» » » » Сборник - История Гжатских деревень. Сборник


Авторские права

Сборник - История Гжатских деревень. Сборник

Здесь можно скачать бесплатно "Сборник - История Гжатских деревень. Сборник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сборник  - История Гжатских деревень. Сборник
Рейтинг:
Название:
История Гжатских деревень. Сборник
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Гжатских деревень. Сборник"

Описание и краткое содержание "История Гжатских деревень. Сборник" читать бесплатно онлайн.



Материалы научно-практической конференции. 7 декабря 2005 г.

Предложенный читателю сборник «История Гжатских деревень» содержит материалы одноименной научно-практической конференции, проведенной Объединенным мемориальным музеем 7 декабря 2005 года. Авторы проявили неподдельный интерес к изучению прошлого нашего края, систематизировали и обобщили некоторые сведения по истории населенных пунктов Гжатского уезда -Гагаринского района. Сборник предназначен для историков, педагогов, краеведов, для всех, кто интересуется историей нашего района.






 По рассказам старожилов, церковь была великолепная, видна была издалека, приход был богатый. В 1946 году так и не восстановленная церковь была взорвана по распоряжению председателя сельского Совета, обломки разбиты на кирпичи для строек. Старинное кладбище при церкви сравняли с землей, через него проложили дорогу. В начале 90-х годов вдоль дороги пытались сделать кювет, при этом были выворочены масса костей и надгробных плит. Местные «кладоискатели» находили здесь старинные медные и даже серебряные монеты. Рядом с дорогой сохранилась могила последнего священника церкви, заросшая кустами сирени; крест на могиле периодически окрашивается его потомками до сего времени.

 Описание храма с. Будаево и его причта приведены в книге А.Я. Иванова «Храмы и причты Гжатского уезда Смоленской губернии (XIX -начало XX века); в этой же книге имеется еще одно интересное сообщение: «г.5. с. Будаево - здесь 19 февраля 1889 года в семье Ивана Николаевича Сахарова (1849 - 1918, сына арзамасского священника) и Марии Петровны Домуховской (1862 - 1941, дочери Смоленского дворянина) родился Дмитрий Иванович Сахаров (1889 - 1961, впоследствии физик, автор популярного задачника по физике), отец всемирно известного ученого, изобретателя водородной бомбы, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова».

 Сам А.Д. Сахаров об отце пишет так: «Мой отец Дмитрий Иванович Сахаров ... родился 19 февраля ...1889 года в деревне Будаево Смоленской области, где у бабушки и дедушки был дом, оставшийся от бабушкиных родителей. В раннем детстве Митя (так звали папу в семье) почти все время жил в Будаеве».

 Вышеизложенный факт требует документального подтверждения.

 Послевоенное укрупнение территориально-административных единиц и колхозов коснулось и Будаевского сельского Совета. К нему были присоединены территории бывших Коробкинского, Петрецовского, части Столбовского и Батюшковского сельских Советов, и после укрупнения колхозов и совхозов к началу 60-х годов на землях Будаевского с/с располагались: совхоз «Величково» (ранее «Коммунарка»), колхоз «Путь к коммунизму» и часть колхоза им. Радищева. К началу 80-х годов земли колхоза им. Радищева отошли к Никольскому с/с, а немного позже колхоз «Путь к коммунизму» вошел в состав совхоза «Величково». И колхоз, и совхоз были на неплохом счету в вопросах производства различной сельхозпродукции, не пустовало ни клочка земли. В последние 10-15 лет в бывшем совхозе почти ничего нет, как после «литовского разорения» поля зарастают бурьяном и мелколесьем, распродана почти вся техника и сельхозинвентарь, разрушены животноводческие комплексы, мастерские, зерносушилки и зернохранилища. Имеющиеся несколько тракторов и автомашин используются для обработки огородов местных жителей, для заготовки дров зимой и для заготовки сена на продажу.

 В с. Будаево до 1983-1985 года располагался исполком сельского Совета и сельская библиотека, которые затем были переведены в дер. Мальцево, где располагалась контора совхоза «Величково». До начала 90-х годов на южной окраине села был большой животноводческий комплекс. До начала 60-х годов работала пилорама, молокоприемный пункт. В 70-80-е годы в Будаевской восьмилетней школе училось до 180 детей, в настоящее время - только 33. В эти же годы в личных подсобных хозяйствах будаевских жителей было более 30 голов крупного рогатого скота, много овец, свиней, домашней птицы. Кроме нескольких овец и коз да двух десятков голов птицы сейчас ничего нет. Да и постоянных жителей осталось не более 15 человек, в основном старики; проживают они в 8 домах, в остальных 27 домах - дачники из Москвы и Гагарина, проживающие «наездами» в основном в теплое время года. Мясомолочные и другие продукты жители приобретают или в дер. Мальцево в магазинах, или в приезжающих несколько раз в неделю в деревню автомагазинах.

 Зимой после непогоды дорога к селу бывает непроезжей, школьники, учителя и местные жители ходят по ней по колено, а то и по пояс в снегу.

