» » » Наталья Харламенкова - Самоутверждение подростка


Авторские права

Наталья Харламенкова - Самоутверждение подростка

Здесь можно купить и скачать "Наталья Харламенкова - Самоутверждение подростка" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, личное, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Харламенкова - Самоутверждение подростка
Рейтинг:
Название:
Самоутверждение подростка
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-9270-0124-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Самоутверждение подростка"

Описание и краткое содержание "Самоутверждение подростка" читать бесплатно онлайн.



На основе богатого историко-психологического материала раскрывается содержание феномена самоутверждения личности. Субстратный, атрибутивный, структурный, функциональный и генетический виды анализа проблемы позволяют построить авторскую системно-генетическую концепцию утверждения личностью ценности собственного Я. На материале лонгитюдного исследования подростков проверяется основная теоретическая гипотеза о том, что самоутверждение личности является базовым личностным конструктом, закономерно и системно изменяющимся в процессе взросления. Решение подростком таких задач, как формирование половой идентичности, принятие гендерных ролей и перестройка отношений с родителями определяет предмет и средства его самоутверждения. Вывод об общих закономерностях самоутверждения личности делается на основе сопоставления данных, полученных на подростковом возрасте, с особенностями взросления в период юности и ранней взрослости. Обсуждается проблема компенсаторных возможностей личности при различных условиях депривации. Книга предназначена для специалистов в области психологии личности и психологии развития.

2-е издание, исправленное и дополненное






Последней нерешенной задачей остается проблема практической реализации ценности Я. Являясь одним из ключевых вопросов аксиологии, он до сих пор остается открытым, прежде всего, потому, что в нем содержится глубокое противоречие: с одной стороны, человек стремится к достижению свой истинной значимости вне зависимости от внешних подкреплений (поощрений и наказаний) и необходимости реализации ее в деятельности, с другой стороны, утверждая ценность в социуме, он обрекает себя на вечную связь с ним. Излагая взгляды Ж. – П. Сартра на проблему моральных ценностей, О. Г. Дробницкий и Т. А. Кузьмина пишут, что «раскрывая свои возможности, человеческое бытие как бытие-для-себя стремится, с одной стороны, заполнить… “недостаток” бытия в себе и тем самым утвердить себя как ценность, а с другой – стать полностью независимым от в-себе-бытия внешнего мира, чтобы стать в-себе-для-себя-бытием» (Дробницкий, Кузьмина, 1967, с. 295). Неразрешимость этого противоречия приводит к тому, что для экзистенциалистов проблема практического результата моральной деятельности субъекта постепенно становится несущественной. Важнее, говорят они, то, чтобы человек всегда оставался морально активным.

Размышляя над этим вопросом, мы пришли к выводу, что по отношению к ценности Я, игнорирование самой возможности поиска вариантов ответа на него было бы простым отрицанием глубины поставленной проблемы, и, наоборот, попытки его решения – серьезным шагом вперед в исследовании проблемы ценности не только в психологии, но и в других науках.

3.2. Теория самоутверждения личности: научный синтез

Задача научного анализа, проведенного нами выше, состояла в том, чтобы как можно более тщательно изучить отдельные стороны, аспекты, характеристики самоутверждения личности, но не предполагала осуществления их систематизации, построения модели, теории. Это – задача научного синтеза.

Теоретическая модель представляет собой систему положений, универсальных высказываний, которые в своей совокупности и являются авторской концепцией.

Начнем с краткой, емкой формулировки концепции, а затем перейдем к ее более подробному изложению.

Теория самоутверждения личности основана на том, что каждый человек испытывает потребность в ощущении собственной ценности. Эта потребность имманентно присуща Я, и особенно актуальна в ситуациях угрозы потери идентичности и в периоды ее изменения. Причиной постоянной актуализации потребности в самоутверждении является системное изменение идентичности в процессе взрос ления. Механизмом самоутверждения является опосредствование Я с целью установления тождества, а его целью – получение подтверждения о собственной состоятельности, о том, что Я как автономная ценность существует.

Итак, авторская концепция состоит из следующих теоретических положений.

Положение 1. Предметом самоутверждения является ценность Я, которая дана человеку в представлениях о себе, самоощущении и самоотношении, в поведенческих стратегиях т. е. выражается в когнитивных, эмоциональных и привычных коммуникативных характеристиках. Ценность Я – это результат оценки идентичности. Она может быть более или менее значительной, негативной или позитивной.

Положение 2. Ценность Я подвержена изменениям. Изменения могут иметь индивидуальный и всеобщий характер. К индивидуальным изменениям относятся разнообразные более или менее сильные переживания, связанные с самооценкой, кардинально не меняющие идентичности и ее ценности. Общие изменения происходят с каждым человеком – обладателем ценности, и они кардинальны.

