» » » » Дмитрий Верхотуров - Сталин и евреи


Авторские права

Дмитрий Верхотуров - Сталин и евреи

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Верхотуров - Сталин и евреи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Яуза-пресс, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Верхотуров - Сталин и евреи
Рейтинг:
Название:
Сталин и евреи
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-9955-0741-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сталин и евреи"

Описание и краткое содержание "Сталин и евреи" читать бесплатно онлайн.



НОВАЯ книга популярного историка на самую опасную и табуированную тему. Запретная правда о подлинных причинах пропагандистской войны «детей Арбата» против Сталина. Опровержение одного из главных мифов XX века.

Как «кремлевский горец» рассорился с еврейской элитой и чем была вызвана «борьба с космополитизмом» и «дело врачей-убийц»? Верить ли слухам о еврейском происхождении самого Сталина? Был ли он антисемитом — и зачем тогда спасал еврейский народ от Холокоста и сыграл решающую роль в создании государства Израиль? Собирался ли Вождь выселить всех евреев в Сибирь и «окончательно решить еврейский вопрос по примеру фюрера», в чем его обвиняют «либералы»? И как ему удалось одолеть воинствующую русофобию и очистить Кремль от «пятой колонны», «национал-предателей» и «детей Арбата»?

Эта книга не боится отвечать на самые опасные и запретные вопросы истории.






Тут надо отметить, что в процесс земледельческой колонизации были втянуты не только евреи. Это был массовый процесс, затрагивающий сотни тысяч хозяйств, которые переселялись на новые земли, в том числе в Сибири, в Казахстане и на Дальнем Востоке, в котором основное место занимали как раз русские и украинские крестьяне.

Скажем, на Украине для колонизации было выделено до 1928 года 1900 тысяч гектаров, из которых евреям было отведено 164 тысячи гектаров, или 8 %[56]. Остальная часть была занята русскими и украинскими переселенцами. В 1925 году при ЦИК СССР был создан Всесоюзный переселенческий комитет, направлявший все потоки крестьян-переселенцев в новые земледельческие районы[57]. Так что Калинин занимался не только евреями.

Затрагивая еврейскую земледельческую колонизацию, мы сразу попадаем в целый клубок вопросов, которые волновали тогдашнюю общественность, как еврейскую, так и нееврейскую. Пожалуй, не было народа, в отношении которого не задавалось столько вопросов. Среди них главный был такой: могут ли евреи работать на земле. Сейчас, после 60 лет существования Израиля, острота этого вопроса несколько истерлась, но тогда он стоял ребром. Общество привыкло видеть еврея как мелкого лавочника или мелкого ремесленника, как врача, но не как крестьянина. До революции было несколько неудачных попыток посадить евреев на землю, а антисемиты рассказывали «смешной» анекдот про еврея-колхозника, хотя таковые уже существовали десятками тысяч человек.

Далее — наделение землей. Где бы евреям ни отводили землю: на Украине, в Крыму или в Биробиджане, всегда возникал вопрос: «А почему им?» и возникало подозрение, что евреям выделяют самую лучшую землю. Больше всего таких разговоров ходило о Крыме. Помимо самих по себе трудностей еврейской земледельческой колонизации, которые были весьма велики в силу того, что еврейские переселенцы в массе своей были совершенно неимущими, предстояло побороться еще и с антисемитскими стереотипами, бытующими в обществе. На эти вопросы ответить можно было только практикой, попробовав и посмотрев, что получится.

В качестве мест для еврейской колонизации рассматривались следующие. В Херсонской области существовали старые еврейские земледельческие колонии, созданные еще в начале XIX века и пережившие все пертурбации политики в отношении евреев. В 1927 году в ней было 19 тысяч гектаров старых наделов, и было добавлено 27 тысяч гектаров новых наделов. Всего в этом районе проживало 18,2 тысячи хозяйств, из которых 15,9 тысячи были еврейскими[58].

Для еврейского переселения выделялся также участок в Никопольском районе на 26,1 тысячи гектаров, куда можно было вселить 1774 хозяйства. Этот участок находился примерно в 80 км от Кривого Рога. Крупный участок для еврейской колонизации выделялся также в окрестностях Запорожья.

В 1927–1930 годах в окрестностях Херсона, Кривого Рога и Запорожья были созданы еврейские национальные районы: Калининдорфский, Новозлатопольский и Сталиндорфский. В них преобладало еврейское население: 86 %, 70 % и 73 % соответственно[59]. Потому в этих районах в соответствии с советской практикой того времени сельсоветы вели дела, а школы вели обучение на идише.

Наконец, в Крыму было выделено 227 тысяч гектаров для еврейского переселения, на земельных излишках, оставшихся после межселенного землеустройства[60]. В основном евреям выделялись земли в степной части Крыма, в восточной части полуострова, недалеко от Евпатории. Земли эти были очень тяжелыми для освоения и совершенно не имели никакой инфраструктуры. Из всех проектов еврейской земледельческой колонизации именно Крым получил наибольшую известность как в СССР, так и за рубежом.

Глава 5. Крымская эпопея

В истории советского еврейства Крым занимает особое место. Полуостров притягивал к себе взоры еврейского сообщества в России, и за первые 50 лет Советской власти не раз возникали проекты создания еврейской автономии, вплоть до союзной советской республики, в Крыму. Последний раз к этому вопросу обращался Еврейский антифашистский комитет, и решительный отказ на его ходатайство положил конец всем проектам еврейской автономии в Крыму.