 В деревне Мальцево, где сейчас центр Будаевской сельской администрации и контора акционерного общества «Величково», работают два магазина, клуб, библиотека, медпункт; один раз в неделю работает отделение связи, почта доставляется по деревне «оказией». Общественная баня не работает более 12 лет, разрушена.

 В связи с новыми реформами в административном делении в ближайшее время исчезнет и название Будаевской сельской администрации, и территория эта будет называться уже Мальцевское сельское поселение.

Деревни Покров и Мишино


В.А. Кононов, консультант аналитического отдела  информационно-аналитического управления аппарата  Администрации Смоленской области (г. Смоленск)

Деревни Покров и Мишино, находящиеся в 20 километрах от Гагарина, разделяет небольшая речушка. Граница условная, и не только для приезжих, но и для самих жителей оба этих населенных пункта давно являются одним целым.

 Некоторые данные по истории этих деревень содержатся в личном архиве И. И. Орловского (1869 - 1909), преподавателя Смоленского женского епархиального училища и известного историка-краеведа. На рубеже XIX -XX веков он рассылал письма сельским священнослужителям Смоленской губернии с просьбой дать краткое описание географии, истории и современного положения их приходов. Эти сведения в дальнейшем обрабатывались Орловским, описания многих сельских приходов вошли в его книгу «Краткая география Смоленской губернии» (1907), некоторые описания печатались в Смоленских епархиальных ведомостях, другие (в том числе, и анкета, заполненная священником Покровской церкви в 1903 году) так нигде и не были опубликованы. Сведения об истории образования в Михайловской волости, в которую входили села Покров и Мишино, можно найти также в отчетах губернского статистического комитета, в некоторых изданиях губернского земства и в работах активных деятелей земства (Ф. Ф. Шперк, М. В. Аксенов, Д. Н. Жбанков и др.)

 Село Покров, по словам священника Покровской церкви В. Абрютина, древнее, «по преданию народному существовало во время войны Литовской... (очевидно, имеются в виду войны Московского государства с Великим княжеством Литовским 1507-1508 и 1512-1522 гг. - прим. авт.)»; находилось в «дремучих лесах, которых тогда было много в данной местности». До 1776 года село принадлежало к Можайскому уезду и к Переславской и Дмитриевской епархии. «Население прихода кроме духовных лиц исключительно крестьяне, исповедания православного, <...> раньше было много раскольников», - писал В. Абрютин. Основными занятиями жителей были земледелие, льноводство, а также садоводство и разведение пчел. Немногие занимались торговлей: «...едут в села на ярмарки и базары, где сбывают деревянную посуду». Интересны сведения священника Покровской церкви относительно уровня жизни прихожан: «раньше жили зажиточно, и Покров считался хлебным местом, но с шестидесятых годов (XIX в. - прим. авт.) приход обеднел. Теперь считается порядочным хозяином тот, у кого есть свои семена на посев ржи и овса. Причина сему: во-первых, семейные разделы, во-вторых, неурожай хлеба. Братья часто и при жизни родителей делятся, а по смерти - непременно, значит, в заработки ходить некому».

 В селе имелась больница «с восемью кроватями, при ней врач, два фельдшера и акушерка». Вот как священник описывал нравы прихожан Покровской церкви: «Приход можно назвать религиозным: в воскресный день церковь полна молящихся», правда, «есть некоторые из пола мужчин, которые вовсе в церковь не ходят... Особых нравственных недостатков, кроме присущих простолюдинам - сквернословию и склонности к горячим напиткам, в приходе не замечается. К чести женского пола нужно сказать, что он ведет себя целомудренно. Отношение населения к школе сочувственное». Народное образование находилось в «отличном состоянии». На 24 селения волости с тремя тысячами жителей в 1903 году приходилось 4 школы (из которых 3 церковно-приходских и одна министерства народного просвещения) и две библиотеки (при министерской школе и при церкви). Кроме этого, еще шесть деревень и сел с населением около 700 человек нанимали своих учителей.

 В середине XIX в. школа здесь была одна и имела статус церковноприходской. Храм, где она находилась, был устроен в XVII в. В первый раз его перестроили в 1728 г., второй - в 1871 г. Церковь была деревянной, на каменном фундаменте, через пристройки с двух сторон имела вид креста. Состояла из двух частей: «теплой, оштукатуренной» и «холодной, оклеенной внутри парусиной и окрашенной масляной краской зеленого цвета». Снаружи храм был обшит тесом, однако «ризницей не богат».

 В церковно-приходской школе должны были изучаться чтение по славянской и гражданской печати, закон Божий, арифметика, русская история, русский язык, церковное пение. Однако, в связи с отсутствием квалифицированных учительских кадров, кроме закона Божьего и грамоты в школе с. Покров, ничего больше не преподавалось.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Гжатских деревень. Сборник"

Книги похожие на "История Гжатских деревень. Сборник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник

Сборник - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сборник - История Гжатских деревень. Сборник"

Отзывы читателей о книге "История Гжатских деревень. Сборник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.