» » » » Михаил Ильин - Подмосковье


Авторские права

Михаил Ильин - Подмосковье

Здесь можно скачать бесплатно "Михаил Ильин - Подмосковье" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Искусство, год 1965. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Михаил Ильин - Подмосковье
Рейтинг:
Название:
Подмосковье
Издательство:
Искусство
Год:
1965
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Подмосковье"

Описание и краткое содержание "Подмосковье" читать бесплатно онлайн.



Книга-спутник по древним подмосковным городам, селам и старым усадьбам (XIV-XIX вв.)






Не менее характерен и мурановский парк, тесно примыкающий к дому. Здесь мы не найдем ни звездчатых в плане аллей, ни стриженых лип, ни искусно посаженных кустов, обрамляющих, словно кулисы, лужайки с их далекими видами на окрестности. Здесь все настолько просто и незатейливо, что кажется, рука человека не прикасалась к этому уголку старого русского леса с его вековыми березами, зарослями кустарников и чуть видными дорожками-тропинками. Красота и задушевность Муранова заставит почти любого посетителя не раз побывать тут, чтобы еще раз испытать очарование этой усадьбы, полнее познакомиться со всеми ее художественными сокровищами.

В 8 км справа от платформы Калистово, на шоссе Москва – Ярославль, стоит село Воздвиженское. Некогда здесь стоял один из путевых дворцов, построенных русскими царями на дороге к Троице- Сергиеву монастырю, чему немало способствовали живописные берега небольшой петляющей речки Паши. Однако время не сохранило здесь ни одного древнего памятника. До нас дошла лишь церковь, построенная в 1837-1848 гг. (илл. 8), когда формы архитектуры русского классицизма заметно клонились к упадку.


9. «Теремок» в Абрамцеве. 1873


10. Усадебный дом в Абрамцеве. Печь по рисунку М. Врубеля. Конец XIX в.


11. Усадебный дом в Абрамцеве. Первая пол. XIX в.


Однако воздвиженский храм скорее свидетельствует об обратном. Его простые, но вместе с тем не лишенные красоты формы говорят об изобретательности зодчего. На массивный куб, украшенный еще недавно со всех четырех сторон небольшими четырехколонными портиками, поставлена глава, служившая одновременно помещением для колоколов, – звоном. Так был возрожден древний тип храма «иже под колоколы». Известный историк русского искусства И. Грабарь считал, что церковь села Воздвиженского была выстроена московским архитектором Ф. Шестаковым. Внутри своды храма опираются на четыре широко расставленных столба. Несмотря на простоту своих^форм, эта церковь принадлежит к кругу интереснейших произведений московского классицизма.

Окрестности железной дороги после Калистова становятся заметно живописнее. Вот засверкала серебром под высокой насыпью небольшая речка Воря и слева, за дачным поселком, на миг мелькнул разросшийся парк известнейшей подмосковной – Абрамцева. Абрамцево вошло в историю русской художественной культуры второй половины XIX в. как крупнейший центр, вернее, как колыбель русского искусства той эпохи. При С. Аксакове, владевшем усадьбой с 1843 по 1859 г., здесь часто гостили писатели Тургенев, Тютчев, Гоголь, известный актер Щепкин, историк Грановский и другие деятели художественной культуры того времени. После 1870 г., уже при С. Мамонтове, Абрамцево привлекает виднейших русских художников и представителей театрального мира. Здесь подолгу живут Репин и молодой Серов, Суриков и Левитан, братья Коровины и Остроухов, Нестеров, Поленов и Врубель, не говоря о Викторе Васнецове, скульпторе Антокольском, Шаляпине, Станиславском, Ермоловой, Федотовой и других. Именно здесь, в Абрамцеве, была написана «Девочка с персиками» Серова, задуманы «Видение отроку Варфоломею» Нестерова и серия сказочных картин Виктора Васнецова. Уже этот один беглый и далеко не полный перечень говорит о значении Абрамцева для истории русского искусства.

Естественно, что нет возможности дать исчерпывающую характеристику всех художественных сокровищ, так или иначе связанных с Абрамцевом, – это задача специальных изданий. Поэтому остановим внимание лишь на тех основных произведениях, которые составляют неотъемлемую часть этой усадьбы второй половины XIX в.

Усадебный дом Абрамцева (илл. 11) не имеет точной даты. Одноэтажный с небольшим мезонином и балконом, обращенный в сторону пруда, он выстроен из дерева и обшит тесом скорее всего в 20-30-х гг. XIX в., когда классические формы архитектуры заметно упростились и декоративные лепные или резные детали постепенно исчезли. Хотя расположение комнат еще сохраняет свою привычную планировку, но мы не найдем^уже здесь ни росписи потолков, ни «фигурных» печей, ни лепных карнизов – все просто, даже бедно. Обстановка комнат, не занятых музейной экспозицией, относится ко времени С. Мамонтова, когда в усадьбе появился ряд новых зданий.

