Ричард Хоптон - Дуэль. Всемирная история

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Дуэль. Всемирная история"
Описание и краткое содержание "Дуэль. Всемирная история" читать бесплатно онлайн.
«Дуэль. Всемирная история» — книга маститого британского автора Ричарда Хоптона — стала итогом кропотливой работы и написана на основе достоверного и многообразного исторического материала. Перед нами предстает история «поединков чести» от времени возникновения этого обычая в эпоху Ренессанса и до его исчезновения во второй половине XX столетия.
Автор приводит увлекательнейшие подробности дуэлей с использованием самых разных видов оружия, а также иных, иногда весьма оригинальных предметов, таких, например, как бильярдные шары. Ричард Хоптон подробно рассказывает о традициях и истории дуэлей в разные исторические эпохи и в разных странах, и не только в Европе — в Англии, Франции, России и Германии, но и в США, где во времена Дикого Запада также имели место поединки, подчинявшиеся строгим правилам и своеобразному кодексу.
Нет сомнения, что эта книг а, написанная прекрасным литературным языком, изобилующая множеством интереснейших цитат из всевозможных источников, не оставит равнодушным читателей.
В 1958 г. два француза встретились в «смертельном» поединке из-за каких-то театральных — во всех смыслах этого слова — разногласий. Точнее всего — из-за балета. 30 марта 1958 г. Серж Лифарь и маркиз де Куэвас[92] дрались на шпагах у мукомольного предприятия милях в 50 от Парижа. Одним из секундантов маркиза был молодой Жан-Мари Ле Пен, ставший впоследствии видным французским политиком националистского толка. Мадам Фортуна надела венок победителя на чело благороднейшего маркиза, сумевшего слегка поцарапать предплечье оппонента. После чего оба господина, «разрешив противоречия достойным кровопусканием, заключили друг друга в объятья…».
От самого начала и до конца все дело сопровождалось максимально возможным паблисити, от чего ни один из главных участников «драмы» даже не попытался как-то отмежеваться… Стороны обменялись церемониальными оскорблениями, секунданты их нанесли друг другу соответствующие визиты, а газеты на протяжении последней недели пестрели фотографиями дуэлянтов. Они даже расщедрились на интервью по радио — в одном и том же здании, но в разных вещательных студиях. Когда секунданты заехали за маркизом де Куэвасом в 8 до полудня в дом его друга в Нёйи, где — предположительно с целью спрятаться от прессы — тот провел эту ночь, снаружи караулили человек 50 журналистов и фотографов. Первым делом они сопроводили его неотвязным хвостом к открытому месту в предместьях Парижа, где маркиза ждал месье Лифарь и где неустанно щелкали затворы фотоаппаратов, а потом к дому другого друга в Верноне, где и произошла дуэль{763}.
В 1954 г. известие о том, что Министерство военной авиации в Лондоне запретило восьми офицерам Королевских ВВС, которым вот-вот предстояло начать слушать курс лекций в немецком университете, принимать участие в мензуре, спровоцировало легкое вспорхновение редакторского мнения.
Тут и в Америке подобная гнильца не внове. Благословенные дни Родона Кроули с пистолетами — «теми самыми, из которых я стрелялся с капитаном Маркером» — прошли, и их не воротишь, как не вернуть лорда Мохана и герцога Хэмилтона. Дух буржуа распространился широко… как ни стыдно и обидно.
Газета приходила к заключению, что «аристократические манеры утрачены», и сожалела, что «слишком уж много людей, получив вызов на встречу à l'outrance (до крайности), готовы воспользоваться правом и уподобиться тем недостойным дуэлянтам, которые отваживаются на смертельный риск метнуть друг в друга по полкирпича со ста ярдов»{764}.
В 1958 г. фельдмаршал Монтгомери подарил миру том военных мемуаров, в котором позволил себе ряд нелестных замечаний в отношении роли, сыгранной в войне итальянцами. Высказывания Монтгомери заставили высокие круги в Риме настолько сильно надуть щеки, что итальянского посла в Лондоне проинструктировали относительно необходимости заявления официального протеста по поводу некоторых абзацев книги. Помимо активности на правительственном уровне, Виченцо Капуто, председатель итальянской Националистической ассоциации, дошел до того, что вызвал Монтгомери на дуэль. Как сказал Капуто, вызов направлялся в целях «защиты престижа итальянского народа и чести его армии, возмущенных несправедливыми происками, основанными на заведомо ложных утверждениях и лжи»{765}. Защиту точки зрения фельдмаршала взял на себя — из спортивного интереса — мистер Бриджленд из Хорсни, и есть не вполне обоснованные данные в отношении того, что и в самом деле бой между сеньором Карузо (не Капуто. — Пер.) и английским бойцом-защитником дела Монтгомери состоялся.
В 1959 г. аргентинский военный министр дрался на саблях с радикалом и членом законодательного собрания, приложив его над правым глазом{766}. Несколько месяцев спустя аргентинский адмирал столкнулся в поединке с другим парламентарием радикального толка. Оба противника славились как отличные стрелки, но каким-то образом ухитрились не попасть друг в друга{767}. В 1962 г. разъяренный французский полковник-парашютист, считавший себя оскорбленным статьей в сатирическом журнале «Ле Канар аншене» (Le Canard Enchaîné, т.е. «Привязанная утка». — Пер.), вызвал редактора на дуэль. Редактор же показал, какого он мнения в отношении обычая, дав наказ секундантам предложить полковнику стреляться из игрушечных пистолетов «с любого расстояния».
