» » » » Александр Заблотский - «Воздушные мосты» Третьего рейха


Авторские права

Александр Заблотский - «Воздушные мосты» Третьего рейха

Здесь можно купить и скачать "Александр Заблотский - «Воздушные мосты» Третьего рейха" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Заблотский - «Воздушные мосты» Третьего рейха
Рейтинг:
Название:
«Воздушные мосты» Третьего рейха
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978–5–9533–5573–5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Воздушные мосты» Третьего рейха"

Описание и краткое содержание "«Воздушные мосты» Третьего рейха" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемая Вашему вниманию книга рассказывает о деятельности немецкой военно-транспортной авиации в годы Второй мировой войны. На основе отечественных и зарубежных источников авторы показывают размах транспортных операций немецких ВВС. Особое внимание уделяется действиям люфтваффе на советско-германском фронте и снабжению Демянского и Сталинградского «котлов» по воздуху. Доставка жизненно важных и необходимых грузов отрезанным от основных немецких сил частям получила название «воздушных мостов», мостов, которые рухнули под ударами советской авиации.

Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, интересующихся историей военной авиации и Второй мировой войны.






В немецких документах 1942 г. появляются сведения о новом противнике люфтваффе — советских партизанах. В докладах наших партизанских командиров тоже довольно часто упоминаются случаи уничтожения транспортных машин, имевших три мотора и характерный внешний вид. Кадры советских фото- и кинооператоров, прибывших с «Большой земли», запечатлели для нас некоторые из успешных партизанских акций. По понятным причинам, больше всего доставалось немецким транспортникам на северо-западном участке советско-германского фронта. Но бывало, что перепадало и их «камрадам» в Группе армий «Центр».

Немецкие документы также сохранили ряд эпизодов, связанных с успехами «партизанской ПВО». Так, 10 августа 1942 г. в районе населенного пункта Бешичи совершил вынужденную посадку транспортный «Юнкерс-52», поврежденный ружейно-пулеметным огнем с земли{71}. Возможно, что самолет получил незначительные повреждения, так как его нет в ежедневных сводках потерь люфтваффе.

Так как расхожая фраза о «земле, горевшей под ногами захватчиков», в годы войны не была просто пустыми словами, то люфтваффе теряли от партизанских действий личный состав и технику не только в воздухе, но и на земле. Так, в ночь на 5 ноября 1942 г. партизаны напали на железнодорожную станцию Пригорье недалеко от Рославля. Взорвав мосты с обеих сторон станции, народные мстители заблокировали находящиеся там железнодорожные составы. На одном из них перевозились планеры. Немецкие документы сообщают, что этот состав «был поврежден»{72}.

19 ноября 1942 г. гром советской артиллерии возвестил о начале контрнаступления под Сталинградом. Южный фланг Восточного фронта вермахта начал обваливаться. Процесс этот, то замедляясь, то ускоряясь, захватывал все новые и новые участки, обороняемые соединениями Группы армий «Б». 16 декабря 1942 г. началась операция «Малый Сатурн», в ходе которой разгрому подверглась 8-я итальянская армия и входившие в ее состав немецкие соединения. Стремительное наступление советских танковых корпусов привело к образованию множества локальных стационарных и «блуждающих» котлов. Их история, как правило, осталась в тени более значимых событий, таких как, например, рейд танкистов генерала В.М. Баданова на Тацинскую. Тем не менее для поддержки находящихся в этих «котлах» частей немецкое командование вынуждено было отвлекать столь нужную в этот момент для Сталинграда транспортную авиацию.

Наступательная операция войск Юго-Западного и 6-й армии Воронежского фронта на Верхнем Дону привела к образованию сразу нескольких малых «котлов». Одним из них стал город Чертково. История его возникновения живописуется в отчете командира итальянской дивизии «Торино».

В отступающих колоннах хаотично перемешались части итальянских 2-го и 35-го армейских корпусов и 298-й немецкой пехотной дивизии. Неясность обстановки приводила к тому, что некоторые командиры принимали решения, не соответствовавшие обстановке. Так, по приказу немецкого офицера связи при дивизии «Торино» были уничтожены все дивизионные радиостанции. В результате соединение лишилось связи с вышестоящими штабами. Несмотря на то, что вес штабные офицеры были посланы для регулировки движения отступающих колонн, порядок навести так и не удалось.

Как сообщают итальянские документы, боевой дух солдат и офицеров упал до нулевой отметки. Чтобы спасти хотя бы часть тяжелого вооружения, командование окруженных итальянских войск приказало в каждой батарее взорвать по два орудия, продолжая буксировать оставшиеся два.

Хотя немецкие «Юнкерсы-52» и сбрасывали горючее по нуги движения отступающих колонн, этого оказалось недостаточно. В Арбузово, где итальянские и немецкие части были 21 декабря 1942 г. окружены советскими войсками, была доставлена лишь незначительная часть штатной артиллерии и транспортных средств. Так, дивизия «Торино» смогла довести до Арбузова всего три 75-мм орудия, четыре грузовые и две или три легковые автомашины. Остальные были взорваны или просто застряли в снегу.

