Юлиан Саушкин - Москва. Географическая характеристика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Москва. Географическая характеристика"
Описание и краткое содержание "Москва. Географическая характеристика" читать бесплатно онлайн.
В 1937–1938 гг. была закончена вторая очередь строительства: от Смоленской площади линия метрополитена была доведена до Киевского вокзала, пройдя над Москвой-рекой по метромосту; от центра прошли две линии — к Курскому вокзалу и к поселку «Сокол».
Под землей уже складывался «пучок» радиальных линий метрополитена, расходящихся из центра города. Длина этих линий превысила в то время 26 километров. Великая Отечественная война не остановила строительства московского метрополитена. Сооружение новых линий метрополитена в условиях войны имело не только хозяйственное, культурное, но и оборонное значение. Во время налетов фашистской авиации туннели метрополитена превращались в многокилометровое глубокое подземное убежище. В огромном зале станции Маяковская в тяжелые дни Великой Отечественной войны, 6 ноября 1941 г., состоялось торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями Москвы, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. В 1943–1944 гг. открылись линии от Курского вокзала до Измайлова (в конце 1954 г. от Измайлова линия была продолжена до Первомайской) и от центра до автомобильного завода им. Сталина. Линия метрополитена впервые дважды прошла под руслом Москвы-реки. Длина линий метрополитена к концу Великой Отечественной войны достигла 40 километров.
Эти линии, радиально расходящиеся, соединили с центром города, а через него друг с другом, густо заселенные районы Москвы, фабрики и заводы, семь вокзалов, три парка культуры и отдыха (им. Горького, Сокольники, Измайловский им. Сталина), центральный стадион Динамо, вмещающий около 60 тыс. зрителей, множество театров, музеев, высших учебных заведений. В послевоенную пятилетку началось строительство четвертой очереди московского метрополитена: большой кольцевой линии (длиной в 20 км), которая соединила московские вокзалы, расположенные за Садовым кольцом.
Таким образом, отражая наземную географию города, подземная дорога приобрела радиально-кольцевой рисунок.
Первый отрезок Большого кольца — от Курского вокзала через Замоскворечье к Парку культуры им. Горького — вступил в строй в первые дни 1950 г.: большая дуга соединила две радиальные линии. Эта дуга дважды прошла под руслом Москвы-реки.
Протяженность линий московского метрополитена достигла 47,3 километра.
В начале 1952 г. было открыто движение на втором отрезке Большого кольца московского метрополитена, длиной 6,7 км — от Курского до Белорусского вокзала.
В марте 1954 г. было открыто движение по всему Большому кольцу: поезда пошли по последнему его участку — от Белорусского вокзала, через Киевский вокзал, к Парку культуры и отдыха им. Горького — длиной более 5 км.
Таким образом, протяженность линий столичного метрополитена достигла 60 километров двухпутной трассы. Большое кольцо соединило все радиусы метрополитена.
Дальнейший рост пассажирских перевозок московского метрополитена поставил также вопрос о переустройстве тех линий и станций в центре города, которые уже не стали справляться с новыми потребностями населения столицы.
5 марта 1953 г. начал свою работу новый Арбатский радиус метро протяжением около 4,5 км — от площади Революции до Киевского вокзала. Был сооружен новый туннель, который подошел к Киевскому вокзалу уже не над Москвой-рекой (по метромосту, как это было раньше), а под Москвой-рекой. На новом радиусе метро вместо прежних четырех подземных залов создано три (Арбатская, Смоленская, Киевская).
Свидетельством неустанной заботы партии и правительства о благе народа, о процветании Москвы является начатое строительство пятой очереди метро. От Большого кольца отойдут два больших радиуса: Фрунзенский и Щербаковский. Фрунзенский радиус (6,5 км) свяжет станцию Центральный парк культуры и отдыха им. Горького с юго-западным районом Москвы, где находится новое здание Московского университета. Щербаковский радиус (5,5 км) протянется от станции Ботанический сад до Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Пятая очередь метрополитена — это 12 км двухпутной трассы и 9 новых подземных станций: на Фрунзенском радиусе — Фрунзенская, Усачевская, Лужниковская, Ленинские горы, Университет; на Щербаковском радиусе — Ботанический сад, Рижская, Алексеевская, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка.
За два десятилетия работ по сооружению московского метрополитена техника строительства ушла далеко вперед. Например, энерговооруженность одного рабочего-строителя метро увеличилась в 2,5 раза по сравнению с предвоенными годами.
