» » » Владимир Грибовский - Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг.


Авторские права

Владимир Грибовский - Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг.

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Грибовский - Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Гангут, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Грибовский - Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг.
Рейтинг:
Название:
Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг.
Издательство:
Гангут
Год:
2012
ISBN:
978-5-904180-55-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг."

Описание и краткое содержание "Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг." читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена отдельным страницам истории российского Черноморского флота. Она начинается очерком о зарождении российского регулярного флота при Петре I, о его строительства и коротком боевом пути на Азовском море. Отдельные очерки посвящены русско-турецкой войне 1787—1791 гг., развитию тактики парусного флота в войнах XVIII в, флотоводческому искусству адмирала Ф.Ф. Ушакова, русско-турецкой войне 1877—1878 гг.

Последние три очерка описывают события Первой мировой войны 1914 — 1917 гг., борьбу Черноморского флота с германским линейным крейсером «Goeben», междоусобную гражданскую войну и интервенцию, которые фактически привели к гибели нашего Черноморского флота.






На мирных переговорах с Германией в Брест-Литовске вновь столкнулись непримиримые позиции Совнаркома и Центральной рады. И пользу из этого извлекла… Германия. 9 января 1918 года торопясь сохранить за собой государственные посты в «самостийной» державе (большевики вот-вот могли захватить Киев), представители Центральной рады заключили сепаратный мир с Германией. В обмен на помощь против большевиков рада любезно обязалась предоставить Германии и Австро-Венгрии большое количество продовольствия, в том числе 1 млн. тонн хлеба. Так своеобразно киевское правительство понимало интересы украинского народа. Для московского правительства договор Центральной рады с Германией явился тяжелым ударом и обострил борьбу внутри самой партии большевиков. 18 февраля 1918 года германские войска начали повсеместное наступление, и только 3 марта на весьма тяжелых для Советской России условиях был заключен Брест-Литовский мирный договор.

Правда, фактически договор строго не выполнялся ни германским правительством, ни Совнаркомом. Борьба продолжалась, германские войска при содействии гайдамаков оккупировали Киев, Одессу, Николаев, заняли Перекоп — ворота на Крымский полуостров.

Значение Черноморского флота к этому времени хорошо понимали все политические силы и противоборствующие стороны. Большевистский Совнарком, не без основания опасавшийся захвата флота Германией, уже санкционировал предложение Коллегии Морского Комиссариата о перебазировании сохранившихся в строю кораблей в Новороссийск.

Выполнить это решение оказалось не так просто: реальной советской власти в Крыму не существовало, на кораблях бушевали политические страсти. В сложном положении оказался командовавший флотом бывший контр-адмирал М.П. Саблин, который искренне хотел сохранения флота для России, но не одобрял политической линии большевиков. До последнего момента Саблин пытался найти компромисс. Он даже согласился поднять украинские флаги и отдал приказание на выход главных сил только после провала переговоров с германским командованием. Большую решимость и инициативу в спасении флота тогда проявили командиры эскадренных миноносцев «Калиакрия» и «Керчь» Е.С. Гернет и В.А. Кукель-Краевский. Линкоры покинули Севастополь под огнем германских орудий, а часть кораблей так и не смогла выйти из бухты. Эскадренный миноносец «Гневный», не выдержав обстрела, выбросился на берег.

1–2 июня 1918 года действующий Черноморский флот сосредоточился в Новороссийске, а разоруженные корабли и все подводные лодки немедленно были захвачены немцами.

Германское командование, заменившее безответственную Центральную раду в Киеве новым правительством гетмана Скоропадского, недолго торжествовало победу. Не за горами было поражение Германии. На юге России еще более двух лет продолжалась кровопролитная борьба, в огне которой сгорел Черноморский флот. С осени 1918 года в этот огонь заботливо подливали масло бывшие союзники России — Великобритания, Франция, США.

18 июня 1918 года, под угрозой захвата германскими войсками Новороссийска, в ближайших бухтах по секретному приказу Совнаркома были затоплены линкор «Свободная Россия», одиннадцать эскадренных миноносцев и миноносцев. Решение о затоплении, обоснованное по существу, выполнялось поспешно и в обстановке ежедневной смены политических настроений команд. В результате подрыва и затопления на больших глубинах почти все эти корабли стали безвозвратными потерями: впоследствии удалось восстановить только один эскадренный миноносец.

Часть матросов и офицеров отказались выполнить приказ большевистского правительства. Линкор «Воля», семь эсминцев и миноносцев вернулись в Севастополь и были немедленно захвачены немцами. Чередование Андреевского, красного и жовтно-блакитного флагов тогда окончилось подъемом флага Германской империи.

