Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи."
Описание и краткое содержание "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи." читать бесплатно онлайн.
Евреи Польши и Литвы строили синагоги‚ и католическая церковь постоянно жаловалась‚ что "евреи понастроили себе в королевских городах синагог каменных и обширных красивее костелов и домов". Прежде всего надо было получить разрешение у короля‚ у местного епископа‚ у магистрата и частного владельца‚ на чьей земле строили синагогу. И если крупные общины могли заплатить за это большие деньги‚ то евреям мелких общин часто приходилось ютиться в крохотных избах‚ которые не вмещали всех молящихся. Община не забывала заслуг того‚ кто добивался успеха в этом богоугодном деле‚ и в городе Луцке на надгробном камне Блюмы‚ дочери Песаха‚ скончавшейся в 1595 году‚ особо отметили‚ что она добилась разрешения на переделку и расширение местной синагоги.
В разрешении на строительство непременно оговаривались размеры синагоги‚ ее оформление‚ вид строительного камня‚ а для синагоги в городе Жолкве было поставлено дополнительное условие: "впереди синагоги на той же площади возвести избу‚ которая заслоняла бы синагогу с улицы". Синагоги не разрешали строить выше костелов, а порой и выше окружающих домов‚ и чтобы зал для молитв получился высоким‚ опускали пол на несколько метров, – тому находили подтверждение в псалме Давида: "Из глубин взываю к Тебе, Господи..."
Здания синагог служили для защиты от нападения врагов; их часто строили на возвышенном месте, чтобы наблюдать за приближением противника, возле реки – естественной преграды, в виде крепостей с мощными стенами‚ за которыми можно было отсидеться в минуты опасности. Синагога львовского предместья неоднократно служила убежищем во времена набегов и осад. Синагога города Острога выдержала обстрел русской артиллерии в 1792 году‚ когда нападавшие приняли это здание за крепость. (Легенда сообщает‚ что пули и ядра‚ попадавшие внутрь синагоги через окна‚ не причиняли вреда тем‚ кто там прятался.) Казимежская синагога "в продолжение многих лет была единственным защищенным каменным зданием". Синагогу в Луцке снабдили башней с бойницами "для обороны со всех четырех сторон"‚ пушкой и "людьми‚ способными к обороне"‚ а синагоги в Жолкве‚ Тарнополе и Шаргороде стали пограничными постами на пути казацких и татарских набегов.
Евреи заботились об украшении своих синагог, особенно о красоте "арон га-кодеш" – хранилища свитков Торы.. В люстрах тончайшей работы горели свечи‚ стоял семисвечник – в память храмовой меноры‚ висела лампада‚ в которой постоянно горел огонь. Прихожане заказывали богато украшенные свитки Торы и дарили их синагогам. В синагогах были драгоценные бокалы для обряда благословения‚ вышитые золотом покрывала для стола‚ на который клали свиток Торы при чтении‚ серебряные тазы для мытья рук.
В виленской синагоге "всё было из серебра или золота‚ из парчи‚ шелка и бархата... Кресло для обряда обрезания было осыпано жемчугом‚ оковано серебром‚ с золотыми шариками‚ и на нем подушка‚ шитая золотом‚ а также шитое покрывало из шелка. На полу лежали персидские ковры‚ а все сосуды и чаши были серебряные с позолотой". Невзрачные снаружи деревенские избы-синагоги были разрисованы по стенам и потолку тонкими затейливыми орнаментами из виноградных лоз, молитвенными надписями‚ изображениями Иерусалима‚ знаками зодиака‚ орлами‚ львами‚ тиграми и оленями‚ которые иллюстрировали изречение из Талмуда: будь отважен‚ как тигр‚ легок‚ как орел‚ быстр‚ как олень‚ и храбр‚ как лев, при исполнении воли Отца твоего Небесного.
Даже в домашнем обиходе каждый старался обзавестись серебряными бокалами для благословения‚ красивым покрывалом для субботней халы и подсвечниками из меди или серебра‚ в которых по субботам и праздникам зажигали свечи. Богатые люди заказывали свитки Торы и хранили их у себя дома. Было принято дарить молодоженам пару субботних подсвечников‚ а когда в семье рождался очередной ребенок‚ прибавляли по одному подсвечнику, в котором зажигали дополнительную свечу в канун субботы‚ чтобы ребенок рос здоровым.
Сохранилось имя еврейского мастера Хаима Сегала‚ который расписывал деревянную синагогу в Могилеве. Арье Иегуда Лейб расписал миниатюрами пергаментный молитвенник‚ посвященный "старой и святой синагоге в Погребище". "Арон га-кодеш" в синагоге местечка Узляны вырезал из дерева искусный резчик Бер‚ сын Израиля. Деревянную синагогу в Насельске строил Симха Вайс‚ сын Шломо из Луцка; вышгородскую синагогу строил Давид Фридлендер‚ а злочевскую – Биньямин из Ласка. Бедный ремесленник Барух долгие годы мечтал о том‚ как синагога в Погребище будет освещаться канделябрами его изготовления. Восемь лет подряд он собирал и скупал медные обрезки‚ а затем шесть лет занимался этой работой. Его ханукальный светильник и светильник на четырнадцать свечей удивляли своей красотой еще в начале двадцатого века.
