Авторские права

В Орлов - ГЖАТСК

Здесь можно скачать бесплатно "В Орлов - ГЖАТСК" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Смоленское книжное издательство, год 1957. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
ГЖАТСК
Автор:
Издательство:
Смоленское книжное издательство
Жанр:
Год:
1957
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ГЖАТСК"

Описание и краткое содержание "ГЖАТСК" читать бесплатно онлайн.



Авторы данной работы ставят себе целью изложить в популярном виде историю города Гжатска с момента его основания и до настоящего времени в неразрывной связи с историей страны, сказать о достигнутых успехах тружеников сельского хозяйства района и кратко охарактеризовать те условия, благодаря которым район вышел на первое место в Смоленской области.

Работа рассчитана на широкий круг читателей и ни в какой мере не претендует на научное исследование.






Более поздние историки Гжатска К. Богусловский и В. Никитин еще в конце прошлого века показали несостоятельность этих утверждений. Основываясь на Указе Петра I об официальном открытии Гжатской пристани для навигации в 1719 году, они сочли этот год исходной точкой истории Гжатска {См. Богуславский К. и Никитин В. Город Гжатск и его уезд. Историко-статистический очерк, Смоленск, 1900}. Этот вывод, на наш взгляд, также ошибочен потому, что он игнорирует самый процесс основания Гжатска, то есть процесс исследования реки, строительства пристаней, поселка, рождения судостроительных верфей, в ходе чего проявлена была большая созидательная работа трудящихся местного края. Указ Петра об открытии пристани завершал собою, таким образом, целый этап рождения Гжатской слободы. Поэтому датой основания Гжатска следует считать не 1705 год и не 1719, а октябрь 1715 года.

Основав Гжатскую пристань, правительство Петра I стало заботиться о заселении ее ремесленниками и купцами, без которых немыслимо было функционирование и развитие пристани, как одной из баз снабжения товарами Петербурга. Правительство освободило жителей пристани от воинского постоя и от уплаты некоторых казенных податей.

Несмотря на указ Петра I о льготах и преимуществах поселившихся в этом районе, охотников селиться было мало. Тогда Петр прибегнул к такому методу заселения этого края, к которому вполне можно отнести указание В. И. Ленина о том, что Петр I ускорял заимствование у Запада всего передового, «не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства» {В. И. Ленин. Соч., т.27, стр. 307}.

Тайным предписанием Петра «языкам» (доносчикам) приказано было написать донесенья на некоторых из богатых купцов, обвинив их в различного рода «беззаконных делах». Всех «виновников» арестовали, посадили в ямы {Ямой в прежнее время называли тюрьму, в частности долговую тюрьму.} и не выпускали из-под ареста до тех пор, пока они не давали подписки о переезде в Гжатскую пристань. Так уже через два года после основания пристани здесь появилось свыше двух десятков богатых купеческих семейств из Твери, Калуги, Вязьмы, Можайска, Боровска, Волоколамска, Вереи и других городов, которые и положили начало развитию оживленной торговли {Географический лексикон Российского государства, сочиненный Федором Полуниным. Москва, 1773, стр. 542.}. В период же строительства Ладожского канала, которое началось в 1718 году, в его район прибыл первый гжатский хлебный караван на 50 барках.

На строительстве канала ощущался в этот момент острый недостаток продовольствия. Его строители буквально голодали. Гжатский караван спас от голода огромное число рабочих. Обрадованный Петр, по преданию, щедро наградил гжатских купцов — хозяев каравана и заявил им, что отныне он будет считать Гжатск «житницей Петербурга».

В знак своего особого расположения к жителям Гжатской слободы Петр I приказал построить здесь небольшой дворец, который и был возведен на левом берегу реки Гжати, на полуострове, образуемом изгибом реки. Дворец — дубовый одноэтажный дом с мезонином — стоял в прекрасной кленовой роще. Он был украшением Гжатска почти до середины прошлого столетия {«Мирское слово» № 14, 1872, а также «Вечерняя газета» №69, 1872 (Петр I лично сам никогда в этом дворце не был).}. В конце 40-х годов XIX века, когда дворец обветшал, городская дума продала его мельнику, которому понадобился дуб для водяной мельницы.

Гжатская пристань за короткое время действительно превратилась в главный отпускной порт всей восточной части Смоленской, западной части Московской губерний, всей Калужской провинции и других районов страны {Петр I все эти районы, как и некоторые другие, с самого начала рассматривал как базы снабжения Петербурга хлебом и другой сельскохозяйственной продукцией с помощью Гжатской пристани. В указе Петра от 11 ноября 1719 года «Об открытии Гжатской пристани и о переводе на оную торжков из Можайского уезда» перечисляются следующие города, находящиеся на сравнительно близком расстоянии от Гжатска и способные, по замыслам Петра, доставлять к Гжатску хлеб: Верея, Боровск, Калуга, Мещевск, Серпухов, Мосальск, Серпейск, Алексин, Таруса, Оболенск, Малый Ярославец, Мценск, Чернь, Тула, Орел (см. Полное собрание законов Российской империи, 1830, т.V, стр. 753).} Хлеб, доставленный в Гжатск речным путем (Окою, Угрою, Ворею) и гужевым транспортом из разных мест России, а также с Украины, грузился на барки и большими караванами направлялся в быстро растущую северную столицу.