Уже в 1872 г. архитектор В. Гартман возводит дом- студию. Год спустя по проекту И. Петрова (известного под псевдонимом Ропет) строится баня, получившая затем название «Теремок» (илл. 9). Оба здания поражают необычайными формами своих крылец, крыши, в особенности же пропильной резьбой, получившей в те годы большое распространение, поскольку она неоправданно считалась тогда выражением подлинно народной, национальной архитектуры. Благодаря мелкому, дробному узору, часто воспроизводившему вышивку в виде петушков и других мотивов, подобный стиль стал называться «ропетовщиной» или даже «петушиным» стилем.

В 1881-1882 гг. по проекту В. Васнецова и при участии художника В. Поленова строится небольшая церковь, формы которой были навеяны как древним псковско-новгородским, так и владимиро-суздальским зодчеством. В ее внутреннем убранстве участвовали виднейшие русские художники, бывавшие в Абрамцеве. По проекту того же В. Васнецова в парке была построена «избушка на курьих ножках», напоминающая формы русской северной деревянной архитектуры.

Говоря об Абрамцеве, об «абрамцевском художественном кружке», нельзя обойти организацию с 1882 г. Е. Поленовой – сестрой художника – художественностолярной мастерской, положившей начало широко известной абрамцево-кудринской резьбы по дереву. Здесь по эскизам художников и по старым народным образцам стали изготовлять мебель и различные бытовые предметы, украшенные резьбой. Деятельность мастерской нашла широкий отклик у художественной общественности. Однако элементы стилизаторства и стиля модерн, к сожалению, нередко находили себе место в произведениях абрамцевской мастерской. Плодотворная для своего времени деятельность Е. Поленовой привела к организации в соседних деревнях – Ахтырке и Кудрине – художественного промысла резьбы по дереву (ныне в соседнем с Абрамцевом – Хотькове). Г устой орнамент из изгибающихся ветвей и побегов определил его основную художественную особенность, усовершенствованную советским мастером резьбы Василием Варносковым.

В 1889 г. в Абрамцеве была организована керамическая мастерская. Хотя она просуществовала недолго, но созданные здесь произведения, в особенности вещи, выполненные по эскизам М. Врубеля, составили целую эпоху в развитии русской многоцветной майолики. Его скульптура, мелкие бытовые изделия, вазы, вплоть до изразцовой печи-лежанки (илл. 10) и дивана с сиренами, являются ценнейшими произведениями музея в Абрамцеве.

В настоящее время музей перерос свой прежний местный характер. Посетитель сможет здесь познакомиться с разнообразными, часто устраиваемыми выставками русского искусства второй половины XIX -• начала XX в., с той художественной культурой, представители которой находили в Абрамцеве неизменное гостеприимство.

Широкую известность быстро растущего советского подмосковного города Загорска определил Троице-Сергиев монастырь (илл. 12), подлинная жемчужина древнерусского искусства. Путешественник XVII в., приехавший из Сирии, Павел Алеппский, следующим образом охарактеризовал его: «Этот монастырь, – писал он, – не имеет себе подобного не только в стране Московской, но и во всем мире».

Монастырь основан в середине XIV в. иноком Сергием недалеко от городка Радонежа, стоявшего на притоке реки Клязьмы – Воре. Это было время, когда распри удельных князей терзали родную землю, когда «черный выход» – татарская дань – лежал тяжелым бременем на плечах народа. От этих невзгод русские люди бежали в непроходимые или малодоступные места. В лесной глуши основывались монастыри, вскоре превращавшиеся в своего рода оборонительные форты, сыгравшие большую роль в объединении Руси, в освобождения от ненавистного татарского многовекового ига.


12. Панорама Троице-Сергиева монастыря. XV -XVIII вв.


Основанный Сергием в безлюдных тогда лесах монастырь уже вскоре сделался поборником Московского дела и ревностным организатором новых монастырей как вокруг Москвы, так и на дальних окраинах вплоть до берегов Белого моря. Москва считала его своим духовным, хозяйственным и военным оплотом. Ведь за монахами шли воеводы московского великого князя, служилые люди и гости-купцы, осваивавшие богатые земли. Сергий сыграл большую роль в годы княжения Дмитрия Донского. Он внес свою долю в великую победу на Куликовом поле, выступая с высокопатриотическими проповедями.

В эти годы монастырь уже был велик. В его центре стояли деревянный храм и трапезная, вокруг которых располагались кельи, окруженные с четырех сторон тыном. Обильные денежные и земельные вклады князей и бояр, а также пожертвования простых людей скоро сделали монастырь одним из самых богатых. Нет ничего удивительного, что после набега татар в 1408 г., когда монастырь погиб в огне пожара, он быстро отстроился заново. В 1423 г. в нем заканчивается постройка белокаменного Троицкого собора (илл. 16) на средства, большая часть которых была пожертвована князем Юрием Звенигородским. Как и его старший собрат Звенигородский собор «на городке», монастырский храм опоясан тройной лентой резного в камне орнамента. Над килевидными закомарами, венчающими его стены, поднялись декоративные кокошники (ныне скрыты под поздней четырехскатной крышей). Им, как и внутренним ступенчатым аркам свода, суждено было стать на ряд столетий образцами для московских зодчих.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Подмосковье"

Книги похожие на "Подмосковье" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Михаил Ильин

Михаил Ильин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Михаил Ильин - Подмосковье"

Отзывы читателей о книге "Подмосковье", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.