» » » » Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями


Авторские права

Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Природа и животные, издательство Детская литература, год 1984. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями
Рейтинг:
Название:
Учитель ботаники, или Разговор с растениями
Издательство:
Детская литература
Год:
1984
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Учитель ботаники, или Разговор с растениями"

Описание и краткое содержание "Учитель ботаники, или Разговор с растениями" читать бесплатно онлайн.



Книга об учителе ботаники и его предмете. Он учит ребят понимать природу, воспитывает у школьников любовь к труду на благо народа.

Для младшего школьного возраста.

Рисунки Р. Гудзенко.






— Дайте, дайте посмотреть поближе, — попросил Базыкин.

— К следующему уроку, пожалуйста, обеспечьте себя такими индивидуальными самодельными препарировочными инструментами…

На следующем уроке учащиеся, придя в класс, показывали друг другу свои изделия. У кого лучше.

— Можно нам сегодня пользоваться своими инструментами? — спросили ученики Николая Павловича.

Рассмотрение строения семени пшеницы уже проводили с помощью деревянных пинцетов и игл. В дополнение ассистенты раздали ручные лупы. Практическая работа проводилась старательно и в изумительной тишине.

— Ну, покажи, Базыкин, как ты сделал свои инструменты? Замечательно. Ты даже отполировал шкуркой. Молодец. Посмотрите, ребята, — это образец хорошей работы.

Базыкин покраснел и в смущении наклонил голову.

— Здорово, ай да Гришка! — послышались одобрительные восклицания.

На следующем уроке ребята уже ждали, чем поразит их учитель ботаники.

— Мы с вами изучили строение семян двудольных и однодольных. Но как они прорастают? Когда и что мы говорили об этом?

Первой подняла руку Зина Викулина.

— Два урока назад мы говорили о том, что осенью семена впадают в покой, всю зиму лежат под снегом и только весною начинают прорастать.

— Хорошо. Но как узнать точно, при каких условиях и у семян каких растений начинается прорастание? Что необходимо семенам для прорастания? Для этого их нужно спросить.

— Как же спросить, они же немые, не разговаривают и не понимают, сами же… — с ехидной улыбкой сказала Викулина.

— Правильно, Зина. Но учёные нашли способ разговаривать с растениями. Четыреста лет назад учёный Бэкон считал, что «естествоиспытатель должен уметь при помощи искусного перекрёстного допроса поставить природу в такое положение, в котором ей оставалось бы дать ясный и определённый ответ; он должен присоединить к наблюдению над природой ещё и опыт». Сто лет назад французский ботаник Буссенго, тщательно разработавший постановку опытов с растениями, любил говорить: «Надо спросить мнение самого растения». И наш советский ботаник Тимирязев считал, что учёный у природы должен «силой своего ума, своей логики вымогать, выпытывать… ответы на свои вопросы». Вопросы растениям надо ставить так, чтобы они могли ответить кратко «да» или «нет». Отвечают они не словами, а своим ростом. Например, дали растению воду — оно растёт, не дали — засыхает. На вопрос: «Нужна тебе вода?» — растение отвечает «да». Для точности разговор надо вести с двумя одинаковыми растениями. Одному дают воду, оно будет называться «опытным», другому не дают — его называют «контрольным». Так как возможны случайные ошибки (например, заболевание растения), то необходима для проверки повторность опыта, то есть ставят одновременно два или три «опыта» и «контроля».

Когда ставят опыты на полях, то берут много растений на точно отмеренной площади делянок. Устанавливают опытные и контрольные делянки и их повторность.

Может быть, мы с вами сегодня и начнём разговор с семенами фасоли и пшеницы. Поставим им вопрос: «Что вам нужно для прорастания?..» Но это слишком общий вопрос. Нужно его уточнить. Предположим, что им необходимо из условий среды. Это будет, как говорят учёные, наша гипотеза.

Что вы предположите, ребята?

— Тепло, свет, вода.

— И ещё?

— Воздух.

— Поместим семена в разные условия по отдельности. Как же будет отвечать растение на вопросы условий?

— Своим ростом.

— Подходят условия — прорастут семена, не подходят или отсутствуют — не прорастут. Для уточнения, утверждают учёные, необходимо пользоваться числом, мерой, весом. В данном случае нужно отмечать время, количество тепла, воды, величину роста. В определении количества того или иного условия важно установить пределы: мало, или, по-научному, «минимум», много, или «максимум», и самое лучшее — «оптимум».

Николай Павлович кивнул Сидоровой и Пухову. Те сразу встали, прошли в соседнюю комнату, называемую лаборантской, вынесли на подносиках какую-то посуду и поставили на стол перед учителем.

— Для разговора с растениями, — сказал Николай Павлович, — нужны и технические приспособления, и методы опроса, чтобы точны, безошибочны были ответы. Техника опыта может быть очень проста. Для примера возьмём семена гороха, поставим вопрос: нужны ли для прорастания их вода, воздух, тепло и свет? Питательных веществ, как мы уже знаем, большой запас имеется в семядолях.

