Евгений Добренко - История русской литературной критики

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История русской литературной критики"
Описание и краткое содержание "История русской литературной критики" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга является первой попыткой создания всеобъемлющей истории русской литературной критики и теории начиная с 1917 года вплоть до постсоветского периода. Ее авторы — коллектив ведущих отечественных и зарубежных историков русской литературы. В книге впервые рассматриваются все основные теории и направления в советской, эмигрантской и постсоветской критике в их взаимосвязях. Рассматривая динамику литературной критики и теории в трех основных сферах — политической, интеллектуальной и институциональной — авторы сосредоточивают внимание на развитии и структуре русской литературной критики, ее изменяющихся функциях и дискурсе.
1381
«Как короед, мещанство подтачивает здоровый ствол нации. Живя только этим подтачиванием — слепым или злобно-сознательным, — мещанство не способно подняться повыше своих несложных (хотя и разрушительных) инстинктов […] Поэтому мещанство так визгливо-активно в отрицании. В этом у него способности изощреннейшие, эрудиция современнейшая — вплоть до ссылок на заклятых зарубежных „друзей“ и т. д.» (303).
1382
Молодая гвардия. 1968. № 9. С. 263.
1383
Там же. С. 262.
1384
Там же. № 4. С. 304.
1385
Молодая гвардия. 1968. № 9. С. 267.
1386
Чалмаев даже «западника» Петра превращает в борца против инородных влияний: «…Тряслись, как тараканы в щелях, благоразумные и умеренные обитатели Немецкой слободы» (Молодая гвардия. 1968. № 9. С. 267).
1387
А. Дементьев отмечал: «О таких чертах русского национального характера, как чувство социальной справедливости, патриотизм, мужество, совестливость, правдоискательство, он [Чалмаев] пишет так, как будто другим народам о них мечтать не приходится» (Дементьев А. О традициях и народности // Новый мир. 1969. № 4. С. 221).
1388
Молодая гвардия. 1968. № 9. С. 266.
1389
Впрочем, Чалмаев уже указывал на «паразитов», споивших русский народ: «Да, свиреп сивушный ключ, бьющий в руки паразитирующих дельцов чистым золотом» (Молодая гвардия. 1968. № 9. С. 263). Паразитизм, золото и «спаивание народа» — традиционные атрибуты еврея в русском антисемитском дискурсе.
1390
Наш современник. 1981. № 11. С. 175.
1391
Там же.
1392
Наш современник. 1981. № 11. С. 174.
1393
В 1969 году в «Вопросах литературы» прошла дискуссия о наследии славянофилов. См.: Вопросы литературы. 1969. № 4.
1394
Интересно, что это стереотипное для патриотической критики представление о деревенской прозе первым (и последним) пересмотрел все тот же В. Чалмаев. В статье «Воздушная воздвиглась арка…» (Вопросы литературы. 1985. № 6) он писал: «Определенность и противоречивый характер завоеваний деревенской прозы, суть ее нравственно-философских устремлений (тоже весьма спорных) выражают не середняки, а те произведения или эпизоды в них, когда эта проза […] фактически перестает быть только деревенской, переплавляется в нечто совсем неожиданное! Реальность и прочность „ствола“, его высоту и силу корней подчеркивают лучше всего фантастические, почти „ирреальные“ ветви, которые этот ствол вдруг выкинул в бесконечность» (С. 77). Далее автор доказывает: там, где писатели-деревенщики усваивают поэтику модернизма, отказываются от «простоты» миропонимания, они остаются интересными; а там, где замыкаются в традиционном реализме, «часто вместо лада мы видим лак» (Там же. С. 116).
1395
Кожинов В. Ценности истинные и мнимые // Литературная газета. 1968. № 5. С. 5.
1396
Литературная газета. 1974. 16 октября. С. 5.
1397
Кожинов В. Статьи о современной литературе. С. 261.
1398
Москва. 1999. № 3. С. 191.
1399
Там же. № 1. С. 186.
1400
Там же. С. 188, 187.
1401
«„Бей их!“ — закричал вдруг один монах. При этих словах Палиевский демонстративно поглядел на интерпретатора русской классики Эфроса. Аплодисменты, которые ему достались, наверное, были слышны на улице» (Куняев Ст. Поэзия. Судьба. Россия. Т. 1. М.: Наш современник, 2001. С. 210).
1402
Москва. 1999. № 2. С. 187.
1403
Там же. С. 188.
1404
См.: Палиевский П. Последняя книга Булгакова // Палиевский П. Литература и теория. М.: Советская Россия, 1979 (первая публикация в «Нашем современнике», 1969. № 3); Утехин Н. Черты неповторимого. М.: Современник, 1980; Он же. Современность классики. М.: Современник, 1986, Он же. Жанры эпической прозы. Л.: Наука, 1982. Петелин В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Судьба. М.: Московский рабочий, 1989.
