» » » Леонид Амирханов - Броненосцы железных дорог


Авторские права

Леонид Амирханов - Броненосцы железных дорог

Здесь можно скачать бесплатно "Леонид Амирханов - Броненосцы железных дорог" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная техника, оружее, издательство Остров, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Амирханов - Броненосцы железных дорог
Рейтинг:
Название:
Броненосцы железных дорог
Издательство:
Остров
Год:
2005
ISBN:
5-94500-001-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Броненосцы железных дорог"

Описание и краткое содержание "Броненосцы железных дорог" читать бесплатно онлайн.



Издание осуществлено к 60-летию Победы советского народа в Великой отечественной войне при финансовой поддержке Октябрьской железной дороги-филиала ОАО «Российские железные дороги». Книга написана на основе опубликованных и архивных материалов и представляет собой попытку систематизировать сведения о строительстве и боевой деятельности бронепоездов во время Первой Мировой, Гражданской и Великой Отечественной войны. Книга предназначена для всех интересующихся историей военной техники






Как бы то ни было, мотоброневагон попал в руки белочехов. Ему, разумеется, дали новое имя – «Орлик» («Orlik») и отправили патрулировать Транссибирскую магистраль. Бывший «Заамурец» сражался на Дальнем Востоке с красными партизанами, а затем с остатками Белой армии ушел в Китай.


Бронепоезд №2 «Победа или смерть»



На Украине и южной части России в течение 1918 и 1919 годов было сосредоточено основное количество бронепоездов. Осенью 1919 года 53 бронепоезда Красной армии действовали против примерно такого же количества бронепоездов Добровольческой армии генерала А. И. Деникина.

В начале июня 1919 года в Крыму началась наступление 3-го армейского корпуса Добровольческой армии под командованием генерала Шиллинга. Пройдя почти весь Крым корпус вышел к Херсону и Одессе, буквально сметая на своем пути все соединения Красной армии, которые целыми полками попадали в плен.

Для противодействия корпусу Шиллинга на юг спешно перебрасывались все возможные действующие части и резервы. В том числе и бронепоезда. Из Нижнего Новгорода вышел на Харьков бронепоезд №8, личный состав которого был полностью укомплектован моряками. В январе в районе станции Лозовой и Павлограда моряки захватили два бронепоезда белых. Отремонтировав, им дали новые названия – «Грозный» и «Спартак».

Под общим командованием С.М. Лепетенко бронепоезда №8 и «Грозный» вели успешные бои на побережье Черного и Азовского морей, пополняя свой отряд новыми броневыми единицами. Уже к лету под командованием Лепетенко были сосредоточены десять бронепоездов: «Память Свердлова», №8, №9, №10, «Грозный», «Спартак», «Освободитель», «Память Урицкого», «Память Иванова» и «Борец за свободу». Кроме того, в оперативном подчинении Лепетенко находилось и несколько других бронепоездов: «Имени Худякова», «Буря», «Смерть директории», «Имени Ворошилова», «Смерть паразитам».


Бронепоезд №9


Последний бои А Железнякова. Картина художника Т. Шевченко.


Это соединение получило название Заднепровской дивизии бронепоездов. Столь мощной группы бронепоездов не создавалось в тот период ни на одном из фронтов Гражданской войны. Основную огневую мощь дивизии составляли тяжелые бронепоезда. Они были вооружены в Севастополе корабельными орудиями среднего и мелкого калибра, которых было достаточно сконцентрировано в севастопольских арсеналах Черноморского флота.

С боевыми действиями Заднепровской дивизии бронепоездов связано имя уже упоминавшегося командира Красной армии, прославленного в песнях балтийского матроса Анатолия Железнякова. В одной из песен пелось «Он шел на Одессу, а вышел к Херсону». Оказалось, что одно дело разгонять Учредительное собрание, другое – командовать бронепоездом. В июле 1919 года три бронепоезда Заднепровской дивизии «Буря», «Смерть директории» и «Имени Худякова» (последним и командовал А. Железняков) в районе станции Верховцево были окружены частями Добровольческой армии. Команды бронепоездов «Буря» и «Смерть директории» решили, что ситуация имеет только один выход, как это иногда практиковалось среди боевых кораблей, и взорвали свои сухопутные броненосцы. Моряки бронепоезда «Имени Худякова» посчитали возможным более опасный но и более героический вариант прорыва из окружения и это им удалось. Правда, при этом среди прочих погибших оказался и А. Железняков.

Еще одним бронепоездом, который взорвал свой же личный состав, стал №59 «Имени Свердлова». Летом 1919 года этот бронепоезд прикрывал отступление красноармейцев и оказался одним из последних, оставивших Харьков. Около станции Лосево его окружили части Добровольческой армии. Командир бронепоезда В. Зун, ставший впоследствии видным теоретиком боевого применения бронепоездов, не видя другого выхода, приказал взорвать состав.

Главной ударной силой армии А.И. Деникина, наступавшей на Москву, был 1-й армейский корпус генерал-лейтенанта Кутепова. Он действовал в центре широкого фронта наступления и имел в своем составе четыре именные дивизии: Корниловскую, Алексеевскую, Марковскую и Дроздовскую.