Положение 3. Теория самоутверждения личности основана на изучении универсальных (общих) изменений ценности Я, которые происходят в процессе взросления.

Положение 4. Обретение новой ценности Я проходит несколько этапов: этап интуитивного открытия Я, которое проявляется в смутных переживаниях чего-то нового, этап осознания нового и его квалификации в терминах, понятиях, оценках и этап подтверждения или утверждения Я.

Положение 5. Этап подтверждения Я представляет собой самоутверждение личности, которое осуществляется с помощью определения ценности Я путем установления ею тождества с результатами собственной деятельности и деятельности других людей, выступающими для субъекта как значимые.

Положение 6. Результатом самоутверждения личности является получение признания, формирование чувства собственного достоинства и самоценности.

Все шесть положений концепции самоутверждения личности сформулированы в терминах теории и должны быть сопоставлены с операциональными конструктами, которые в дальнейшем и будут представлять собой основу эмпирических гипотез и эмпирического исследования искомого феномена. В связи с этим последующие рассуждения будут построены по принципу развернутого теоретического повествования, основу которого составят шесть базовых положений концепции самоутверждения личности.

Итак, предметом самоутверждения личности является ценность Я, однако это ценность, которую еще надо подтвердить.

Мы отмечали, что ценность как философская категория означает, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта, в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности), во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности, или ценность сознания). В социологии ценность определяется через понятие общественной значимости предмета и социальной установки и изучается через систему ценностных ориентацией, выполняющих регулятивно-нормативную функцию в поведении человека.

В психологии ценность рассматривается как субъективная значимость для человека каких-либо предметов, людей, отношений, принципов, идей, являясь регулятором отношений с окружающим миром. Ценность определяет направление выбора, предпочтений, желаний. Однако согласно К. Клакхону: «Ценность является характеристикой не любого желаемого или предпочитаемого объекта или способа поведения, а такого, который является желательным, то есть желание или предпочтение которого является обоснованным с точки зрения определенных стандартов или критериев – личных и общественных» (Леонтьев, 1996, с. 25). Д. А. Леонтьев утверждает, что формами существования ценностей являются общественные идеалы, предметно воплощенные ценности, личностные ценности. Одной из личностных ценностей является ценность Я.

С самого рождения ребенок получает обратную связь в виде оценок собственной значимости. Оценки родителей, а также сенсорно-перцептивный опыт ребенка, полученный в результате его исследовательской деятельности окружающего мира, частью которого является он сам, создают предпосылки формирования Я. Я как самоощущение не тождественно ценности, поскольку не содержит оценочного компонента. Только тогда, когда, как утверждал Хайдеггер, сущее становится «предметом представления, сущее известным образом лишается бытия» (Хайдеггер, 1993, с. 55), т. е. начинает жить вне конкретного контекста и обретает надситуативные характеристики, только тогда оно становится ценностью. Ребенок, выделяя себя из окружающего мира, осознавая свою стабильность вне зависимости от времени и пространства, обретает ощущение относительной автономии от других предметов, которая поначалу выражается в виде смутных самоощущений «своего места» в мире, а затем в виде оценок важности того места, которое он занимает. Эго-идентичность как внепространственная и вневременная характеристика личности остается стабильной. Человек, по К. Ясперсу, понимает, что он идентичен самому себе в том смысле, что остается самим собой при любых обстоятельствах («когда мне было пять лет, это тоже был Я»), и даже так называемое изменение идентичности при переходе от одной стадии к другой – это всего лишь примеривание к себе, принятие в себя новых социальных ориентиров. Идентичность – это совокупность представлений субъекта о себе, собственном пути развития, сопровождающаяся ощущением непрерывности во времени, тождественности, определенности и владением собственным «Я» (Савина, 2003). Признаками самоидентичности являются: устойчивость во времени, самоценность, упорядоченность представлений и переживаний Я (уровень структурной организации), дифференциация границ психических подсистем, автономность (Соколова, Бурлакова, Лэонтиу, 2001, 2002). Идентичность, утвержденная как ценность, выражается в когнитивных, эмоциональных и оценочных категориях. Так, например, подросток может когнитивно описывать себя как «шустрого, находчивого, веселого, задиристого, умного и т. д.» человека, эмоционально относиться к себе как к тому, «кто нравится или не нравится», оценочно характеризовать себя как «сильного/слабого, важного/не важного».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Самоутверждение подростка"

Книги похожие на "Самоутверждение подростка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Харламенкова

Наталья Харламенкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Харламенкова - Самоутверждение подростка"

Отзывы читателей о книге "Самоутверждение подростка", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.