Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Учитель ботаники, или Разговор с растениями"
Описание и краткое содержание "Учитель ботаники, или Разговор с растениями" читать бесплатно онлайн.
Книга об учителе ботаники и его предмете. Он учит ребят понимать природу, воспитывает у школьников любовь к труду на благо народа.
Для младшего школьного возраста.
Рисунки Р. Гудзенко.
— Росток, росток! — выкрикивали учащиеся.
— Всё это можно выяснить, сделав приборчик, который изобрёл учитель-методист профессор Сергей Андронникович Павлович.
— Что такое «методист»? — спросил Мохов.
— Методист — это учитель учителей. Он учит, как правильно преподавать предмет, в данном случае ботанику, учащимся. Профессор Павлович учил и студентов — будущих учителей.
Так вот, есть люди, думающие о том, как лучше, интереснее, понятнее вас обучать. Есть даже изобретатели простых наглядных пособий: таблиц, приборов, не говоря уже об учебниках. Профессор Павлович предложил: чтобы видеть начальный рост растения из семени, положить прорастающее семя, лучше зерно пшеницы, под стекло, но так, чтобы к семени попадали и вода, и воздух и можно было бы, наблюдая, отмечать размер и скорость роста. Для этого надо взять два одинаковых стекла. Положить на одно из них сложенные листики газеты, как матрасик, затем листик промокательной бумаги и на неё зерно. Сверху прикрыть другим стеклом, а сбоку приклеить полоску бумаги с миллиметровым делением и местом, где против делений можно вписывать даты прироста. Затем всё это стягивается двумя нитками или резинками и нижним краем опускается в блюдце или другой какой сосуд с небольшим количеством воды. Можно сделать такие витринки с разными семенами и затем сравнивать быстроту прорастания: какие из растений станут «рекордсменами»? Попробуйте дома сделать такие витринки, по Павловичу, использовав проросшие семена, и наблюдайте, пока они не дорастут до края стекла.
Палитра леса
классе событие. Почти праздник.
— Мы идём на экскурсию! — радостно сообщали пятиклассники.
— Время спешит. Природа не ждёт. Сентябрь кончается. Осенний сезон может пройти, — сказал Николай Павлович.
Второй день в перемены идут между ребятами разговоры об экскурсии. Учитель в конце одного из уроков инструктировал, как надо готовиться к экскурсии, и теперь учащиеся рассуждали.
— Николай Павлович велел, у кого есть дома открытки с картинками леса, собрать и рассмотреть.
— Стихи о лесе прочитать. Кому-то велел выучить стихи. Это он назвал эмоциональной подготовкой.
— Главное, — сказал Мохов, — организация. Он разбил нас на бригады по восемь человек и назначил бригадиров.
— Ну а ты, бригадир, подготовил со своей бригадой снаряжение? — спросила пионервожатая.
— Кое-что. Все — сумочки через плечо; один — сантиметр, другая — верёвку, я — лопатку. Серёгин — гербарную папку, а вот Милютин из моей бригады возьмёт даже фотоаппарат «Зенит».
— Значит, по-пионерски, будь готов!
— Да, мы готовы в поход, экспедицию. Но когда пойдём?
— В четверг вам дают весь день с утра.
Весёлые разговоры у ребят, полных ожидания, не прекращались.
Ну вот и четверг. Перед выходом из школы Николай Павлович велел построиться по бригадам.
— Бригадиры на месте. Снаряжение взяли?
— Взяли.
— Не отставать, не расходиться. Держаться друг друга при переходах и в транспорте. Слушаться бригадиров. Когда надо будет бригадам разойтись — разойдётесь. У меня свисток. Как только свистну, сразу собирайтесь ко мне. Усвоили?
— Усвоили!
Вышли на дорогу.
— Споём!..
А ну-ка песню нам пропой,
Весёлый ветер…
Хор школьников подхватил:
Весёлый ветер,
Весёлый ветер…
Песня заставила подтянуться, встать в ряды побригадно и бодро шагать.
— Остановимся. Сейчас мы пойдём свободно и начнём наблюдать. Какие растения растут на дороге и около неё. Может быть, мы встретим наших знакомых и поговорим с ними: как им живётся, в каких условиях: на твёрдой дороге, на ярком свету или у влажной канавы и в тени. Сравните одинаковые растения. Набор своих инструментов и записные книжки взяли?
— Взяли.
— Значит, можете измерить высоту растений, размер листьев, количество цветков или плодов. Запишите сегодняшнюю дату и условия жизни: местонахождение и размеры. Растения выкапывать и класть среди листьев газет в гербарную папку только по одному экземпляру на бригаду. Так мы не будем разорять природу, а брать самую малость для изучения. Начали смотреть на дорогу.
— Ого, старый знакомец — подорожник. Маленький, на дороге.
— А в канаве листья-то какие!..
— И одуванчики тоже разные…
— Отметьте, как широко лежат листья одуванчика на земле и какой у него корень. Маленький кусочек корня может дать новое растение. Между прочим, отмоченные листья едят как салат, а высушенный корень может заменить кофе… Понимать надо, что говорят растения не только при опыте, но и в природе! — с усмешкой подбодрил исследователей Николай Павлович.
— А это что за растение? — спросила Васильева.
— Это — птичья гречишка, родственница культурной гречихи, из семян которой делают гречневую кашу. Гречишку любят птицы. Из молодой зелени можно варить суп и делать пюре. Она питательна и содержит витамин С. Из корней гречишки добывали синюю краску. Семена же, как и у подорожника, вместе с грязью налипают на сапоги и колёса и распространяются по дорогам.
