» » » » Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями


Авторские права

Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Природа и животные, издательство Детская литература, год 1984. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями
Рейтинг:
Название:
Учитель ботаники, или Разговор с растениями
Издательство:
Детская литература
Год:
1984
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Учитель ботаники, или Разговор с растениями"

Описание и краткое содержание "Учитель ботаники, или Разговор с растениями" читать бесплатно онлайн.



Книга об учителе ботаники и его предмете. Он учит ребят понимать природу, воспитывает у школьников любовь к труду на благо народа.

Для младшего школьного возраста.

Рисунки Р. Гудзенко.






Из Канады в Европу странным путём попал мелколепестник. В тысяча шестьсот четырнадцатом году в германский музей привезли чучело птицы. Через несколько лет чучело стали ремонтировать, внутри оно было набито пушинками семян мелколепестника. Семена вылетели в открытое окно, и началось распространение сорняка на полях сначала Германии, затем и других стран Европы. Попал он и в Россию.

Сколько семян культурных растений перевозится человеком из одной страны в другую для посева в садах и на полях. Многие наши растения, к которым мы привыкли как к необходимым продуктам питания, возделываются у нас совсем не так давно. Родина картофеля — Чили. Первый мешок клубней в Россию прислал Пётр Первый из Голландии. Во Франции картофель появился в конце восемнадцатого века, но возделывать его начали только в середине девятнадцатого столетия.

Подсолнечник и помидоры привезены из Перу, кукуруза — из Мексики. Все эти растения сначала возделывались в садах на клумбах как декоративные из-за оригинальных цветков… Об этом можно говорить без конца.

— А они хитрые! — раздался голос с задней парты.

— Кто хитрые?

— Да семена! Как они здорово распространяются и разные приспособления для этого придумывают.

— Неважно, кто это сказал, ведь многие из вас так думают?

— Да, да, — раздалось много голосов.

— И это в корне неверно. Хитрить и придумывать, то есть думать, мыслить, понимать может только человек, обладающий развитым мозгом. Мыслить не могут даже животные, обладающие мозгом, но недостаточно для этого развитым. У растений нет ни мозга, ни даже нервной системы. Где мог бы находиться мозг у этих маленьких семян? Никогда не делайте такой грубой ошибки, навязывая человеческое сознание растениям и животным. Приспособленность выработалась у них условиями жизни, природой, а не сознанием. Только в сказках да в книжках для детей растения разговаривают, думают, хотят, стремятся. Не верьте сказкам, вы не маленькие и уже изучаете науку о природе, о растениях, где многое известно, доказано и объяснено…

Нас поражает вначале, как это из маленького семени жёлудя вырастает мощный дуб или из совсем мелкого семечка поднимается эвкалипт в сто двадцать метров высотой.

Вот мы и начали с вами изучать строение и жизнь растений и семян. Семена осенью разлетелись, многие, очень многие погибли в пути, но часть попала в почву. Их покроют опадающие листья, а затем снег, и до весны они будут лежать, не проявляя жизни. Весной снег растает, почва станет влажной, семена согреются лучами солнца и начнут прорастать.

Не все семена, не всех растений прорастают сразу, некоторые семена попадают в такие условия, где долго не будет нужного тепла и влаги, и они могут сохраняться несколько лет. Так, семена клевера могут прорастать через шестьдесят восемь лет, кукурузы — через двенадцать, пшеницы — через шесть. Семена индийского лотоса даже через двести пятьдесят лет. Семена растений удивительные.

На следующем уроке мы изучим строение некоторых семян и при каких условиях из них вырастают целые растения.

Теперь начертите в тетради табличку способов распространения семян с графами: ветром, водой, разбрасыванием, птицами, другими животными, человеком. Дома вспомните, о чём мы говорили, и заполните табличку.

— А в учебнике не всё есть, о чём говорилось на уроке, — с тоской сказала Зина Викулина.

— У-у бормашина! — зашипел сосед.

— Что за бормашина?

— Ею сверлят больные зубы, — сказал Мохов.

— Наш основной учебник — природа и сами растения, — продолжал учитель. — Известный ботаник Бекетов сто двадцать лет назад писал: «Лучше вовсе не преподавать ботанику… чем заставлять выучивать наизусть имена, термины, описания и рецепты. Тот, кто будет заставлять твердить наизусть содержание учебника, тот совершит преступление против детей, против науки и против здравого смысла». Я запомнил эти слова, чтобы не поступать так на своих уроках, — ответил Зине Николай Павлович. — Теперь соберите семена, возьмите себе разные. А когда пойдёте домой, подберите к ним листья: клёна, липы и других. Можете и другие семена собрать с листочками или маленькими растеньицами. Дома засушите их и наклейте по порядку в тетрадь для рисования с надписью и датой сбора — будет гербарная тетрадь. Вот на этой стенке повешены справочные таблицы с контурами плодов, с семенами и листьями деревьев. Когда вы соберёте свои находки, можете уточнить по таблицам правильность своих определений. Желающие могут взять почитать книжку «Приключения плодов и семян».