Однако перипетии истории Еврейского антифашистского комитета наложили отпечаток на тему еврейской земледельческой колонизации в Крыму: «Они претендовали на наш, советский Крым». Между тем в 1920-х и 1930-х годах положение было совершенно другое и Советская власть была вовсе не против поселения евреев в Крыму.

Советская Палестина

Есть несколько косвенных указаний на то, что проект еврейской земледельческой колонизации Крыма начинался как проект своего рода «советской Палестины».

Гражданская война и возникновение СССР внесли резкие изменения в жизнь еврейства, оставшегося на советской территории, и одно из главных изменений было то, что для евреев резко сократились возможности эмиграции. Традиционный путь решения всех проблем, чтобы «попытать счастья» за границей, оказался закрыт, потому что США перестали с 1918 года принимать евреев из России. Имиграция в европейские страны также оказалась невозможной, да и бесполезной, положение в начале 1920-х годов в поствоенной Европе было весьма и весьма тяжелым. Безусловно, закрытие эмиграции было для еврейства очень болезненно.

Среди руководства еврейских коммунистов, знавших о таких настроениях на «еврейской улице», возникла идея создания в СССР некой территории, пригодной для эдакой эрзац-эмиграции из местечка. В 1922 году Юрий Ларин разработал в общих чертах проект еврейской автономии в Крыму с поселением там 280 тысяч евреев. Между прочим, это гораздо больше, чем тогда жило евреев в Палестине, чье еврейское население в 1922 году составляло около 84 тысяч человек.

В 1923 году возник более масштабный план, который связывают с именем одного из руководителей Евсекций А. Брагина, предложившего нарезать под еврейскую автономию не только Северный Крым, но и Черноморское побережье Таманского полуострова, вплоть до Абхазии. Для этой автономии выделялось около 10 млн десятин земли, пригодной для размещения 500 тысяч евреев. Однако в том же самом году в Москву приехал представитель «Джойнта» доктор Джозеф Розен, который в своей записке изложил план, весьма похожий на план Брагина, только Розен добавил, что еврейские благотворительные организации окажут поддержку еврейской земледельческой колонизации в Крыму и вообще на причерноморской территории.

Но все-таки почему именно Крым? Думается, что здесь было несколько причин. Во-первых, историческая. Крым относился к территориям, заселенным евреями с глубокой древности. Так, евреи в Крыму появились еще при Митридате Евпаторе, то есть в I в. н.э[61]. С точки зрения традиций, он вполне мог соперничать с Палестиной, тем более что еврейские коммунисты отвергали какие-либо религиозные ценности, делавшие для евреев Иерусалим особым местом. Здесь надо еще добавить, что Коминтерн вел свою политику в Палестине, которая состояла сначала в вовлечении арабского пролетариата, а потом и вообще арабских масс в антиколониальную борьбу, в которой самостоятельного места для еврейского населения Палестины не отводилось. С этой точки зрения, у советского правительства не было никаких мотивов стимулировать еврейскую имиграцию в Палестину.

Во-вторых, во всех ранних проектах еврейской земледельческой колонизации подчеркивалось, что нужно предоставить место, где климат будет схожим с климатом бывшей черты оседлости, особенно украинской ее части. Крым с этой точки зрения казался приемлемым вариантом, особенно по сравнению с Сибирью, правда, впоследствии оказалось, что крымский климат вовсе не такой мягкий для еврейского земледелия, как считалось изначально.

В-третьих, и это немаловажный факт для оценки ранних проектов еврейской колонизации Крыма, полуостров был опустошен Гражданской войной, так же как и черноморское побережье Тамани. Там осталось много поместий, брошенных своими владельцами на произвол судьбы и вполне пригодных для вселения.

Наконец, в-четвертых, проекты в Крыму и в Причерноморье были в наибольшей степени приемлемы для американских еврейских организаций, поскольку многие представители их руководства еще до революции занимались поддержкой еврейских земледельческих колоний в районе Херсона. Для них это была знакомая территория и был опыт хозяйствования на ней. Это был немаловажный фактор, обеспечивающий успех всего начинания.

На то, что Крым какое-то время противопоставлялся Палестине, указывает еще и тот факт, что после создания органов по содействию еврейскому землеустройству, в феврале 1926 года была создана специальная комиссия под председательством М. И. Калинина. Эта комиссия рассмотрела перспективы еврейского земледельческого переселения в Крым и приняла решение о том, что при благоприятных результатах в Крыму можно будет создать район компактного проживания евреев с образованием автономной еврейской республики. 18 марта 1926 года это решение было утверждено Политбюро ЦК ВКП (б). В духе этого решения Калинин выступал на съезде ОЗЕТ 17 ноября 1926 года. Обрисовав тяжелое положение еврейства, часть из которого пока еще была заперта в местечках, Калинин предложил выход в виде широкомасштабной еврейской земледельческой колонизации: «Я должен прямо сказать, что оно этой цели не ставит, и не ставит по очень простой причине: правительство подходит к каждому вопросу практически; мы видим, что еврейская беднота страдает, что нужно найти для нее какой-то экономический выход, и вот переселение евреев и является как бы отдушиной, экономическим выходом для еврейской бедноты»[62].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сталин и евреи"

Книги похожие на "Сталин и евреи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Верхотуров

Дмитрий Верхотуров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Верхотуров - Сталин и евреи"

Отзывы читателей о книге "Сталин и евреи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.