Александр Волков - Из жизни английских привидений

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Из жизни английских привидений"
Описание и краткое содержание "Из жизни английских привидений" читать бесплатно онлайн.
Рассказы о привидениях — одно из величайших сокровищ литературы и фольклора Туманного Альбиона, привлекающее внимание читателей и слушателей, туристов и ученых. Однако никто до сих пор не исследовал призраки с точки зрения самой культуры, их породившей. Откуда они взялись в Англии? Как менялись представления англичан о привидениях, и кто повинен в этих изменениях? Можно ли верить фольклорным преданиям или следует считать их плодом фантазии? Автор не только классифицирует призраки, но и отмечает все связанные с ними стереотипы: коварные и жестокие аристократы, несчастные влюбленные, замурованные жены и дочери, страдающие дети, развратные монахи, проклятые грешники и т. д. Книга наполнена ироническими насмешками над сочинителями и героями легенд. Но есть в ней и очень серьезные страницы, посвященные настоящим, а не выдуманным привидениям. И, вероятно, наиболее важный для автора вопрос — как в действительности выглядит призрак?
В августе 1943 г. Гарри Прайс обследовал руины, обнаружив в подвале дома фрагменты женского черепа и челюсти. Наконец-то парапсихолог встретил свою монахиню! Он долго плакал над ее останками, а затем похоронил их по христианскому (?) обряду. Перед началом обряда Прайс показал кости эксперту, и тот установил наличие абсцесса челюсти, причинявшего неудобства ее владелице. Тогда-то многие свидетели припомнили гримасу на лице призрака. Они думали, что монахиня им улыбалась, а оказывается, она кривилась от боли.
Я не буду перечислять все призраки, чья судьба связана с запретной монастырской любовью. Обыватели, коим глубоко чужд аскетический идеал, склонны всячески приземлять жизнь средневековых монахов и монахинь. Герои легенд страдают от любовных мук, а за попытку воссоединиться отдают свои жизни. Да и может ли быть иначе в те неромантические времена?
Способ наказания провинившихся монахинь тради-ционен — их заживо замуровывают в стене или подвале. Как вы помните, об этом наказании сочла нужным упомянуть даже благоразумная Шарлотта Бронте. Известнейшая из замурованных девушек была замечена на развалинах аббатства Уитби (Йоркшир). Молодая монахиня Констанция де Беверли нарушила обет ради любви к храброму, но вероломному рыцарю Мармиону.
Байка о призраке базируется на поэме Вальтера Скотта «Мармион» (1808). Беглая монахиня Констанция де Беверли — второстепенный персонаж поэмы, действие которой происходит в начале XVI в. Она помогает своему любовнику лорду Мармиону в его интригах против Ральфа де Уилтона, жениха богатой наследницы Клары де Клер. Мармион планирует сам завладеть Кларой, и, узнав об этом, Констанция возвращается в аббатство Уитби и вручает игуменье документы, изобличающие предателя. Затем она пытается отравить прибывшую в монастырь Клару, за что ее и замуровывают в стену.
Жаль, что эта сентиментальная чепуха просочилась в предания об Уитби. Ведь монастырские руины и впрямь отмечены паранормальной активностью. Аббатство бенедиктинок основал в 657 г. Освиу (612–670), король Нортумбрии, а его первой настоятельницей была родственница короля — святая Хильда. В окрестностях Уитби водилось несметное количество змей. По молитвам аббатисы они превратились в камни, разбросанные по территории обители. В 867 г. монастырь разграбили и разрушили викинги, а в XI в. его восстановил Рейнфрид, воин Вильгельма Завоевателя. В 1540 г. аббатство было ликвидировано новыми варварами и стало постепенно разрушаться.
Вид на Уитби. Картина Джона Гримшоу (1877). Развалины аббатства — одно из самых таинственных мест в Англии
В Уитби разворачиваются события романа Брэма Стокера «Дракула», связанные с прибытием в Англию графа и его роковой встречей с Люси Вестенра. Писатель упоминает и о поэме «Мармион», и о Белой даме, которую он, естественно, не считает мифической монахиней.
Вальтер Скотт полностью выдумал главного героя своей поэмы. Он не имеет абсолютно никакого отношения к норманнам Мармионам из замка Тамворт (Стаффордшир), чей род пресекся в конце XIII в. Между тем члены этой семьи тоже встречались с легендарной монахиней — но не живой, а призрачной.
По их бывшему замку ходит Черная дама, чаще всего объявляющаяся в спальне и на парадной лестнице. Малограмотным туристам предлагают следующую версию ее происхождения. Якобы это привидение Эдиты, настоятельницы близлежащего аббатства Полсворт (Уорикшир), жившей в IX в. При этом Эдита канонизирована как местночтимая святая. Далее утверждается, что первый из Мармионов, владевший Тамвортом, изгнал монахинь из обители после того, как получил от Вильгельма Завоевателя землю и замок. Довольно странный поступок для одного из норманнских баронов, прославившихся в качестве основателей, а не разорителей монастырей. Вероятно, сочинители легенды спутали норманнов с датчанами, часто нападавшими на Полсворт и Тамворт.