— Я возьму… Я… — подбежали после уроков несколько человек.

В конце класса вдруг послышался шум.

— Что ты делаешь… хулиган? — визжали девочки.

Ученик кидал в их головы собранные в горсть семена, и колючки запутывались в волосах.

— Базыкин, прекрати безобразие! — Николай Павлович подошёл к задней парте. Перед ним с насупленным видом встал крупный парнишка. Он держал руки в карманах. — Во-первых, вытащи руки из карманов, неприлично так стоять. Во-вторых, извинись перед девочками.

— Вот ещё… — пробурчал Базыкин.

— Я заметил, что ты на уроках плохо слушаешь. Где тетрадь? Почему ты не работаешь? Тебе не интересно учиться?

— Чего тут интересного? Семена да листочки…

— Ты нарочно сидишь на «камчатке»?

— Какой «камчатке»?

— С давних пор в школах назывались «камчаткой» последние парты, на них сидели второгодники и плохие ученики. Изволь пересесть на первую парту.

Николай Павлович давно отметил, что Базыкин шумит, задирает ребят, дерётся, нарисовал на доске чёрта. На уроках почти не отвечает и, видимо, лентяй.

«Что с ним делать?» — задумался учитель.

— Ага, Гришка, попался, — съязвил один из приятелей.

Николай Павлович вошёл в учительскую. Думал, что Надежда Михайловна будет выговаривать за шум в классе. Но она тактично не обратила внимания на его выжидательный взгляд.

К нему с улыбкой подошла учительница географии.

— Вижу, вы устанавливаете с географией межпредметные связи.

— Почему вы так думаете?

— А как же, в своём кабинете биологии повесили карту, прибили гвоздями, видимо на веки вечные.

— Карта мира мне постоянно нужна почти на всех уроках о растениях. Это не формальная межпредметная связь, карта нужна для показа, где растут и откуда происходят те или иные растения. Для ботаники карта — необходимое и постоянное наглядное пособие.

— Ах вот как? А я думала, вы просто приверженец педагогической моды.

Она отошла, поджав губы.

Разговор с растениями

роки разные бывают. Бледной чередой проходят обычные. Но некоторые цепко остаются в памяти и, как маяки на далеком пространстве, освещают набегающие волны знаний.

Иногда даже не урок, а какой-то рассказ, даже вопрос или необычное задание вызывает долго сохраняющийся интерес.

На уроке «Строение семян» рассматривали семя фасоли.

Базыкин сидел на первой парте, нехотя ковыряя семя, а Николай Павлович, несмотря на общие указания для всего класса, подсказывал ему, что надо делать.

— Под надзором Гришка, — шепнул, толкая локтем соседа, приятель с задней парты.

— Ребята! — обратился Николай Павлович к классу. — Мы сейчас имеем дело с крупным семенем и можем снимать кожуру, разделять семядоли, пользуясь пальцами, а если будем изучать более мелкие семена, например пшеницу, то пальцы окажутся грубыми. Их нужно как бы заострить. В этом нам поможет пинцет. Вот такой, но пинцетов у нас мало, на всех не хватит. Я предлагаю каждому сделать свой пинцет, но нержавеющий. Обточить палочку, утолщённую с одного конца и заострённую с другого, осторожно расщепить с острого конца, в расщеп вставить кусочек спички. Вот так, — показывает, — и пинцет будет пружинить при сжимании. Ещё в две палочки воткните по игле, получатся препарировальные иглы. Затем вам нужен острый скальпель. Его заменит половинка лезвия безопасной бритвы. Я вам могу дать из моего запаса.

Теперь, чтобы не растерять набор препарировочных инструментов и держать их в порядке всегда при себе, надо изготовить из картона футляр. На половине картона сделайте прорезы, в которые просуньте две резинки и пришейте их с задней стороны. Под резинку просуньте ваши инструменты. Да, ещё: у вас есть деревянные линеечки с миллиметровыми делениями. Обрежьте их в размер вашего набора и тоже вложите в футляр. Измерять приходится при каждой работе. Свободную часть картона согните, прикрывая инструменты, — набор готов, вот такой. Он вам пригодится на многих уроках ботаники и даже в будущем по зоологии, а главное, для работы дома и в природе у вас будет ваш, собственный инструмент.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Учитель ботаники, или Разговор с растениями"

Книги похожие на "Учитель ботаники, или Разговор с растениями" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Верзилин

Николай Верзилин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями"

Отзывы читателей о книге "Учитель ботаники, или Разговор с растениями", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.