Юрий Дьяков - У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен российской государственности. Исследования и документы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен российской государственности. Исследования и документы"
Описание и краткое содержание "У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен российской государственности. Исследования и документы" читать бесплатно онлайн.
Не раз судьба российской государственности в экстремальных условиях спасалась жертвенным подвигом народов ее населявших. И хотя новая эпоха в XXI столетии расставила уже совсем иные акценты, все же в 2012 г. представляется полезным напомнить обществу об исторических вехах, свидетельствовавших о непобедимости российского воинства, о неодолимости единения народов, удерживавших на протяжении веков державное место России среди народов мира. В 2012 г. – в Год российской истории – мы вспоминаем о 400‑летии преодоления Смуты 1612 г., о 200‑летии Победы в Отечественной войне 1812 г., о 70‑летии Сталинградской битвы… В реалиях XXI столетия, помимо общечеловеческих ценностей, у России есть и свои национальные интересы, которые она сумеет отстоять. В книге представлены исследовательские статьи по национальному вопросу, работы региональных историков, материалы «документальной коллекции академика И. И. Минца» посвященные подвигу защитников Сталинграда.
В 2008 г. Е. Е. Тармаханов и И. В. Гордина издали монографию[308], в которой была значительно расширена источниковая база, введено в научный оборот немало новых документов. Во введении дан научный анализ опубликованной литературы, указано, что в бурятоведческой исторической литературе специальной монографии по этой теме нет. В первой главе анализируется роль женщин в общественном производстве республики в годы войны, рассматриваются политика партийно-советских органов по вовлечению женщин в общественное производство и их высокая трудовая активность. Вопросы рассмотрены в тесной связи с состоянием народного хозяйства и культуры в годы войны; большое внимание уделено социальным сторонам проблемы. Монография выполнена в историко-сравнительном плане с другими регионами Сибири и всей страны.
Вопросы состояния и развития культуры Бурятии в период Великой Отечественной войны рассмотрены во втором томе «Истории Бурятской АССР». Том содержит главу «Развитие культуры Бурятии (1938–1955 гг.)», в которой отмечается, что в годы Великой Отечественной войны в развитии культуры произошли существенные изменения, усугубились трудности с кадрами и материальными средствами. Авторы показывают, как работники просвещения, в основном женщины и пенсионеры, имея огромную нагрузку, проводили большую работу, направленную на воспитание патриотических чувств и национальной солидарности, готовности в любой момент встать на защиту Родины. В школах не хватало учителей, поэтому каждый педагог вынужден был вести занятия по различным предметам, в результате чего снизился научно-методический уровень преподавания. Ухудшилось материальное обеспечение школ, хотя, как отмечается в работе, школам помогали промышленные предприятия и колхозы. В годы войны были внесены значительные изменения в учебные планы, в большей степени направленные на трудовое и патриотическое воспитание. Вопросы высшего образования, науки, литературы и искусства рассматриваются в работе весьма фрагментарно.
Появление работ А. П. Панчукова, Г. А. Дуриновой, В. Р. Бояновой[309] позволило начать разработку новых направлений по истории войны в республике. Во втором томе «Очерков истории культуры Бурятии»[310] в главе «Культура Бурятии в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» дана характеристика работы школ, учреждений культуры, науки, здравоохранения республики, показаны объективные трудности военного времени: недостаток учительских кадров, материально-технических средств, сокращение комплектности школ и другое. В годы войны сократилось число средних специальных и высших учебных заведений, был сокращен срок обучения в педагогическом институте, чтобы в кратчайшие сроки обеспечить школы учителями. За 1941–1944 гг. Бурятский пединститут выпустил всего 231 учителя, в основном это были девушки. В работе показано шефство промышленных предприятий и колхозов над школами, помощь учащихся Красной армии, большой интерес представляют материалы об учителях, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, таких как Ц. Н. Номтоев (ставший позже Героем Социалистического труда), Г. И. Бадашкеев, Д. Ш. Будаев, П. М. Матвеев, А. П. Петрова и многих других.
В военное время увеличение ассигнований на здравоохранение привело к значительному росту числа больниц и амбулаторий. Были открыты на базе школ и общежития пединститута госпитали для раненых солдат и офицеров. Школьники и студенты помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными фронтовиками. В главе приведены имена известных в республике врачей и медицинских сестер, самоотверженно, не считаясь со временем и здоровьем, трудившихся в госпиталях, больницах, амбулаториях, медпунктах.
В годы войны в Бурятии, как и во всей стране в целом, была перестроена общественно-политическая жизнь. В этот период в корне была изменена массово-политическая и культурно-просветительская работа, в первую очередь, ориентированная на воспитание патриотизма, реальное объяснение международной обстановки и событий на фронтах. Несмотря на трудности военного времени, в г. Улан-Удэ работал Государственный институт, языка, литературы и истории (ГИЯЛИ), преобразованный затем в Бурят-Монгольский научно-исследовательский институт культуры и экономики (НИИКЭ). Была издана работа Ф. А. Кудрявцева о боевых традициях бурятского народа, увидел свет труд П. Т. Хаптаева «Краткий очерк истории бурятского народа», в котором освещается жизнь бурят с древнейших времен и их борьба за независимость с XVII в. Были также опубликованы брошюра Л. А. Петрова «Доржи Банзаров – первый бурятский ученый», сборник улигеров известного народного сказителя А. Тороева; бурятский героический эпос «Гэсэр» под редакцией Ц. Галсанова. Бурят-Монгольский научно-исследовательский институт культуры и экономики имел тесные связи с другими научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями. Научными исследованиями в области краеведения занимались республиканский музей истории и Кяхтинский краеведческий музей.
