Отто Коцебу - Путешествия вокруг света

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Путешествия вокруг света"
Описание и краткое содержание "Путешествия вокруг света" читать бесплатно онлайн.
Это издание из серии «Великие путешествия» знакомит отечественного читателя со знаменитым российским путешественником и мореплавателем Отто Евстафьевичем Коцебу (1788—1846). Две кругосветные экспедиции, проходившие под его руководством, стерли с карты Земли множество «белых пятен»: были открыты несколько архипелагов, сотни больших и малых островов, сделаны тысячи ценнейших научных измерений, выполнены зарисовки обитателей тех далеких земель, куда проникла российская экспедиция, собрана огромная коллекция «заморских» диковинок. Коцебу оставил потомкам подробное описание открытий, трудностей, опасностей и приключений, которые выпали на долю экипажей его суден за годы кругосветных походов…
…Когда рано или поздно людям станет доступна телепортация, радость путешествия будет утрачена окончательно. Впрочем, уже сейчас мы путешествуем только ради созерцания, а не ради открытий. Комфорт и безопасность выхолостили самую суть стремления к неизведанному, а экстремальные ситуации – если и есть – создаются дополнительными усилиями…
То ли дело двести лет назад! Только один Отто фон Коцебу открыл 399 островов. И только в Тихом океане. А ведь были в его кругосветных плаваниях еще Атлантический и Индийский океаны, заливы, проливы и многое-многое другое…
Коцебу везло в жизни. И когда его отец, известный драматург Август Коцебу, в восемь лет определил сына в Петербургский кадетский корпус. И когда овдовевший Коцебу-старший выбрал в жены сестру самого Ивана Федоровича Крузенштерна. И когда Отто, уже будучи капитаном корабля «Рюрик», во втором кругосветном плавании, в шторм успел схватиться за канат и чудом спасся от волны, уже собиравшейся смыть его за борт.
Пусть юноша так и не стал армейским офицером, зато именно в кадетском корпусе понял, что его призвание – море. Пусть он рано лишился матери, зато мачеха оказалась сестрой великого мореплавателя, который похлопотал за юношу и взял его, пятнадцатилетнего, в кругосветное плавание на шлюпе «Надежда» – первое в России.
Впрочем, везение – не более чем шанс. Отто был первоклассным моряком, глубоко изучившим морское дело. И дело это во все времена подразумевало риск – и немалый, особенно, когда речь шла о кругосветных плаваниях, и без везения моряку пришлось бы совсем тяжко.
Отвага Коцебу – не бездумная удаль. Отто Евстафьевич умел сочетать ее с точным расчетом и тщательной подготовкой. Он был готов рисковать – и, если надо, то и собственной жизнью. Однако прекрасно понимал: экспедиция – не его личное дело, на нем лежит ответственность за судьбу вверенного ему корабля и жизнь членов экипажа. А еще Отто Коцебу обладал научным складом ума: например, он первым высказал догадку, что в древности материки Евразия и Америка были соединены перемычкой, и талантом писателя. И потому его книги, словно хорошее вино, со временем становятся еще лучше, приобретают новый, особенный вкус…
Электронная публикация книги О. Е. Коцебу включает полный текст бумажной книги и некоторую часть иллюстративного материала. Но для истинных ценителей эксклюзивных изданий мы предлагаем подарочную классическую книгу с исключительной подборкой иллюстраций: большая часть из публикуемого выполнена очевидцами и участниками экспедиций О. Е. Коцебу и до сих пор была недоступна современному российскому читателю. Иллюстрации и текст сопровождает множество комментариев и объяснений, в книге прекрасная печать, белая офсетная бумага. Это издание, как и все книги серии «Великие путешествия», будет украшением любой, даже самой изысканной библиотеки, станет прекрасным подарком как юным читателям, так и взыскательным библиофилам.
Братом Кристины (у которой, кстати, сложились хорошие отношения с пасынком) был Иван Крузенштерн – тот самый, знаменитый мореплаватель. Иван Федорович как раз готовился к первой в истории российского флота кругосветной экспедиции. Должен ли в ней участвовать юноша пятнадцати лет от роду, не имеющий должной подготовки и, по сути, не знающий морского дела? Вообще-то нет. Но Крузенштерн похлопотал за своего родственника, и тот был зачислен юнгой-добровольцем в экипаж корабля «Надежда». Это и был тот шанс, который представился Отто Коцебу. И он им сполна воспользовался.
