» » » Ирина Шумская - Шедевры нашей старины


Авторские права

Ирина Шумская - Шедевры нашей старины

Здесь можно скачать бесплатно "Ирина Шумская - Шедевры нашей старины" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Архитектура, издательство Харвест, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Шумская - Шедевры нашей старины
Рейтинг:
Название:
Шедевры нашей старины
Издательство:
Харвест
Год:
2014
ISBN:
978-985-18-2946-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Шедевры нашей старины"

Описание и краткое содержание "Шедевры нашей старины" читать бесплатно онлайн.



Беларусь богата памятниками истории и культуры. Они поражают своим разнообразием и самобытностью, удручают бесхозяйственным отношением к себе со стороны властей и местных жителей. А ведь именно они представляют собой материальную квинтэссенцию исторического прошлого народа, без которого невозможно выстроить успешную проекцию в будущее. Автор книги увлекательно рассказывает о наиболее интересных архитектурных памятниках нашего Отечества.






А одна из самых популярных легенд гласит, что однажды в языческие времена жители Пинска увидели невероятное зрелище. По реке Припять прямо под стены города подплыли несколько каменных крестов. Мало того что кресты держались на поверхности воды и не тонули, так они ещё и плыли против течения вверх по Днепру, а затем по Припяти до древнего Турова, бывшего некогда столицей отдельного княжества.

В «Повести временных лет» Туров впервые упоминается под 980 годом: «бе бо Рогволод перешел из заморья имяше волость свою Полотьске, а Тур Турове, от него же Туровици прозвашаяся». Город был основан на месте слияния двух притоков Припяти, которая, в свою очередь, впадает в Днепр, ведущий к Чёрному морю. Этот речной путь был известен ещё викингам, использовавшим его для активной торговли с Константинополем. Это был крупный экономический, политический и культурный центр на юге современной Беларуси.

Относительно происхождения названия выдвинуто несколько версий: то ли оно пошло от дикого быка тура, то ли — от штурмовой башни (туры) или же от бога язычников-викингов — Тора. Но все-таки наиболее вероятна летописная версия, по которой своё название город унаследовал от имени основателя — князя Тура.

Считается, что в 1005 году в городе была основана первая на полесских землях христианская епархия. Хотя историк Николай Ермолович датирует её формирование ещё раньше — 991–992 гг. В XI веке было создано рукописное Туровское евангелие — один из древнейших памятников славянской письменности. А возле старинного кладбища находился Борисоглебский монастырь. Археологи раскопали здесь каменный саркофаг, в котором, кроме останков мужчины, были обнаружены длинные золотые нити, возможно, от золототканого епископского омофора. Предполагается, что это захоронение легендарного просветителя Кирилла Туровского.

Городище в Турове с фундаментом древнего храма

Интерес туристов вызывают и самопроизвольно растущие из-под земли каменные кресты. Кроме того, в здешних окрестностях находится уникальный природный объект — Туровский луг, который весной превращается в окруженную водой сеть островов, являющихся местами обитания редких видов птиц.

На юго-востоке Белорусского Полесья, на правом холмистом берегу реки Припять, расположен ещё один из старейших городов Беларуси — Мозырь. Эта местность давно конкурирует с Логойщиной за право именоваться «белорусской Швейцарией». Причиной тому — холмистый рельеф Мозырской гряды, где разница в перепаде высот достигает 30 метров.

Первые упоминания о Мозыре относятся к 1155 году и содержатся в Ипатьевском списке (список — значит рукописная копия с добавлениями от переписчика) «Повести временных лет». Юрий Долгорукий — князь Ростово-Суздальской земли в середине XII века вел борьбу за киевский престол с внуком Владимира Мономаха Изяславом Мстиславичем. Для успеха этой борьбы он заключил союз с черниговскими князьями Изяславом Давыдовичем и Святославом Ольговичем. Завладев Киевом после упорной борьбы, Юрий Долгорукий в благодарность за поддержку, оказанную Святославом, передал ему Мозырь.

Откуда вообще взялось название Мозырь? Здесь, как и в случае с Туровом, рассматривается несколько версий. Одни исследователи берут за основу тюркское слово «мосар» (гора, курган), другие утверждают, что Мозырь созвучен древнескандинавскому слову «мосыр», т.е. сырое место (город расположен в пойме на самом берегу Припяти). Поскольку рядом с Мозырем проходил по Днепру оживленный торговый путь из Балтийского моря в Чёрное, то вполне возможно, что викинги «наследили» здесь и топонимически, и генетически.

Находясь на линии важных международных маршрутов, Мозырь неоднократно подвергался набегам и разрушениям со стороны татаро-монголов, крымских татар, московских дружинников.

С середины XIV века город вошёл в состав ВКЛ. В 1577 году король Стефан Баторий подписал грамоту, по которой Мозырю предоставлялось Магдебургское право и был дарован герб. В 1609 году король Сигизмунд III повелел этот герб видоизменить — оттуда исчез щит с буквой «S» (символ Стефана Батория).