Литераторами Бурятии были созданы значительные произведения: поэмы «Четыре года» Ж. Тумунова, «Павел Балтахинов» Ц. Галсанова, повесть «Луч победы» и пьесу «Кнут тайши» Х. Намсараева, пьесы «Рыбаки Байкала» и «Бабжа-Барас батор» Н. Балдано, «Снайпер» и «Сын полка» Г. Цыдынжапова. Получил развитие жанр рассказа, особенно в работах Ж. Тумунова, создавшего такие произведения, как «Горячее сердце», «Отец и сын», «Лейтенант Саханаев» и другие. Цикл произведений, исполненных патриотических чувств, был создан композиторами П. Берлинским, Б. Ямпиловым, Д. Аюшеевым, Ж. Батуевым.
Плакатная мастерская Бурят-Монгольского государственного газетного издательства выпустила за годы войны 170 номеров «Агитокон», 50 плакатов. Художниками был создан ряд картин, отражавших патриотический подъем трудящихся, героические будни фронта и тыла. Старейший художник Бурятии, заслуженный деятель искусств РСФСР Ц. Сампилов создал яркие патриотические полотна «Колхозные кони для фронта», «Агитатор на полевом стане», «Рейд гвардейской конницы в тыл врага», «Подарки на фронт», «Зимняя атака гвардейцев». Некоторые из них Ц. Сампилов написал после поездки на фронт в составе делегации республики, отвозившей подарки бойцам. Заслуженный деятель искусств Р. Мырдыгеев создал галерею портретов: легендарного снайпера Ц. Доржиева, Героя Советского Союза Ж. Тулаева, знатного комбайнера Т. Цырендоржиева, им были написаны картины «Разрешите на фронт», «Фашистам нет места», «Интересный рассказ». Заслуженный деятель искусств, фронтовик А. Тимин написал картины «Руки вверх!», «Захват фашистского штаба», «Фашистские мародеры», создал ряд портретных зарисовок советских воинов.
Великая Отечественная война, конечно, внесла изменения в творческие планы работников искусства Бурятии. В это время в республике работали Государственный бурятский музыкальный драматический театр, Государственный русский драматический театр, Театр юного зрителя, Русский драматический театр в г. Кяхте, Бурятский колхозно-совхозный театр и филармония, а также эвакуированный в г. Улан-Удэ из Харькова Русский драматический театр. На сценах театров ставились пьесы на военно-патриотические темы; коллективы театров и филармоний выступали с концертами перед рабочими, колхозниками, служащими, раненными бойцами, лежавшими в госпиталях, и выезжали на фронт в составе концертных бригад. Так, в начале 1943 г. концертно-балетный ансамбль бурятского музыкально-драматического театра совершил трехмесячную поездку по Дальнему Востоку, выступая перед воинами Забайкальского и Дальневосточного фронтов, моряков Тихоокеанского флота. В 1945 г. бригада артистов из Бурятии выезжала на восточный фронт и дала 22 концерта. Артисты фронтовых концертных бригад были награждены медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией».
Авторы «Очерков истории культуры Бурятии» отмечают, что в целом в годы Великой Отечественной войны культура Бурятии развивалась успешно и выполнила задачи, поставленные временем, способствовала мобилизации населения республики на решение проблем военного времени, на ратные и трудовые подвиги.
Общественно-политическая жизнь Бурятии периода войны представлена в монографиях Б. С. Санжиева и Б. В. Базарова[311]. В работе С. В. Балдано[312] подчеркнуто, что годы войны стали важным этапом в творческом и идейном росте художественной интеллигенции Бурятии. Впервые была поставлена проблема взаимоотношений художника и власти. Властные структуры активно стремились поощрять развитие национальной культуры в регионе, но под строгим контролем идеологических органов. Автор подчеркивает, что военные годы были заполнены мероприятиями идеологического характера, подавляющее большинство принимавшихся тогда партийных и государственных решений по вопросам культуры своим содержанием выходили на идеологию. Художественная интеллигенция выступила выразительницей дум и чаяний народа, его нравственных черт и духовных ценностей. Актуальность проблематики, публицистичность и обостренная гражданственность подхода к изображению жизни характеризуют литературу и искусство Бурятии в годы войны.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен российской государственности. Исследования и документы"
Книги похожие на "У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен российской государственности. Исследования и документы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Дьяков - У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен российской государственности. Исследования и документы"
Отзывы читателей о книге "У всякого народа есть родина, но только у нас – Россия. Проблема единения народов России в экстремальные периоды истории как цивилизационный феномен российской государственности. Исследования и документы", комментарии и мнения людей о произведении.