Евреи в своих общинах утверждали братства – религиозные и благотворительные. Были братства‚ члены которых после утренней и вечерней молитвы под руководством знатока изучали Талмуд; члены другого братства следили за тем‚ чтобы постоянно горели светильники перед "арон га-кодеш". "Существовало братство‚ – писал Натан Ганновер‚ – члены которого вставали до зари и молились‚ оплакивая разрушение Иерусалимского Храма. А когда всходило солнце‚ вставали члены другого братства и целый час читали псалмы до начала молитвы..."
Были братства для обучения бедных детей‚ для выдачи беспроцентных ссуд беднякам‚ для сбора приданого бедным невестам и выдачи их замуж. В каждой общине непременно существовало погребальное братство – "хевра кадиша"‚ которое заботилось о местном кладбище. Члены этого братства посещали умирающих‚ читали возле них псалмы‚ молились за них в последние их минуты‚ совершали затем погребальные обряды. В некоторых общинах это же братство заботилось о бедных больных‚ снабжало их лекарствами‚ ухаживало за ними во время болезни.
Профессиональные цехи ремесленников – портных‚ сапожников‚ мясников – имели свои свитки Торы‚ своих раввинов или проповедников‚ которые обучали их по субботам‚ а иногда и в будни. Подобное существовало у польских евреев до двадцатого века‚ и некий христианский ученый отметил‚ посетив Варшаву: "Однажды на стоянке я заметил множество повозок‚ однако ни на одной из них не было кучера. Если бы это случилось в моей родной стране‚ я бы точно знал‚ где их искать. Еврейский мальчик указал мне‚ как их найти. Во дворе был дом‚ на втором этаже которого находился "штибл" – помещение при синагоге для занятий и молитвы у еврейских возниц... Одна группа рьяно там училась‚ другая – горячо спорила по какому-то религиозному вопросу. Позже я обнаружил‚ что у ремесленников всех профессий... в еврейском районе есть свой "штибл". Я убедился также‚ что каждую свободную минуту‚ которую удается урвать от работы‚ они посвящают изучению Торы. Когда они собираются в своем кругу‚ один просит другого: "Зог мир а штикл Тойре" ("Расскажи мне немного из Торы")".
Как доказательство этого – хранящаяся в нью-йоркской библиотеке Еврейского научного института старая книга‚ на которой стоит штамп: "Общество дровосеков Бердичева для изучения Мишны".
5
Во время погромов, не только грабили и разрушали дома в еврейских кварталах, но громили также синагоги и уничтожали свитки Торы. Их рвали, сжигали, кидали под копыта лошадей и количество рукописей неуклонно уменьшалось; свитки переписывались вручную, стоили они очень дорого, были доступны лишь богатым людям. Но недаром сказано: "Господь создает лекарство еще до болезни", и в 1440 году в Германии никому до того неизвестный Иоганн Гутенберг изобрел печатание книг наборными буквами. Он держал это в секрете, и когда в Майнце вышла из печати первая его книга, никто не знал, как это сделано. Помог случай. Во время войны между германскими княжествами типографию Гуттенберга разгромили, и секрет перестал быть секретом. Вскоре многие уже печатали книги наборными буквами, еврейские типографы – в их числе.
В 1474 году в итальянском городе Феррара появилась первая еврейская типография, где напечатали по методу Гутенберга первую еврейскую книгу. Это был один из томов религиозных предписаний под названием "Арба турим" - "Четыре ряда"; издал его типограф Авраам бен Хаим де Пинто. Затем появились еврейские типографии в Италии, Испании, Португалии, где до конца пятнадцатого века напечатали около ста книг. Евреи с восторгом встретили изобретение Гуттенберга, еврейские типографы слагали гимны в честь книгопечатания и основывали типографии лишь для того‚ чтобы распространять книги Священного Писания. Девизом итальянской типографии семьи Сончино было: "Из Сиона исходит Тора и слово Божье из дома Сончино". Одну из их книг предварял такой эпиграф:
"Я‚ Гершом‚ сын Моше‚ печатник народа‚ владелец замечательной типографии. Имя мое вспомнится во все века. Я присмотрелся к волнениям изгнания‚ и видел я волны страданий. И усмотрел я‚ что Тору забыли‚ нет читающих Святое Писание‚ ибо нет средств для приобретения книг... Посвятивший себя Торе находится постоянно в нужде‚ ему тяжело во время постоянных гонений нести многие книги из города в город‚ из царства в царство. Посему я‚ Гершом бен Моше Сончино‚ энергично взялся за Божье дело и напечатал 24 книги Священного Писания в миниатюрном размере‚ чтобы были они у каждого человека днем и ночью... чтобы читал он их лежа и стоя‚ чтобы без них не ночевал‚ изучал их постоянно".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи."
Книги похожие на "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи."
Отзывы читателей о книге "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи.", комментарии и мнения людей о произведении.