Корниловская дивизия была усилена двумя бронепоездами 2-го бронепоездного дивизиона: тяжелый «Иоанн Калита», вооруженный тремя орудиями калибра 107, 127, 152 мм, и легкий «Офицер», имевший на вооружении три 3-дюймовые пушки. Третий легкий бронепоезд 2-го дивизиона обеспечивал огневую поддержку Алексеевской дивизии, действуя на железнодорожной линии Мамыжи – Новосиль. В наступлении участвовал также бронепоезд «Гром победы».

Решающее наступление корниловской дивизии на Орел началось 13 октября 1919 года. Бронепоезда «Иоанн Калита» и «Офицер» были одним из решающих факторов успеха наступления. Всего в боях за Орел белые взяли в плен около 5000 красноармейцев, 150 пулеметов, 21 орудие и один бронепоезд. Однако Красная армия, подтянув резервы, всеми силами пыталась вернуть Орел.

В ходе наступления красных на Орел у взорванного железнодорожного моста за станцией Песочная произошел жестокий артиллерийский бой белогвардейских бронепоездов «Иоанн Калита» и «Офицер» с четырьмя бронепоездами красных. Противники нанесли друг другу немало повреждений. Больше всех пострадал красный бронепоезд №87 «III Интернационал», потерявший ход из-за вышедшего из строя паровоза и брошенный личным составом.

20 октября частям Красной армии удалось взять Орел. Среди тех, кто участвовал в этом наступлении, был красный бронепоезд №56 «Коммунар». Пулеметчиком на нем служил ставший вскоре известным советским писателем Вс. Вишневский. Он следующим образом описывал события тех дней:

«Мы были назначены на бронепоезд 1-й Конной армии «Коммунар» №56. Движение на Юг развертывалось по гигантской дуге от Волги до Днепра В памяти сохранились царицынские, сормовские, брянские бронепоезда. Пролетарский гений создал в эти дни тяжелый бронепоезд №85. Это был сормовский сухопутный дредноут с шести и восьмидюймовыми орудиями».

Уже на следующий день, 21 октября, белые попытались прорваться к Орлу. Части корниловский дивизии при поддержке все тех же «Иоанна Калиты» и «Офицера» выбили красных со станции Стишь. Ремонтные бригады бронепоездов восстановили разрушенные пути, позволив бронепоездам подойти вплотную к окраинам Орла, но встретили столь мощное огневое противодействие, что войти в город так и не смогли.


Бронепоезд №85


В том же октябре 1919 года кровопролитные бои шли на подступах к Киеву. Этот литературный штамп – «кровопролитный» в данном случае полностью оправдан. Части Красной армии рвались к столице самостийной, не считаясь с потерями.

Бронепоезда, сыгравшие в этих боях немаловажную роль, «работали» с максимальным напряжением. При этом было несколько случаев захвата бронепоездов противником. Это говорит, прежде всего, о недостаточно высоком уровне командования.

В советско-польской войне 1920 года, о которой стали писать лишь в последнее время, бронепоезда участвовали достаточно активно. Так как территория, на которой велись боевые действия была покрыта разветвленной сетью железных дорог.

1-й Конной армии С.М. Буденного была придана бронепоездная группа из пяти бронепоездов: №13, №63 «Гибель контрреволюции», №72 «Имени Николая Руднева», №82 «Смерть Директории» и №203.

Здесь же действовала Заднепровская бригада бронепоездов, которой командовал С.М. Лепетенко. В этот период в ее состав входили бронепоезда «Грозный», «Спартак», «Освободитель», «Памятьтов. Урицкого», «Память тов. Иванова», «Борец за свободу», №8 «Имени Раскольникова», №9, №10 «Имени Розы Люксембург». Позднее к ним присоединились бронепоезда №34 «Красноармеец», №50 и несколько других.


Бронепаровоз бронепоезда №41 «Славный вождь Красной Армии Егоров».


Бронеплощадка бронепоезда № 85.


В 1920-е годы продолжались бои и на Крымском полуострове. В январе три белых бронепоезда успешно содействовали отходу в Крым 3-го армейского корпуса генерала Слащева. Причем в этих боях командованию белых удалось наладить четкое взаимодействие столь разных боевых сил, как пехота, кавалерия, танки и бронепоезда, что во многом способствовало успеху всей операции.

К апрелю 1920 года здесь были сосредоточены двенадцать последних оставшихся в строю бронепоездов Добровольческой армии- «Генерал Алексеев», «Севастополь», «Единая Россия», «Офицер», «Георгий Победоносец», «Грозный», «Дмитрий Донской», «Волк», «Иоанн Калита», «Дроздовец», «Солдат», «Москва». Все они были сведены в четыре дивизиона.

В районе деревни Константиновка произошла настоящая артиллерийская дуэль двух бронепоездов. В один из дней июля белый бронепоезд «Иоанн Калита» вышел со станции Бельманка на север, в направлении расположения частей Красной армии. Остановившись у сторожевой будки №1 бронепоезд был обсыпан осколками разорвавшейся рядом гранаты. Комендоры немедленно открыли ответный огонь из лобового орудия, имевшего весьма незначительный угол горизонтального наведения. Но в данном случае железнодорожный путь впереди был прямым на протяжении нескольких километров.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Броненосцы железных дорог"

Книги похожие на "Броненосцы железных дорог" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Амирханов

Леонид Амирханов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Амирханов - Броненосцы железных дорог"

Отзывы читателей о книге "Броненосцы железных дорог", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.