Вот видите — пробирка. В неё я опускаю проволочку, изогнутую в три витка, и крючок. Наливаем в пробирку наполовину воды, на витки проволоки кладём по горошине и опускаем в пробирку. Нижняя горошина вся покрыта водой, средняя до половины, а верхняя сухая. В одной пробирке три условия. Нужно взять три таких пробирки, одну оставить в комнате, другую поставить в холодильник, а на третью надеть чёрный колпачок. Вы дома вместо пробирок можете использовать пузырьки из-под лекарств. Наблюдайте, где и когда семена прорастут.

Проращивать семена можно самыми различными способами.

Вот посмотрите, что выстроили наши ассистенты на подносиках.

На песке, на блюдце с влажной тряпочкой, в стакане с промокательной бумагой, плавающие в вырезах пробки, в марлевом мешочке и даже на кирпиче. Можете использовать любой способ и прорастить разные семена: и фасоль, и пшеницу, и подсолнечник, и даже гречиху из крупы. В семенах гречихи зародыш в середине и не обламывается при обдирании оболочки.

Если у вас дома нет семян, я вам их могу дать. Вы попробуйте поговорить с семенами растений дома и получить ответ на вопрос: «Что вам нужно для прорастания?».

— Это трудно! — послышались голоса. — Это вроде кроссворда, но на живых семенах!

— Ничего трудного нет. Лишь бы захотеть. А то, что я вам показал, совсем не сложно… О результатах своего разговора с семенами вы расскажете через неделю на уроке. Для этого не забудьте «застенографировать» разговор в тетради.

Ученики заулыбались, но пошли с урока в некотором недоумении.


На следующем уроке разговор с семенами продолжался.

— Ну как растут ваши собеседники — ещё не заговорили?

— Нет пока. Они только увеличились… Разбухли, — сказала Сидорова.

— Подождём ещё немного, до другого урока. А сегодня уточним допрос семян. Вот вы сказали — «они разбухли». А какие из них разбухли: сухие или залитые водой?

— Те, которые были залиты водой.

— Почему? — спросил учитель.

— Они получили воду и тепло.

— На следующем уроке мы, надеюсь, увидим наши проросшие семена или всходы.

Бурным было начало следующего урока. Взволнованные ребята еле сидели за партами, вертелись, вскакивали.

— Что это вы как пчёлы в улье?

— Мы хотим вам показать, Николай Павлович, как у нас проросли. Опыт вышел. — Все рвались подойти к столу учителя, держа в руках бутылочки, баночки, принесённые некоторыми даже с водой.

— Что же нам делать? Сделаем выставку наших первых достижений в разговоре с растениями. Напишите на маленьких листочках бумаги свои фамилии и поставьте свои опыты с бумажками на мой и соседние столы. Стойте! Выходите не толпой, а по очереди. Вы записали данные опытов в тетради? Разложите на партах раскрытые тетради… Ну посмотрим. — Дети гуськом выстроились за учителем. — Не все сразу. Сначала этот ряд, когда сядут они — другой.

Смотрели, сравнивали, восклицали.

— У тебя хорошо как, — сказала Серёжкина.

— Ну тоже мне опытники, — фыркнул Николаев.

— Да, Серёжкина очень оригинально придумала поместить баночку в подставку из вырезанной коробки, — сказал Николай Павлович. — Вы все молодцы! Если у кого не вышло как надо, то это ведь первый раз. Садитесь, теперь я обойду и посмотрю ваши записи в тетрадях… Что же у нас от такого массового разговора с семенами получилось… Подведём итоги. Что вам ответили семена на ваш вопрос: какие условия нужны им для прорастания? Что вы скажете, ребята? Ну, Мохов?

— Семенам для прорастания нужны тепло, воздух, вода.

— А свет нужен?

— Свет, значит, для прорастания не нужен.

— Спасибо. Правильно. Запишем.

— Вот вы спрашиваете нас, а отметки не ставите, — недовольно, с надутыми губками сказала Зина.

— Зануда, — пробурчал её сосед.

— Имейте в виду, что я ставлю отметки за обстоятельные ответы по изученному материалу. За отдельные краткие ответы, особенно связанные с размышлениями, которые не всегда могут быть правильными, я отметок не ставлю. По учебнику прочтите и выучите об условиях прорастания семян, а по тетради вспомните, какие и как ставили опыты. И хорошо повторите строение семян, особенно рассмотрев рисунки. Мне думается, вам интересно понаблюдать, как будет из семени вырастать целое растение, с какой быстротой и что сначала появится: росток стебля или корень?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Учитель ботаники, или Разговор с растениями"

Книги похожие на "Учитель ботаники, или Разговор с растениями" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Верзилин

Николай Верзилин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями"

Отзывы читателей о книге "Учитель ботаники, или Разговор с растениями", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.