Из Арбузова через радиостанцию 298-й пехотной дивизии итальянские командиры запросили доставку по воздуху продовольствия, медикаментов и боеприпасов. Немцы пошли навстречу союзникам и организовали доставку транспортными самолетами горючего и боеприпасов. Впрочем, «помощь с небес» не всегда была для отступавших благом. Так, у двух грузовых контейнеров не раскрылись парашюты, и они при ударе о землю взорвались. Несколько находящихся рядом солдат были убиты и ранены. Несмотря на поставки по воздуху, горючего все равно не хватало. Немецкое командование потребовало от итальянцев слить все горючее из своих автомашин, чтобы заправить танки. Только после разразившегося скандала итальянцам удалось оставить немного бензина для командирской легковой машины. В такой обстановке итальянские командиры не строили особенных иллюзий об ожидавшей их участи, отдав приказ о сожжении полковых знамен.

Тем не менее немецко-итальянским частям удалось 26 декабря прорваться в Чертково, где местному командованию удалось наконец-то накормить спасшихся. В городе находились продовольственные склады итальянской армии, впрочем, хранившиеся на них продукты не охватывали весь рацион армейского пайка, в частности, не было жиров. Однако дальнейшее отступление в направлении на Беловодск было невозможно. Дороги уже были перехвачены прорвавшимися советскими частями.

Окруженные радировали командованию 8-й итальянской армии о необходимости срочного вывоза раненых и обмороженных (таковых имелось не менее двух тысяч человек) и доставки в «котел» медикаментов. 28 декабря итальянский самолет сбросил окруженным медикаменты, перевязочный материал и небольшое количество патронов к стрелковому оружию. 29 декабря в Чертково сел самолет «савойя-маркетти», на борту которого находился командующий итальянской авиацией в России генерал Пецци и полковник медицинской службы Бочетти. Проведя переговоры, высокие чины вылетели для доклада командованию 8-й армии о ситуации в «котле». На обратном пути самолет пропал без вести. Кроме старших офицеров на борту находились трос раненых и немецкий офицер связи при дивизии «Торино», от которого с охотой избавились итальянцы.

На следующий день немецкий «Юнкерс-52» доставил в Чертково медикаменты и вывез 14 раненых и больных, в том числе генерала Росси. По состоянию на 31 декабря в окружении находилось около семи тысяч немцев и столько же итальянцев, в том числе 3800 раненых и обмороженных[23]. Снабжение «котла» по воздуху в дальнейшем велось на более-менее регулярной основе, как посадочным, так и парашютным способом. Небольшое расстояние между внешним и внутренним фронтами окружения позволяло использовать даже связные машины типа «физилер-шторьх». Благодаря этому командиры окруженных частей могли лично координировать свои действия с командованием 8-й армии и деблокирующей группы. 15—16 января 1943 г. встречными ударами немецкой 19-й танковой дивизии и окруженных частей, в основном немецкой 298-й пехотной дивизии, блокада Чертково была прорвана.

Всех раненых из-за отсутствия транспорта вывезти из города не удалось. Не менее тысячи из них были оставлены в Чертково. Впрочем, этот относительный успех не смог заслонить собой разгром 8-й итальянской армии и входивших в се состав немецких соединений. Например, дивизия «Торино» имела к началу советского наступления на Среднем Дону 11 тысяч человек. В Старобельске 17 января собрались не более 1200 солдат и офицеров дивизии. Из трех командиров пехотных полков два были убиты, третий ранен.

Были ранены, убиты или пропали без вести все командиры батальонов. Из числа командиров рот и батарей только три или четыре остались невредимыми{73}.

Чертково, пожалуй, единственный «котел» на Восточном фронте, в снабжении которого принимали участие итальянские ВВС. По имеющимся данным, для этого использовались бомбардировщики Fiat BR20 «Чиконья»[24]. Итальянские машины работали с ворошиловградского аэродрома. Экипажам пришлось сбрасывать грузы окруженным с предельно малых высот (якобы по причине отсутствия грузовых парашютов). Такая тактика пагубно сказалась на потерях итальянских бомбардировщиков. Из 12 самолетов Fiat BR20, участвовавших в операции, погибло и пропало без вести девять.

Участие же немецкой авиации в снабжении Черткова носило, по всей видимости, достаточно ограниченный характер. Причин тому было несколько. Во-первых, частям авиакомандования «Дон» и так приходилось заботиться сразу о нескольких окруженных группировках, включая, естественно, сталинградскую, а во-вторых, существенную нагрузку по снабжению «котла» взяли на себя итальянцы. Документы учета потерь люфтваффе за этот период также не содержат упоминаний о гибели или серьезном повреждении немецких транспортных машин над Чертково.

Однако из тех же документов следует, что для снабжения Чертково использовались немецкие десантные планеры из планерного отряда Sonderstaffel DFS230. При этом минимум один планер был сбит ружейно-пулеметным огнем с земли, а один самолет-буксировщик типа «Хеншель-126» скапотировал при посадке.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Воздушные мосты» Третьего рейха"

Книги похожие на "«Воздушные мосты» Третьего рейха" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Заблотский

Александр Заблотский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Заблотский - «Воздушные мосты» Третьего рейха"

Отзывы читателей о книге "«Воздушные мосты» Третьего рейха", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.