Обозленные монахини в своих молитвах призвали Эдиту восстать из могилы (!) и заступиться за них. И Эдита восстала, но почему-то полвека спустя. Однажды ночью в 1139 г. она явилась главе рода Марми-он и пригрозила ему преждевременной кончиной, если монастырь не возродится. Перед тем как исчезнуть, призрак коснулся бока Мармиона своим посохом. Рана была ужасной, и крики страдальца разбудили весь замок. Люди из окружения Мармиона посоветовали ему срочно вернуть монахинь в аббатство. Мармион последовал совету, и боль в боку утихла. В монастырских летописях о злоключениях норманна ничего не сказано. Обитель была упразднена в 1336 г., причем реформаторы не только выселили монахинь, но и разобрали монастырские здания. Увы, призрак при этом безмолвствовал.
В редких случаях замурованным может оказаться и монах, и даже аббат. Руины аббатства Торнтон (Линкольншир) преследует призрак Томаса де Грете-ма, возглавлявшего монастырь в конце XIV в. и пользовавшегося репутацией чернокнижника и блудника. Когда его преступления открылись, Гретем был навеки заперт в подземной камере. Скелет, сидящий за столом с книгой, пером и чернильницей, обнаружили рабочие в 1830-х гг. После упразднения обители в 1339 г. ее земли были переданы в частные руки, а большинство зданий разобрано в XVII в. при строительстве соседней фермы. Вот чем надлежало бы возмутиться, а не мнимыми ужасами Средневековья!
Приходские священники и епископы показываются значительно реже монахов. Ведь их можно видеть и в повседневной жизни. Призраки священников были замечены в двух главных религиозных зданиях Лондона — соборе Святого Павла и Вестминстерском аббатстве. Часовню на первом этаже северо-западной башни собора навещает пожилой священник. Его приняли бы за соборного пастора, если бы не издаваемые им звуки — высокие, режущие слух. В месте возникновения визжащего призрака в 1925 г. нашли дверь, скрытую в каменной кладке.
Этот дух никому не знаком, а вот отец Бенедикт из Вестминстерского аббатства, разгуливающий по галереям монастырского дворика между пятью и шестью часами вечера, угодил в герои леденящей душу истории с жертвами, убийцами и казнями.
Летом 1303 г. вестминстерский аббат Уолтер де Уэнлок (возглавлял обитель в 1283–1307 гг.) и восемьдесят монахов вступили в преступный сговор. В сокровищнице аббатства в то время хранились деньги и драгоценности на сумму, равную двум годовым бюджетам королевства. В течение трех месяцев заговорщики потихоньку таскали сокровища, а лондонский купец и торговец шерстью Ричард Педликотт помогал им сбывать краденое. На монастырском кладбище перед входом в сокровищницу по распоряжению Уэнлока посеяли коноплю, чьи густые заросли скрывали от посторонних глаз передвижения вороватой братии. Как-то вечером в коноплю забрался священник по имени Бенедикт, искавший выход из аббатства. Он случайно наткнулся на грабителей и сразу же принялся взывать к их совести. Неизвестно, сколько монахов там находилось — вряд ли все восемьдесят, — но их вопли раскаяния были так оглушительны, что достигли слуха аббата. Разгневанный Уэнлок примчался в сокровищницу и повелел покончить с самозваным проповедником. Братия не могла ослушаться своего наставника, и душа отца Бенедикта покинула суетный мир, а тело упокоилось здесь же в конопле.
Благодаря описаниям очевидцев мы теперь знаем, как выглядел доблестный священник. Он высок и худ, под низко надвинутым капюшоном смутно сереет лицо с крючковатым старческим носом и глубоко посаженными глазами. На ходу он тихо беседует сам с собой. Отдельные слова складываются во фразу: «Язык мой — враг мой».
Ну а что же сталось с убийцами? Осенью того же года до Эдуарда I дошли слухи о безобразиях, творящихся в аббатстве. Он направил в Вестминстер комиссию для расследования обстоятельств дела, и та вскрыла небывалое по масштабам разграбление казны. Часть сокровищ успели вернуть. Где их только не находили! И к северу от столицы — в Нортгемптоне, и на востоке — в Колчестере, и на юго-востоке — в городах Кента, и в домах лондонских купцов, и тут же, в Вестминстере, в могильных склепах, где грабители устроили склад. И даже в личных покоях короля — что не поддавалось объяснению.
По приговору королевского суда с Педликотта заживо содрали кожу и прибили гвоздями к двери сокровищницы для острастки тем, кто вздумает пойти по его стопам. Лоскутья кожи можно видеть и сейчас — отдельные куски сохранились под дверными засовами. Лиц же духовного звания тогда вешали исключительно за любовь к монахиням, а не за воровство и убийство, поэтому Уэнлока и монахов отправили в Тауэр.
Судя по количеству деталей, эта история имеет под собой реальную основу. Согласно историческим хроникам, в октябре 1303 г. аббат Уэнлок и восемьдесят монахов были обвинены в хищении драгоценностей на сумму 100 тысяч фунтов. Двенадцать (всего лишь!) из них были посажены в Тауэр, но суд так и не состоялся, а на Благовещение 1303 г. в честь победы над шотландцами Эдуард I велел освободить их. Большую часть обвинений сняли, а Уэнлок руководил аббатством до своей смерти в 1307 г.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Из жизни английских привидений"
Книги похожие на "Из жизни английских привидений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Волков - Из жизни английских привидений"
Отзывы читателей о книге "Из жизни английских привидений", комментарии и мнения людей о произведении.