1405
См.: Васильев В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. М.: Современник, 1982. Чалмаев В. Андрей Платонов. М.: Советская Россия, 1978.
1406
См.: Лощиц Ю. Гончаров. М.: Молодая гвардия, 1977; Лобанов М. Островский. М.: Молодая гвардия, 1979; Селезнев Ю. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1981. К этому же ряду, хотя и без антисемитизма, концептуально примыкает книга И. Золотусского «Гоголь» (М.: Молодая гвардия, 1979).
1407
Лобанов М. Надежда исканий: Литературно-критические статьи. М.: Современник, 1978. С. 120. Этот критик даже Распутина ругал за «интеллигентскую рефлексивность» его персонажей, вопрошая: «Куда пойдет Распутин — в эту ли усложненность, во многом искусственную, или же в глубину самих жизненных проблем?» (с. 116). В другой статье он упрекал С. Залыгина за излишнюю интеллектуальную усложненность его прозы, а Ф. Абрамова — за «чересчур критическое» отношение к современному крестьянству (см.: Лобанов М. Освобождение (О романе М. Алексеева «Драчуны») // Волга. 1982. № 10. С. 163).
1408
Селезнев Ю. Ответственность: Критика как мировоззрение // Селезнев Ю. Златая цепь. М.: Современник, 1985. С. 28.
1409
Наш современник. 1974. № 1. С. 154.
1410
Там же. С. 156.
1411
Показательно, что неприятие «слишком сложного», модернистского письма высказывают в 1970-х и критики, формально не принадлежащие к националистическому лагерю. См., например: Урнов Дм. Трудный разговор о «трудной» литературе // Литературная газета. 1978. 11 января.
1412
См.: Пайщиков А. Осторожно — концепция! // Молодая гвардия. 1969. № 2.
1413
См.: Курбатов В. Горе от ума // Литературное обозрение. 1980. № 3. Курбатова поддержала Е. Ермилова в статье «Очень ему надо вашего схимника!» (Литературное обозрение. 1983. № 5), но убедительно оспорил Ю. Болдырев в статье «Дело в чем-то более серьезном…» (Литературное обозрение. 1983. № 3).
1414
См.: Куняев Ст. О «вселенских дровах» и традициях отечественной поэзии // Наш современник. 1985. № 2.
1415
Козинцев А. Начало пути: жизненный опыт и схемы // Наш современник. 1983. № 12.
1416
Дементьев А. О традициях и народности // Новый мир. 1969. № 4.
1417
Яковлев А. Против антиисторизма // Литературная газета. 1972. 15 ноября. С. 4–5.
1418
См.: Суровцев Ю. И. Необходимость диалектики (К методологии изучения интернационального единства советской литературы). М.: Художественная литература, 1982.
1419
Кузьменко Ю. Что за притча? (полемические заметки) // Литературное обозрение. 1974. № 3.
1420
Один из редких примеров эстетической полемики с национал-патриотами представляет собой статья С. Чупринина «Рубеж: Взгляд на русскую поэзию конца 70-х — начала 80-х годов» (Вопросы литературы. 1983. № 5). См. также выступление В. Камянова «Об издержках „синтетической“ манеры» на обсуждении книги П. Палиевского «Пути реализма» (Вопросы литературы. 1975. № 8).
1421
«…Без верности жизни — какая литература! — восклицал И. Дедков и добавлял: — Не литература — антология миражей, сладких снов, корыстных выдумок, успокоительных иллюзий» (Дедков И. Живое лицо времени: Очерки прозы семидесятых — восьмидесятых. М.: Советский писатель, 1986. С. 8).
1422
«Роль критика как посредника между книгой и читателем не признаю и не понимаю. Мне не нужны посредники, и я в посредники никому не хочу. Читать нужно уметь без посредников», — декларировал Л. Аннинский (Литературное обозрение. 1979. № 7. С. 106).
1423
Подход к литературе, исповедуемый Золотусским, принципиально противоположен аналитическому и особенно структуралистскому подходу — он полагается на интуитивный резонанс с произведением: «Есть критика, изощренная в щелочном анализе частностей. У нее безупречный вкус к детали, она безошибочно чувствует слово […] Но она решительно неспособна ощущать текст как духовное целое, как некую духовную единственность, которая присуща лишь данному гению или данному таланту» (Золотусский И. Час выбора. М.: Современник, 1976. С. 8). Постижение «духовного целого» придает критике оттенок религиозного озарения, общения — при посредничестве писателя — с некими духовными абсолютами.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История русской литературной критики"
Книги похожие на "История русской литературной критики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Добренко - История русской литературной критики"
Отзывы читателей о книге "История русской литературной критики", комментарии и мнения людей о произведении.