Когда Николай Павлович начинает объяснять, а голос у него громкий, ребята подходят и слушают.
— Шире круг, — говорит он, — из-за ваших спин другим не видно.
— Николай Павлович, а вот этой ползучей травы на дороге очень много…
— Гусиная лапка, «гусья трава», её любят гуси. Корни её варят и едят в Тибете и Англии. Цветочки у гусиной лапки маленькие, жёлтенькие, она родственница розам. Эти растения тоже засушите. В каждой бригаде может быть своё растение.
Незаметно за работой пришли к лесу.
— Посидим, отдохнём и посмотрим, что вы собрали и записали. Где мы находимся?
— У леса.
— Точнее, на опушке леса, — послышался голос учителя. — Где у нас север, где юг? Не знаете? Видите, стоит отдельно липа. Где больше веток и гуще — там юг. А на той сосне наверняка с севера на стволе лишайники и мох. Вон пижма. Её листья, как у рябины, расположены с севера на юг. Пухов, проверь по компасу… Какое сейчас время года?
— Осень, сентябрь, и листва на деревьях жёлтая опадает.
— А сколько сейчас времени? Поищите цветущий одуванчик. Его соцветие не закрылось? Значит, нет двух часов. Проверим. Только час. По открыванию и закрыванию цветков разных растений определяют время. На школьном участке надо сделать цветочные часы.
— Но у нас… нет школьного участка, — возразили ребята.
— Так будет. Надо сделать.
— Сделаем, Николай Павлович, а? — сказала, сложив ладошки, беленькая Снежина.
— Попробуем, если вы захотите.
— Захотим… Захотим…
— Договорились. А сейчас осмотрим опушку смешанного леса. В нём смешаны хвойные — сосна, ель; лиственные — берёза, осина, липа, тополь и другие… Обратите внимание на одинокую сосну, стоящую вдали от леса. Кто может описать её характерные черты? Никто? Тогда посмотрите на сосну у края леса, на вырубке. Сравните.
— Я попробую, — вышел паренёк. — Сосна густая, много ветвей… снизу, много хвои, она растёт свободно. Не очень высокая по сравнению с этой, тянувшейся к свету.
— Пойдёмте по опушке. Узнаёте знакомца?.. — Молчание. — Это же кипрей, иван-чай, гербарий которого я вам показывал. Его семена ещё залетели при блокаде на Невский проспект.
— Ах, вот он, иван. — И несколько человек бросились к зарослям кипрея.
— Не рвать! — крикнул Николай Павлович и продекламировал:
Какой красавец!
Он гордо встал на вырубках, у пней,
Среди кустарников и бурелома —
Высокий светло-розовый кипрей —
И чувствует себя совсем как дома[1].
Рассмотрите лучше длинные плоды кипрея. Сколько сантиметров? Как они растрескиваются и как вылетают семена, о которых мы говорили на уроке. Попробуйте сосчитать количество плодов на растении и количество семян. Их не сосчитать: двадцать тысяч штук и весят около килограмма. Какой высоты? Какие листья? Высушенные листья могут заменить чайные. Цветки его дают пчёлам много мёду. Раздавите семена. В них до сорока пяти процентов масла. Молодые побеги отваривают вместо капусты. Вытянем одно растение. У него длинные корневища. Сколько сантиметров? Корневища сладкие, их тоже отваривают и делают муку… Пройдёмте на этот песчаный склон. Что вы видите особенного?
— Ни-че-го.
— Наклонитесь, посмотрите внимательнее.
— Какие-то толстенькие кочанчики.
— Кочанчики толстых сочных листьев растения молодило. Оно напоминает кактусы, растущие в жарких странах. Молодило, или семпервивум по-латыни, то есть вечноживущий. Оно выносливо к засухе и растёт на песке, хорошо размножается, потому так плотно растёт, как будто мостовая из булыжников. Оно редко цветёт жёлтыми цветками на толстом высоком стебле с красноватыми листьями, прилегающими к нему. Размножается побегами, на конце их образуются розетки, вы видите их лежащими поверх сплошного молодильного ковра. Молодые розетки никак не могут проникнуть к почве в этой тесноте. Как же оно распространяется? Это было загадкой для ботаников, кто отрывает молодые розетки: град, дождь, лапы животных? Попробуйте оторвать. Крепкие. Один ботаник решил проверить, как они отрываются, и дежурил каждый день и в дождь, и в град. Но однажды в жаркий день был сильный ветер. И с ближних сосен стали на заросли молодила с силой падать шишки и отрывать лежащие сверху молодила, они катились по склону вниз. Вот и сейчас лежат на молодилах сосновые шишки. Раньше в деревнях весной варили из молодила щи. Но самое интересное, что молодило со средних веков в Германии славилось как громоотвод. Молодило было посвящено богу грома и молнии Тору и высаживалось на крышах (кровлях) деревянных домов. Тогда верили, что Тор не будет метать молнии в посвящённое ему растение. С тех пор и в науке сохранилось двойное название молодило кровельное.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Учитель ботаники, или Разговор с растениями"
Книги похожие на "Учитель ботаники, или Разговор с растениями" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Верзилин - Учитель ботаники, или Разговор с растениями"
Отзывы читателей о книге "Учитель ботаники, или Разговор с растениями", комментарии и мнения людей о произведении.