У французских парламентариев за плечами продолжительная и достойная всяческого уважения традиция защиты чести на дуэлях, а потому нет ничего более уместного в том, что два члена именно этой организации сошлись один с другим на уже самой-самой — или почти самой — последней дуэли, которая велась всерьез. В апреле 1967 г. Гастон Деферр, депутат-коммунист и мэр Марселя, принял вызов от Рене Рибьера — депутата-голлиста — по причине нанесенного оскорбления: Деферр назвал Рибьера идиотом. Как положено, назначили секундантов и подготовили рапиры, хотя Деферр выражал склонность предпочесть револьверы. Законодатели дрались в саду дома в Нёйи. Рибьер получил два укола в предплечье, затем бой остановили, признав победителем Деферра.
Два года спустя — первый землянин к тому времени уже успел ступить на Луну — Омеро Лахора Бурго — кандидат на предстоявших выборах президента Доминиканской Республики — принял вызов на дуэль, причем на бой до смерти, от генерала Антонио Имберта Баррераса. Лахора обвинил генерала в заигрывании с коммунистами. Легко понять чувства оскорбленного.
В марте 1970 г. «жаворонки» из жителей Копенгагена смогли насладиться небывалым зрелищем: два господина сражались на дуэли. И это в мертвенно спокойной Дании! Но повод был — и еще какой. Того Эсбен — режиссер театра «Дет ней Скала» — вызвал Хеннинга Дитлева — пресс-секретаря той же организации — на поединок за то, что последний… не включил фамилию Эсбена в программу. Два господина, вооруженные пистолетами с кремневыми замками, встретились в Королевском оленьем парке, где каждый, отмерив традиционные 24 шага, разрядил — или попробовал разрядить — оружие в другого. Пистолет Эсбена выстрелил, но пуля, что называется, ушла «за молоком», тогда как пистолет Дитлева и вовсе не высказался. Эта дуэль стала первой в Дании с 1912 г.{768}.
Рядом с эксцентриками и мастерами публичного шоу вставали иногда и недопеченные пирожки из бурсы. В мае 1954 г. два студента Оксфорда — Алестер Форсайт и Рональд Иден — «дрались» на дуэли пониже Медоу-Билдингс в Крайст-Чёрче. Сценарий разработал Иден — «практикующий шут и прикольщик», — который выбрал для дела стартовые пистолеты с патронами и спрятанную капсулу с красной краской. Спор вышел из-за студентки с факультета изобразительного искусства.
Вызывающий и вызываемый стояли спина к спине, затем по команде [данной рефери] прошли пятнадцать шагов, развернулись и выстрелили из оружия, описываемого по-разному — от «больших стартовых пистолетов» и до «револьверов 45-го калибра». Алестер Форсайт неверным шагом метнулся вперед, судорожно хватаясь за грудь, в то время как на его белой рубахе появилось красное пятно. «Драматично кашляя и задыхаясь», как вспоминает сам бурсак-дуэлист, он позволил унести себя [от Медоу-Билдингс]{769}.
Происшествие привлекало внимание, и газеты уделили ему значительное место на своих страницах, даже «Таймс» почтила его словом, заметив, что «Неделя восьмерок» [93]в Оксфорде… дала сегодня во второй половине дня первую сенсацию…»{770}.
Четыре года спустя, в мае 1958 г., два чада из Бейллиола[94] — Денис Кросс и Кристофер Уэдди — стрелялись на дуэли пробками от шампанского. Кросс описал случившееся так:
Мы группой ужинали как-то в Бейллиоле. Я отпустил в адрес подружки Уэдди, которая училась в LMH [Леди Маргарет Холл], какую-то слегка разухабистую шутку, на что Уэдди отмолвил: «Я вызываю вас», ну, или что-то в подобном духе. Ни один уважающий себя парень не станет извиняться просто потому, что его вот так вот напугали. В равной степени ни один уважающий себя парень не станет терпеть, когда его девчонку вот так оскорбляют. Все, кто сидел рядом, подумали, что звучит идея заманчиво — забавно — и что нельзя дать ей так просто зачахнуть. Секунданты, один из которых был Генри Брук [впоследствии судья Высокого суда (входит в состав Верховного суда в Англии. — Пер.)], дали себе труд организовать встречу. Не могу не винить Брука за раздувание истории.
Сошлись встретиться завтра утром на лужайке у LMH в общепринятое для таких штуковин время. В LMH в то время была особо прижимистая казначейша, а потому решили расположиться как раз под ее окном. Когда она высунулась наружу, чтобы узнать, что, собственно, происходит, ей торжественно сообщили: «Решается дело чести, мэм»{771}.
Двое затем заняли места — шагах, вероятно, в 10 друг от друга, — вооруженные бутылкой — или, может быть, двумя — шампанского. «Как следует прицелиться, — вспоминал потом Кросс, — оказалось делом довольно непростым, хотя стрельнула она мощно». Ни один из участников даже близко не попал в другого. Затем — и это стало «лучшей частью всего дела» — дуэлянты с секундантами отправились в гостиницу «Митра» на Хай-Стрит, чтобы позавтракать, прихватив с собой открытое шампанское, совсем небольшую часть которого израсходовали на выстрел.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дуэль. Всемирная история"
Книги похожие на "Дуэль. Всемирная история" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ричард Хоптон - Дуэль. Всемирная история"
Отзывы читателей о книге "Дуэль. Всемирная история", комментарии и мнения людей о произведении.