Московский метрополитен имеет большое экономическое, культурное и политическое значение. Линии метрополитена имеются во многих столицах зарубежных государств, но эти часто неблагоустроенные «подземки» сооружены для того, чтобы получить максимальную капиталистическую прибыль, выжать ее из народа.
Московский метрополитен сооружался и продолжает строиться не для прибыли, а для того чтобы удовлетворить потребность народа в самом удобном, быстром и красивом виде внутригородского транспорта.
Московский метрополитен характеризуется простором и красотой своих подземных станций, идеальной чистотой, наличием максимальных удобств для пассажиров, что выражается в хорошо продуманной системе эскалаторов (движущихся лестниц), входов и выходов, скамейках для ожидания поездов, мягких сиденьях в просторных вагонах, прекрасной вентиляции, обилии мягкого рассеянного света и т. д.
Все это соединяется с быстротой, с которой поезд переносит пассажира из одного конца Москвы в другой. Средняя техническая скорость поездов метрополитена в 1952 г. составила 41 км в час. За 23 минуты пассажир попадает от расположенного на юго-востоке Москвы автозавода им. И. В. Сталина до станции Сокол на северо-западе столицы. 22 минуты нужно для проезда от Киевского вокзала (на юго-западе Москвы) до Измайловского парка культуры и отдыха на северо-востоке города. Никакой другой транспорт, кроме метрополитена, не может так быстро «рассасывать» большие скопления народа: в течение короткого времени перевезти десятки тысяч зрителей со стадиона «Динамо», непрерывно принимать пассажиров с пригородных поездов (например на станции Комсомольская за день садится в поезда метрополитена около 200 тыс. человек), разгружать центральную часть города (три центральные станции метрополитена — Охотный ряд, площадь Свердлова и площадь Революции — пропускают более 700 тыс. пассажиров в день).
Московский метрополитен строила вся страна. Многие заводы Советского Союза дали московскому метро тюбинги, рельсы, эскалаторы, многообразное и совершенное оборудование. В подземных станциях-дворцах мы видим прекрасный поделочный камень — мрамор серо-голубого, желто-розового, белого, серого, красного, черного и других цветов — с Украины, Дальнего Востока, Средней Азии, Грузии, Армении, Урала, Сибири.
Подземные залы, переходы и наземные вестибюли московского метрополитена — своеобразные минералогические музеи, украшенные более чем пятьюдесятью видами мрамора и другого отделочного камня. Например, станция Комсомольская кольцевая отделана мрамором из четырнадцати месторождений Советского Союза. Белый мрамор Урала мы видим на станциях Комсомольская кольцевая, Смоленская (на новом Арбатском радиусе), Ново-Кузнецкая. Черный давалинский мрамор Армении привлекает внимание на станции Курская кольцевая. На станции Красные ворота глаз радует тёмнокрасный мрамор шрошинского месторождения в Грузии, а на станции Динамо — густокрасный мрамор из нижнетагильского месторождения (Урал). На станции Белорусская можно долго любоваться розово-фиолетовым мрамором из Бираканского месторождения на Дальнем Востоке.
Очень редким, дорогим русским камнем — малиновым орлецом (родонитом), нигде в мире не образующим таких скоплений, как на Урале, отделаны колонны подземного зала станции Маяковская.
Прекрасный камень станций московского метрополитена рассказывает о колоссальных богатствах недр Советского Союза, ранее мало известных, а после революции найденных и разведанных нашими геологами в горах Урала, Кавказа, Алтая, Сибири и Дальнего Востока; о новой советской горной промышленности, возникшей в годы великих пятилеток в тайге и в пустынях, высоко в горах и в ущельях горных рек; о новых дорогах, проложенных к месторождениям дорогого камня; о советских людях, которые добыли белый, розовый, черный, красный мрамор, тщательно отшлифовали и поставили его большие плиты в подземные дворцы столичного метро.
Труд и богатства всего Советского Союза соединились в роскоши московского метрополитена, и эта роскошь принадлежит всему народу, ею пользуются и любуются миллионы и миллионы советских людей. Блестящий отполированный камень различных цветов и оттенков, сталь и бронза, мозаика, скульптура, барельефы, цветное художественное стекло, фрески, керамика, фарфор, хрусталь, освещенные ярким светом, — все это великолепие не для немногих, а для миллионов, и не в дворцах, оставшихся от царизма, а на созданной советскими людьми для повседневной жизни подземной электрической внутригородской дороге.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Москва. Географическая характеристика"
Книги похожие на "Москва. Географическая характеристика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юлиан Саушкин - Москва. Географическая характеристика"
Отзывы читателей о книге "Москва. Географическая характеристика", комментарии и мнения людей о произведении.





