое интегральное мировоззрение должны быть включены все четыре сектора.

Продолжим далее. Заметьте, что каждое отдельное «я» находится во взаимоотношениях с другими «я», а это означает, что каждое «я» является членом многочисленных «мы». Эти «мы» представляют собой не только и не столько индивидуальное, сколько групповое (или коллективное) сознание, не столько субъективное, сколько межсубъективное сознавание – или культуру в самом широком смысле. Это и составляет суть нижнелевого сектора. Так же, как и «я», каждое «мы» имеет внешний аспект, или то, как это выглядит снаружи, – и это уже нижнеправый сектор. Нижнелевый сектор часто называется культурным измерением (или внутренним сознаванием группы, включая её мировоззрение, общие ценности, общие чувства и т. д.), а нижнеправый – социальным измерением (или внешними формами и поведением группы, изучаемые объективными науками, например, теорией систем).

Вновь повторю, секторы – это просто внутренняя и внешняя стороны индивидуального и коллективного, и суть в том, что все четыре сектора должны быть включены, если мы стремимся быть интегральными насколько возможно.

Турне по секторам

Теперь мы подошли к тому моменту, когда можно начать собирать все кусочки интегральной мозаики в единое целое: все сектора, уровни, линии, состояния и типы. Начнём с уровней, или стадий.

Все четыре сектора могут расти, развиваться, или эволюционировать. Вот почему у всех них есть разновидности стадий, или уровней, развития, которые представляют собой не жёсткие, раз и навсегда закреплённые ступени лестницы, но подвижные и текучие волны развёртывания. Это происходит повсюду в мире природы, подобно тому, как дуб разворачивается из жёлудя через определённые стадии роста и развития или уссурийский тигр вырастает во взрослый организм из оплодотворённой яйцеклетки, пройдя ясно различимые стадии роста и развития.



Это происходит и в жизни людей. Мы уже рассмотрели некоторые из стадий человеческого развития. В верхнелевом секторе («я»), например, самость развивается от эгоцентризма к этноцентризму и мироцентризму, или от тела к уму и духу. В верхнеправом секторе телесная энергия феноменологически расширяется от грубого к тонкому и причинному телу. В нижнелевом секторе коллективное «мы» вырастает от эгоцентризма («моё») к этноцентризму («наше») и мироцентризму («всеобщее»). Расширение группового осознания сопровождается развитием социальных систем – в нижнеправом секторе – от простых групп до более сложных систем, вроде наций, и в конце концов до глобальных систем. Три эти стадии в каждом из секторов представлены на рис. 8 (стр. 76).


Рис. 8. AQAL.


Теперь перейдём от уровней к линиям. Линии развития встречаются во всех четырёх секторах, но, поскольку нам интересно в первую очередь личное развитие, мы сосредоточимся на том, как эти линии проявляются в верхнелевом секторе. Как мы уже видели, существует более дюжины различных множественных способностей, или линий развития. Вот самые важные из них:

когнитивная линия (или сознавание того, что есть);

моральная линия (или сознавание того, как должно быть);

эмоциональная, или аффективная, линия (весь спектр эмоций);

межличностная линия (насколько я социально адекватен в общении с другими);

● линия потребностей (например, иерархия потребностей по Маслоу);


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Интегральное видение"

Книги похожие на "Интегральное видение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Кен Уилбер

Кен Уилбер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Кен Уилбер - Интегральное видение"

Отзывы читателей о книге "Интегральное видение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.