Впоследствии И. Ф. Крузенштерн, вспоминая о Коцебу, писал: «В весьма молодых летах сопутствовал он мне, будучи кадетом, на корабле “Надежда”, и в сем путешествии положил весьма хорошее основание к познаниям по той службе, которой решился себя посвятить».
Похвала отнюдь не была дежурной. Было трудно, иногда очень трудно – но лучшей школы для моряка придумать невозможно. Юнга Коцебу учится наблюдать и описывать свои наблюдения, постигает астрономию и навигацию на практике, а не по книгам. И, что самое главное, он учится жизни в команде и извлекает из трехлетнего плавания важнейший урок: матрос – это не бездушная машина для выполнения приказаний, это человек, а значит, будущему офицеру нужно понимать и знать матросские нужды и привычки.
Вскоре после возвращения «Надежды» на родину в 1806 г. Отто Коцебу получил первый офицерский чин – мичмана, через пять лет он стал лейтенантом. Восемь лет он живет как обычный русский морской офицер невысокого ранга – служит на флоте, командует небольшими кораблями на Балтике и Белом море.
Тем временем в 1814 г. Иван Крузенштерн подал на рассмотрение проект новой русской кругосветной экспедиции, главной целью которой было отыскание северо-западного прохода – пути из Тихого в Атлантический океан в обход Американского континента с севера. Идея эта давняя: еще в 1765–1766 гг. правительством была организована экспедиция под руководством Василия Чичагова (будущего адмирала), однако из-за тяжелых непроходимых льдов успехом она не увенчалась.
Проект Крузенштерна пришелся по душе графу Николаю Петровичу Румянцеву – государственному деятелю, известному меценату и покровителю науки. Румянцев выделил средства, после чего на верфи в Або был заложен «Рюрик» – небольшой трехпушечный бриг водоизмещением 180 тонн. Его командиром и начальником экспедиции был назначен Отто Евстафьевич (это отчество он получил при переходе в православие) Коцебу.
Поскольку экспедиция на «Рюрике» снаряжалась на частные средства, никаких других целей, кроме научных, перед ней не ставилось и другими заданиями она не отягощалась. Главной задачей Отто Коцебу и его товарищей было, как уже отмечалось, отыскание северо-западного прохода, его тихоокеанского (западного) и атлантического (восточного) начал.
Второй по важности целью экспедиции было открытие новых и уточнение положения уже открытых островов в Тихом океане и обследование районов, еще не посещавшихся мореплавателями. Кроме того, вне привязки к конкретным географическим объектам, члены экспедиции должны были проводить определения склонения магнитной стрелки, измерения температуры океанической воды на поверхности и глубине, определения ее плотности и др.
30 июля 1815 г. «Рюрик» покинул Кронштадтский рейд. Описания всех событий, открытий и наблюдений за три года хватит на целую книгу – которую, собственно, и написал Отто Коцебу. Потому здесь мы остановимся на самом главном.
Непосредственно выполнение исследовательской программы началась в Тихом океане. В районе полинезийского архипелага Туамоту были открыты несколько атоллов и уточнены координаты других островов, обнаруженных в XVI–XVIII вв. В Микронезии Коцебу открыл восточную гряду Маршалловых островов (цепь Ратак) и узнал о существовании в этом архипелаге западной гряды (цепь Ралик). Вместе с участвовавшим в экспедиции писателем, поэтом и естествоиспытателем Адельбертом Шамиссо (француз по национальности, он с начала XIX в. жил в Пруссии) Отто Коцебу провел подробные этнографические исследования обитателей Маршалловых островов – что было новым словом в науке. Равно как и вывод, сделанный Шамиссо после анализа полинезийских и микронезийских языков, – они родственны малайским, что было серьезным доводом в пользу теории азиатского происхождения полинезийских народов.
В июне 1816 г. «Рюрик» прибыл в Петропавловск. Здесь экспедицию покинул лейтенант Захарьин, здоровье которого ухудшалось с каждым днем. На бриге осталось всего два офицера – включая командира. Это значило, что отныне Отто, кроме исполнения обязанностей начальника экспедиции и капитана корабля, был вынужден нести вахтенную службу за отсутствующего офицера. Провести такое сверхдлинное плавание «в два офицера» – тяжелейшая задача, тем не менее русские моряки с ней справились.