Панорама Мозыря на старом снимке

После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Мозырь оказался под властью Российской империи и превратился в периферийный городок.

Самой интересной достопримечательностью города является уменьшенная копия мозырского замка, который находится в историческом центре города. Первое летописное упоминание о Мозырском замке относится к 1519 году, когда король Сигизмунд I продал его магнату Альбрехту Гаштольду. Замок, на территории которого находились дворец, жилые и хозяйственные постройки, церковь Святого Спаса, колодец, три башни, выполнял оборонительные функции. В 1576 году он был перестроен: территория значительно расширилась, на ней располагались уже пять башен. С тех пор замок условно делился на Старый и Новый.

В середине XVII века Мозырь стал одним из значительных центров антифеодальной борьбы жителей Полесья. По приказу Виленского воеводы князя Януша Радзивилла в январе 1649 года, после взятия его шляхетским войском, замок был сожжён. С этой поры он утратил своё оборонительное значение и больше не восстанавливался.

На данный момент декоративное оформление исторического центра представляет собой уникальную экспозицию с ландшафтной зоной и архитектурно-планировочной застройкой, где проводится множество увлекательных мероприятий, интересных для людей всех возрастов.

А погулять от души полешуки любят. Недаром международный кулинарный фестиваль «Мотальскiя прысмакi», основанный в полесской деревеньке Мотоль в 2008 году, стремительно набирает популярность у визитёров из самых разных уголков мира.

Говоря о загадках Полесья, нельзя не упомянуть и о том, что именно оно является родиной сказочного Змея Горыныча, похождения которого хорошо нам известны с детства.

В полесских деревнях рассказывают о том, как однажды в стародавние времена в небольшое селение, расположенное на маленьком болотном островке между реками Припять и Горынь, заявился чужак со своей дружиной. В селище людей было мало, так что разбойник легко захватил островок и уничтожил всех его местных жителей. Подельники обнесли селище дубовым частоколом и оттуда устраивали разбойничьи набеги. Место для лагеря было удобное: по Припяти и Горыни в те времена плавали ладьи торговцев. Предводитель разбойников был жаден, подати с купцов за свободный проезд не собирал, а всегда отбирал всё. Людей же убивал. За такой скверный характер прозвали его Змеем, а островок, на котором он поселился со своей дружиной — Змеиным Поселищем. Так бы и сидеть разбойнику там до скончания века, пока желающие отомстить за злодеяния хитростью не заманили его в ловушку, а селище не сожгли дотла. Пламя взмывало почти до самого неба, потому и получила река, огибающая островок, своё имя — Горынь. А бандит, который до той поры был просто Змеем, вошел в предания уже как Змей Горыныч.

Также полесские сказители утверждают, что у Горыныча было два сына, которые вместе с ним командовали дружиной. И были они все в отца — такие же жестокие и жадные, за что их называли Змеенышами, а то и Змеиными Головами. Вот и получился в сказаниях Змей не просто Горыныч, но еще и Трёхглавый. Почему же на месте отрубленной головы у Змея сразу вырастала новая? Полешуки объясняют это тем, что кроме сыновей у Змея были ещё и наёмники, справиться с которыми было намного сложнее, чем с самим Змеем. Этим же объясняется и дань Змею в виде юных девиц, с которыми любили развлекаться разбойники.

В общем, где в полесских преданиях правда, а где вымысел — разобраться непросто. Ясно одно — чтобы в полной мере проникнуться духом этого неповторимого края, необходимо совершить туда путешествие.

Глава 18.

САМЫЕ КУЛЬТОВЫЕ МЕСТА БЕЛАРУСИ

Жители белорусских земель издавна славились отсутствием религиозной нетерпимости и лояльным отношением к представителям самых различных вероучений. Это подтверждают и многочисленные памятники культовой архитектуры, дошедшие до наших дней. Кроме широко распространённых церквей и костёлов, в Беларуси можно встретить кальвинистские сборы и лютеранские кирхи, молельные дома староверов и евангелистов, мечети и синагоги, кришнаитские храмы и языческие капища. О наиболее интересных действующих объектах такого рода и пойдёт речь ниже.

СОФИЙСКИЙ СОБОР

В городе Полоцке, расположенном в устье речки Полоты, впадающей в Западную Двину, всё дышит историей. И немудрено, ведь именно здесь в период существования Полоцкого княжества зарождались основы будущей белорусской государственности. А величественный Софийский собор, возведённый тут с 1044 до 1066 гг., в период правления легендарного Всеслава Брячиславича по прозвищу «Чародей», является одной из древнейших христианских святынь Беларуси.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Шедевры нашей старины"

Книги похожие на "Шедевры нашей старины" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Шумская

Ирина Шумская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Шумская - Шедевры нашей старины"

Отзывы читателей о книге "Шедевры нашей старины", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.