В конце ноября российские корабли в Севастополе передали в цепкие руки бывших союзников — объединенных сил Антанты, посланных в Черное море для наведения «порядка» на юге России. Союзники, действуя в духе лучших британских традиций, поспешили вывести из Крыма новейшие боевые единицы нашего флота. В апреле 1919 года, оставляя Севастополь под натиском Красной армии, англичане не забыли об уцелевших кораблях некогда грозного российского флота. Адмиралы Калторп и Сеймур беспокоились о том, чтобы даже разоруженные броненосцы и крейсера не попали в руки большевиков. Британские моряки подорвали цилиндры главных машин линейных кораблей «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Борец за свободу», крейсера «Кагул», эсминца «Быстрый» и других. Девять подводных лодок, в том числе три совсем новых, были затоплены интервентами вблизи Севастополя.

Осенью 1919 года захваченный линкор «Воля» и эскадренные миноносцы союзники вернули в распоряжение командования белого русского флота Вооруженных сил Юга России. Однако новый эсминец «Счастливый» 24 октября погиб, застигнутый сильным штормом у острова Лемнос. Следует отметить, что белому морскому командованию так и не удалось полностью восстановить боеспособность своего флота: на кораблях катастрофически не хватало матросов. Недолгой оказалась и последняя битва за Крым. В ноябре 1920 года белый русский флот выполнил заключительную боевую операцию: эвакуировал из Крыма около 150 тысяч войск и беженцев.

Флот перешел в Константинополь, а вскоре нашел убежище во французской военно-морской базе Бизерта на африканском побережье Средиземного моря. В числе кораблей бизертской эскадры оказались и линкор «Воля», эсминцы «Беспокойный», «Дерзкий», «Гневный». «Поспешный», подводные лодки «Буревестник», «Тюлень», «Утка» и АГ-22.

Всем им было не суждено возвратиться в родные порты. В октябре 1924 года французское правительство признало СССР, и белый русский флот прекратил существование, Андреевские флаги были спущены, корабли перешли в распоряжение французских властей, которые еще раньше включили в состав своего флота некоторые вспомогательные суда. Попытки советского правительства вернуть корабли потерпели неудачу из-за нерешенности вопросов, связанных с уплатой российских долгов Франции, а также из-за враждебной позиции Великобритании.

Разорение промышленности и финансов не позволило большевикам достроить и многие корабли, оставшиеся на верфях Николаева.

Только прямые потери корабельного состава Черноморского флота в 1917–1924 годах выражались суммой не менее чем в 230 млн. золотых рублей. Погибли плоды двадцатилетних созидательных усилий всех народов Российской империи. Морская оборона черноморских рубежей рухнула.

Черноморский флот так и не удалось полностью восстановить к 1941 году, т. е. к началу Великой Отечественной войны. В 1930-х годах для покрытия минимальных потребностей обороны на Черное море пришлось перевести линкор и крейсер из состава Балтийского флота, также ослабленного в ходе Гражданской войны и послевоенной разрухи. Заложенные в 1938–1940-х годах на верфях николаевских заводов новые линкоры и крейсеры помешала достроить война.

Но в 1941 и 1942 годах, даже сравнительно слабый, наш Черноморский флот господствовал на море и сыграл огромную роль в битве за Крым и Кавказ, спасая положение на всем южном фланге советско-германского фронта. После Великой Отечественной войны прошло более шестидесяти мирных лет. За эти годы на восстановление и укрепление «морской мощи» нашей страны, в том числе и на Черном море, были затрачены огромные средства и усилия миллионов людей. О правильности избранных в послевоенные годы путей военно-морского строительства можно спорить, но нельзя отрицать очевидного: созданный на Черном море флот к началу 90-х годов XX века представлял собой серьезную боевую силу, а кораблестроительная промышленность Николаева, Херсона и Керчи — базу для пополнения наших флотов на всех других театрах.

Изучение исторического опыта показывает, что в пылу политической борьбы флот и кораблестроение могут быть уничтожены в считанные годы и месяцы. Хотелось бы надеяться на мудрость политиков, выдержку и стойкость моряков-черноморцев, на единство нашего народа перед лицом серьезных испытаний.


Литература

1. Адмирал Ушаков. Документы. Т. 1. — М.: Военмориздат, 1951.

2. Андриенко В.Г. До и после Наварина. — М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra fantastica, 2002.

3. Аренс Е.И. Роль флота в войне 1877–1878 гг. — СПб., 1903.

4. Березин Е.В. Морская тактика. Часть историческая. — СПб., 1880.

5. Бестужев Н.А. Опыт истории российского флота. — Л.: Судпромгиз, 1961.

6. Верещагин В.Г. Повести, очерки, Воспоминания. — М.: Советская Россия, 1980.

7. Веселаго Ф.Ф. Краткая история русского флота. — 2-еизд. — М. — Л.: Военмориздат, 1939.

8. Головачев В.Ф. История Севастополя как русского порта. — СПб., 1872.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг."

Книги похожие на "Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Грибовский

Владимир Грибовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Грибовский - Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг."

Отзывы читателей о книге "Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.