Уже со времени Петра I Гжатская пристань служила также важнейшей базой по заготовке провианта для войск, квартировавших в Петербурге. Ежегодно зимой комиссионеры провиантского ведомства закупали здесь большое количество хлеба, овса и отправляли в Петербург.

Не раз эта обязанность по заготовке и поставке провианта Петербургскому гарнизону возлагалась на смоленского губернатора {Так в 1810 году смоленский губернатор должен был поставить через Гжатскую пристань 100 тысяч четвертей муки, 1686 четвертей круп, 183 711 четвертей овса (Журналы комитета министров, т. I, СПб, 1888, стр. 417)}.

Кроме хлеба, овса, в новую столицу доставлялось отсюда масло, сало, пенька, лен, льняное семя, кожи и другие сельскохозяйственные изделия. Следовательно, Гжатск становился важнейшим «кровеносным» сосудом, питавшим Петербург из глубин России многими сельскохозяйственными предметами.

Возникновение на Гжати судоходства и строительство пристаней вызвало к жизни разные отрасли промышленности, а следовательно наложило отпечаток на экономику местного края. В гжатских селениях, находившихся на берегах Гжати или вблизи ее, и в первую очередь на самой Гжатской пристани, выросло судостроение. Суда строились в Субботниках, Златоустове, Пуркееве, Чернейках, Храмцове и других селах и деревнях . Повсюду шло почти круглый год строительство плоскодонных без киля судов, получивших название барок. Это были сравнительно крупные суда, имевшие обычно 36 метров длины, 8 метров ширины (с осадкой в воде до 70 сантиметров) и поднимавшие до 8 тысяч пудов груза.


Река Гжать. 1909 год.

На Гжатских пристанях, как и Бельской, Поречской, с самого начала заведен был обычай строить судно только для одной поездки. Барка, отправленная в Петербург, обычно не возвращалась обратно, а разбиралась на дрова. Обилие леса на Гжати и в соседних районах намного удешевляло строительный материал. Местные помещики в условиях развивающихся товарно-денежных отношений легко шли на продажу леса и всегда были готовы к услугам купцов. Возвращение судна в этих условиях обходилось бы дороже, нежели строительство новых судов.

Но если бы даже возвращение судна обходилось дешевле, оно было бы почти невозможно из-за короткой навигации. Суда здесь водили лишь по весенним водам, сразу же по вскрытии льда. Уровень воды до 5 метров, позволявший пройти судам, держался не более 10 дней. Малейшее запоздание с доставкой грузов наносило большой ущерб. Ввиду мелководности Гжати во многих местах ее сооружались временные плотины, а также затоны для зимовки судов.

Несмотря на кратковременность сплава, ежегодно со стапелей Гжатских пристаней сходило в первой четверти XVII века до 1200 и даже до 1500 судов {Соловьев. Я. Сельскохозяйственная статистика Смоленской губ. М. 1855, стр.490.}. Это свидетельствует о большом торговом значении, которое приобретала Гжатская пристань уже в самом начале своего развития.

Мы не располагаем данными о числе местных крестьян, занятых в судостроении, но число это было, по-видимому, значительным, так как им занимались целые деревни. Таких деревень было свыше десятка. Даже в прошлом веке, когда судостроение на Гжатской пристани резко сократилось, плотничье ремесло в уезде оставалось по-прежнему популярным.

С судостроением тесно связан кузнечный промысел, который давал дополнительный доход значительной группе государственных и крепостных крестьян. В Гжатской слободе и окрестных селениях появилось много кузниц, где выковывались главным образом гвозди и другие металлические предметы, нужные для изготовления барок. Сырье в кузницы доставлялось с тульских, а позже калужских железоделательных заводов.

Одновременно с мелкой промышленностью здесь начали возникать мануфактуры. Они создавались обычно гжатскими купцами, накопившими капиталы на поставках хлеба и других сельскохозяйственных продуктов, или разбогатевшими крестьянами и ремесленниками. Мануфактуры эти основывались, как правило, на вольнонаемном труде и представляли собой капиталистический тип предприятия.

В июле 1722 года житель Гжатской слободы Алексей Жуков «с товарищи» основал кожевенную мануфактуру, на которую были присланы, по его ходатайству, 10 мастеров-кожевников, обучившихся изготовлять кожи «по иноземческому мастерству» в Петербурге {Материалы по истории крестьянской промышленности XVII и первой половины XIX веков (Документы), ч.I, изд. Академии наук СССР, 1935, стр.2-3, а также Заозерская Е.И., Мануфактура при Петре I, изд. Академии наук СССР, 1947, Приложение, стр.177.}.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ГЖАТСК"

Книги похожие на "ГЖАТСК" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В Орлов

В Орлов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В Орлов - ГЖАТСК"

Отзывы читателей о книге "ГЖАТСК", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.