В конце июля «Рюрик» вошел в Берингов пролив. Отсюда экспедиция приступила к выполнению своей главной задачи. Пройдя вдоль северо-западного побережья Аляски, члены экспедиции подробно описали более 300 миль его береговой линии, нанесли на карту бухту Шишмарева и остров Сарычева. А 1 августа Отто Коцебу, как ему показалось, нашел что искал. Однако затем стало ясно, что перед моряками открылся не пролив, а пусть глубоко вдающийся, но все же только залив. Он был назван в честь Отто Коцебу и носит это название и по сей день.
Дальнейшие исследования у берегов Аляски было решено перенести на лето следующего года. «Рюрик» повернул в сторону тропической части Тихого океана; в марте 1817 г. корабль вновь отправился на север. А 13 апреля, на пути к острову Уналашка (остров из группы Лисьих островов, расположенной в центральной части Алеутских островов, к юго-западу от Аляски), «Рюрик» был застигнут жесточайшим штормом.
Огромная волна перекатилась через корабль, все, кто в этот момент был на палубе, получили ранения. Коцебу ударился об угол надстройки с такой силой, что потерял сознание, а когда очнулся, почувствовал острейшую боль в груди и остаток пути до Уналашки был вынужден провести в постели.
Во время стоянки на Уналашке на «Рюрике», по мере возможностей, были исправлены повреждения. Немного утихла, как казалось, и боль в груди, и Отто принял решение продолжить плавание. 29 июня 1817 г., взяв на борт 15 алеутов и несколько байдар, которые должны были помогать в полярных исследованиях, «Рюрик» покинул Уналашку. 10 июля корабль бросил якорь у острова Святого Лаврентия. Дальше на север Берингово море было еще покрыто льдом.
Тем временем здоровье командира экспедиции снова ухудшилось. Корабельный врач сделал заключение – дальнейшее пребывание Коцебу в полярном климате может стать для него фатальным. Отто колеблется, пытаясь оттянуть неизбежное, – но в итоге он вынужден письменно (таков порядок) уведомить своих товарищей о прекращении экспедиции. «Минута, в которую я подписал сию бумагу, – с горечью вспоминал Отто Евстафьевич, – была одной из горестнейших в моей жизни, ибо с сим росчерком пера отказался я от самого пламеннейшего желания, долговременно питаемого в моем сердце».
На пути домой «Рюрику» и его экипажу довелось пережить немало приключений, в том числе и неприятных. В октябре 1817 г. неподалеку от Маршалловых островов бриг едва не погиб на рифах. В апреле же следующего года «Рюрик» подошел к острову Святой Елены.
Несмотря на то что Коцебу строго соблюдал правила посещения, установленные английскими властями для места заточения Наполеона, «Рюрик» был обстрелян береговой артиллерией. Но все, к счастью, закончилось благополучно. 3 августа 1818 г. бриг бросил якорь на Неве, напротив дома мецената экспедиции канцлера Н. П. Румянцева.
С формальной точки зрения экспедиция на «Рюрике» не достигла главной поставленной перед ней цели. Однако ни у кого и в мыслях не было упрекать тех, кто три года отважно боролся с трудностями в полярных и тропических широтах. Да и «побочных» положительных эффектов – географических, научных, этнографических и других открытий – было великое множество. Именно поэтому плавание под руководством Отто Коцебу и его описание вызвали немалый интерес.
«Путешествие в Южный океан и в Беренгов пролив, для отыскания северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах, иждивением его сиятельства государственного канцлера графа Н. П. Румянцева, на корабле «Рюрик», под начальством флота лейтенанта Коцебу» – под таким, традиционно длинным для тех лет названием в 1821 г. в Петербурге вышли два тома, в которых Отто Коцебу описывал плавание на «Рюрике» и его результаты.
В 1823 г. увидел свет третий том, содержавший статьи ученых, принимавших участие в экспедиции, и записи научных наблюдений. Вскоре книга О. Е. Коцебу была переведена на немецкий, английский и голландский языки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путешествия вокруг света"
Книги похожие на "Путешествия вокруг света" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Отто Коцебу - Путешествия вокруг света"
Отзывы читателей о книге "Путешествия вокруг света", комментарии и мнения людей о произведении.